Архив

Терновый венец

Героиня сериала вышла замуж за собственного мужа

18 февраля 2002 03:00
1903
0

ТИТРЫ

ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ
THE THORN BIRDS

США, 1983
Производство:
Warner Brothers
Автор сценария: Кармен Калвер («Если наступит завтра»)
Режиссеры: Дэрил Дьюк «Коломбо»)

НТВ, понедельник—четверг, 21.00

Он молод, красив, амбициозен и честолюбив. Его сердце наполнено любовью, и он мог бы одарить ею любую достойную женщину. Но Ральф де Брикассар выбрал Господа и только ему хочет доказывать свою любовь. Хочет, но не может. Мегги Клири ненавидит Господа, всю жизнь она любит и хочет обладать отцом Ральфом. История «запретной любви» священника и молодой австралийки из романа «Поющие в терновнике» будоражит умы людей во всем мире уже двадцать пять лет. А одноименный мини-сериал, который именитые кинокритики приравнивают к фильму «Унесенные ветром», показывается в нашей стране с устрашающей регулярностью. «МК-Бульвару» удалось откопать подробности о том, как снимался этот знаменитый телефильм.

Когда в 1977 году вышла книга австралийской писательницы Коллин Маккаллоу «Поющие в терновнике», она тут же стала бестселлером. Поэтому неудивительно, что в Голливуде сразу заговорили об ее экранизации. Должно было получиться что-то вроде «Унесенных ветром» — длинное красивое полнометражное кино. Изначально было решено, что отца Ральфа будет играть Роберт Редфорд, который с радостью согласился. Четыре года четверо лучших сценаристов бились над сценарием, да так и не смогли выдать очередной шедевр.
Исполнительный продюсер Дэвид Уолпер рассказывал: «Как-то я обедал с одним из директоров «Warner Brothers», и он признался мне, что они в конце концов отказались от идеи снять картину. К тому же Роберт Редфорд уже отказался от роли. Тогда я попросил его разрешить мне попробовать сделать это мини-сериалом. Дело в том, что есть такие книги, которые трудно «запихнуть» в два-три часа экранного времени. В этом случае мини-сериал самый удобный формат. Он почесал затылок и дал мне «добро». Все это случилось в конце 1981 года.
Сценарий писала Кармен Калвер. «Первым делом, когда готовишься писать сценарий, надо найти основные темы, а уже потом нанизывать на них все остальные события, — говорит она. — Понятно, что тут главное — любовь молодой девушки и священника. Но я чувствовала, что тут есть и более глубокая тема: отношения человека с Богом. И этому мне хотелось уделить
достаточно внимания. Мы, в общем-то, не очень волновались по поводу выпадов со стороны католической церкви, поскольку, когда вышла книга, никаких нареканий не было. И тем не менее у меня был эксперт — священник католического ордена, который помогал мне избежать каких-то ошибок. В общей сложности сценарий писался семь месяцев».
«На роль отца Ральфа было решено взять либо Ричарда Чемберлейна, либо Питера Страусса, — говорит Уолпер. — Было еще несколько актеров, но эти пробы проводились скорее просто для приличия. В итоге мы выбрали Ричарда». Кстати, Чемберлейн — единственный из всей прежней актерской группы, кто снялся в продолжении «Поющих…» — фильме «Упущенные годы», снятом в 1996 году. Он был уже несколько староват для этой роли, но режиссер Кевин Джеймс Добсон и думать не хотел о другом Ральфе де Брикассаре. («Упущенные годы» будут показаны на НТВ в то же время сразу после «Поющих в терновнике». — «МКБ».)
А вот с Мегги пришлось повозиться. «На роль Мегги пробовалось около семидесяти актрис в возрасте от 25 до 35 лет, — продолжает Уолпер. — И когда у нас осталось всего четыре претендентки, мы сказали им к следующему прослушиванию подготовить три сцены. Рейчел Уорд единственная не просто тупо выучила слова, а пошла к учителю актерского мастерства, который помог ей создать свой образ Мегги. Это было одной из причин того, что мы выбрали ее. Но все равно, если честно, мы долго колебались между Рейчел и Джейн Сеймур. Джейн — великолепная актриса, но твердый, уверенный в себе человек. А нам нужна была очень ранимая, легко уязвимая особа, которая выглядела бы опустошенной из-за невозможности быть с любимым мужчиной. Рейчел больше подходила на эту роль, она выглядела так, что дунь на нее, и она рассыплется».
Пока Дэвид Уолпер решал кастинговые вопросы, другой продюсер, Стэн Маргулис, занимался поиском места съемок. «Снимать Австралию было бы логичнее всего в самой Австралии. И я, соответственно, поехал на этот зеленый континент, где обнаружил, что Австралия очень похожа на Южную Калифорнию: те же самые эвкалиптовые деревья, похожие цветы, такие же горы, климат, температура воздуха. Но все равно там пришлось бы строить декорации, что вышло бы значительно дороже, чем в Америке. Поэтому мы решили снимать в Калифорнии, — рассказывает Маргулис. — Ранчо мы строили недалеко от Лос-Анджелеса, на местности, принадлежащей нефтяным компаниям. Они владеют ими очень и очень давно и не разрешают там никому ничего строить. Там нет ни зданий, ни телеграфных-телефонных столбов, вообще ничего на много миль. Поэтому для нас это было идеальным местом. Ватикан мы снимали в церкви Святого Эндрю в Пасадине, а коралловый риф и тростниковые поля мы нашли на Гавайях».
«Стэн сказал мне, что они нашли все, что нужно, но никак не могут найти хоть что-то похожее на «побережье Мегги», — говорит Кармен Калвер. — И я сказала ему: «Лети на Кауаи (один из гавайских островов). Там садись в машину и езжай на юг до тех пор, пока не кончится дорога. Когда ты выйдешь на берег и посмотришь налево, ты увидишь небольшой коттедж. Это и есть «побережье Мегги». Дело в том, что несколько лет назад я была на Кауаи и видела этот берег. И когда я писала эту сцену, я представляла себе именно это местечко».
Один из основных способов показать эпоху — костюмы. Поэтому с гардеробом актеров тоже велась тщательная работа. По словам Тома Доусона, дизайнера мужских костюмов: «Мы прочитали очень много литературы, просмотрели огромное количество фотографий, фильмов, чтобы представить себе и воспроизвести с точностью одежду того времени. Что касается костюмов священников, я консультировался с очень многими людьми, включая даже одного священника — отца Лоуренса, отлученного от церкви. Он был нашим самым главным экспертом в этом вопросе, потому что у него есть личная коллекция старинного одеяния священников и кардиналов. Целый склад! Он во многом нам помог, у него даже алтарь собственный дома имелся».
Женской одеждой занималась Донна Робертс, которая теперь стала вице-президентом одного из самых больших Домов моды в США «Western Costume». «Мы долго не могли приступить к костюмам Мегги, поскольку актрису на эту роль никак не утверждали. А все платья главной героини должны были соответствовать характеру актрисы, — рассказывает она. — Когда выбрали Рейчел, я посоветовала продюсерам пригласить Билла Травиллу. Я работала с ним на паре картин и знала, что он чудесный дизайнер». Билл Травилла, который умер в 1990 году, делал костюмы для таких легенд мирового кино, как Мэрилин Монро, Лоретта Янг, Бетти Грэйбл, Джейн Рассел, Энн Маргарет, Жаклин Смит, Хитер Локлир. Травилла был любимым дизайнером Монро, и они были очень близкими друзьями. Он создал ей наряды к одиннадцати фильмам, среди которых незабываемое белое гофрированное платье из картины «Семейная скука» и шокирующее розовое — из «Джентльмены предпочитают блондинок».
В «Поющих в терновнике» самое знаменитое платье Травиллы — розовое, которое надевает Мегги в один из ключевых моментов истории. И именно с этим платьем было связно больше всего хлопот. Прежде всего, чтобы добиться такого цвета, который Донна Робертс характеризует как «пепел розы», пришлось попробовать 19 различных оттенков розовато-лилового цвета, для того чтобы он хорошо смотрелся на Рейчел и хорошо вписывался в картинку. Розовый — очень капризный цвет, далеко не все могут его носить. Но у Рейчел очень подходящий цвет кожи — желтовато-смуглый.
Сначала сшили одно такое платье — из шелка. Но когда Травилла узнал, что по сюжету Мегги должна ехать в нем под проливным дождем, он схватился за голову, поскольку понимал, что после этого платье полностью потеряет товарный вид. Поэтому для сцен вроде этой сделали еще два розовых платья из полиэстра.
Тем временем, пока режиссер, продюсеры, костюмеры, художники и все остальные занимались подготовкой и снимали картину о любви юной Мегги и отца Ральфа, за пределами съемочной площадки развивалась совсем другая любовная история. Рейчел предпочла не своего экранного возлюбленного Ричарда Чемберлейна, а актера Брайана Брауна, который в «Поющих в терновнике» сыграл мужа ее героини, алкоголика и деспота Люка. Дэрил Дьюк, режиссер фильма, рассказывает: «Рейчел тогда совсем недавно рассталась со своим женихом и очень переживала по этому поводу. Но как только она встретилась с Брайаном, вся ее грусть-тоска улетучилась. Это была любовь с первого взгляда. Это было здорово! Все их отношения развивались у нас на глазах, за них радовалась вся группа. Мне не удалось побывать на их свадьбе, но я был на вечеринке, устроенной в честь их помолвки. Там была вся съемочная группа. А потом, когда я в 1986 году снимал Брайана в фильме «Тайпан», на съемку приехала Рейчел с их первым ребенком — двухлетней Рози. Я тогда впервые ее увидел. И Рейчел сказала: «Вот, Рози, познакомься, это твой крестный папа. Благодаря этому человеку ты появилась на свет». Это было очень приятно. Они до сих пор женаты, сейчас у них уже трое детей: две дочки и сын».
Естественно, как на любой съемке, во время работы над «Поющими в терновнике» были свои курьезы. Один такой случай вспомнил Том Доусон: «Когда мы снимали на Гавайях, и там по сюжету должны были гореть поля, огонь так разгорелся, что стало совершенно невозможно дышать. Тростник был такой сухой, что поле как будто взорвалось. Это было похоже на бомбу. Жара была нестерпимая. Я лег на землю и пополз подальше оттуда, мысленно прощаясь со всеми своими родными и друзьями. Если честно, я не верил, что нам удастся выбраться. Прошло довольно много времени, пока затушили этот пожар. Было очень страшно. Зато какая картинка получилась — впечатляет!», — добавляет он. Более смешной эпизод связан с продюсером Дэвидом Уолпером. «Был случай, когда нам в короткие сроки надо было отснять как можно больше сцен, все были на взводе, бегали в запарке. Я тоже нервничал. И прихожу как-то на съемочную площадку, смотрю на монитор и вижу, что фокуса нет. Я кричу на оператора: «Что с тобой случилось? Почему ты не можешь навести фокус? Уволю!» Довел его практически до истерики. На следующий день — то же самое. А недели через три я пошел к врачу-окулисту. И он выписал мне очки. Оказалось, у меня испортилось зрение, и это у меня фокус не наводился, а не у несчастного оператора, которого я костерил каждый день. Мне потом было жутко неловко, я долго извинялся. А надо мной все подшучивали», — говорит Уолпер.
В конце концов, со всеми этими шутками-прибаутками, мини-сериал «Поющие в терновнике» сняли. Он тут же занял первые места в телерейтингах и получил премии «Эдди», «Эмми» и «Золотой Глобус». Был показан практически во всех странах мира. Однако автору книги, писательнице Коллин Маккаллоу, не понравился. По словам Уолпера, «Маккаллоу почему-то возненавидела телефильм. Почему — совершенно непонятно, она так и не объяснила нам. Причем невзлюбила его с самого начала съемок, поэтому ни во время самих съемок, ни после мы с ней не общались. Даже когда шоу получило громадный успех во всем мире, она не признала его. В моей практике это единственный случай, когда писателю не понравился снятый фильм. А я за свою карьеру экранизировал 60 книг». Наверное, она просто завидует.