Как может выглядеть детский поэт? Он, благоухая, одетый с иголочки, вылезает из лакового авто?
Нет, это был бы нетипичный детский поэт. Детского поэта, как невесту, украшает скромность. Вот Тим СОБАКИН — типичный. Клетчатый берет, уютный шарф, борода, серая куртка с большими карманами. Так сегодня выглядит автор замечательных детских стихов и рассказов, главный придумщик легендарного журнала «Трамвай», который в начале 90-х выходил тиражом пять с половиной миллионов экземпляров.

Как сейчас говорят выросшие читатели «Трамвая», «единственный журнал, где детей не держали за дураков». Тим Собакин к детям вообще относится уважительно, не любит сюсюканья и твердо называет себя поэтом для всех.


25 лет псевдониму


— Тим, вы тысячу раз, наверное, рассказывали, откуда взялся такой псевдоним. Расскажите в тысячу первый.

— 1 мая 1982 года мы с маленькой дочкой ждали мультфильм. А перед этим шел фильм по произведениям Гайдара. Там стоит мальчик перед конницей, и командир объявляет: «За проявленное мужество выношу благодарность Егору… как твоя фамилия?» — «Собакины мы». А Тимофеем меня в детстве звали родители. Я и сейчас такой — с пухленькими щечками. И Тим Собакин — это сложилось буквально за минуту. В том году было 25 лет псевдониму, а в этом — 25 лет первому стихотворению.

— А откуда что пошло? Детскими поэтами становятся или рождаются?

— Когда дочка была маленькая, она засыпала, только когда я читал ей стихи. Мы все прочитали, что нашли, и я стал ей что-то придумывать. Сначала маленькие четверостишия. Хотя я был склонен к словесным экзерсисам еще в школе.

Классе в четвертном я написал печальный стих про мать-волчицу, которая потеряла своих волчат, плачет, бедная, не может найти себе места. Мой товарищ отнес стих папе, и папа напечатал его на машинке. Для меня это был шок: надо же, меня уже печатают!

— Действительно! Печатают же!

— Я тогда подумал, вот, оказывается, как можно словами создавать образы, целый мир, придумать все, что хочется. Я писал сперва для взрослых, у меня целая куча есть и смешных стихов, и лирика. Но печатался все чаще и чаще в детских изданиях. Так получилось, что стал детским писателем, хотя всегда подчеркиваю, что я писатель для всех. Всех, кто ценит юмор, шутку и игру словом. Кто свободен духом и мыслью, вот.

— Расскажите самое интересное, то, что волнует любого уважающего себя читателя. Как пишутся стихи?

— Я сам не знаю, хотя неоднократно пытался понять — от задумки до конца. «Когда б вы знали, из какого сора…» Иду я после работы домой. Есть хочется. Захожу в кулинарию, где лежат готовые салатики. Салатики уже почти все раскуплены, и остатки лежат в такой непонятной жиже. Морковка по-корейски плавает… И я думаю: морковь что-то совсем обморковилась… Салат обсалатился, винегрет обвинегретился совсем… И появилась идея сделать такой стишок о продуктах питания. Чаще всего я пишу в метро — делать нечего, читать неудобно. Сначала я пишу в голове — если строчка хорошая, запомнится обязательно, а если нет, и ну ее.


«Рифмоплетство в часы досуга»?