Архив

Шел по городу медведь

Стихи могут рождаться… из скамейки

Елена ЛИПАТОВА известна как автор забавных детских стихов. Причем написанных не только от лица людей, но и от лица (или морды?) животных. Например, такие проникновенные строчки, придуманные котом Прохором Тимофеевичем: «Спят собаки, и мыши спят, фонари на луну глядят, на свиданье выходят коты и приносят подружкам цветы…» Ну чем не любовная лирика?

24 октября 2008 19:41
1627
0

Елена ЛИПАТОВА известна как автор забавных детских стихов. Причем написанных не только от лица людей, но и от лица (или морды?) животных. Например, такие проникновенные строчки, придуманные котом Прохором Тимофеевичем: «Спят собаки, и мыши спят, фонари на луну глядят, на свиданье выходят коты и приносят подружкам цветы…» Ну чем не любовная лирика?

А еще в книгах Липатовой действуют такие персонажи, как привидение Гоша, Очень Серьезный Писатель, Литературная дама и самые настоящие переводчики с собачьего — девочки Маша и Наташа… Сегодня Елена Липатова — гость «РД»

— Вы, насколько я знаю, не сразу занялись литературой…

— Я — типичный Близнец по гороскопу: очень увлекаюсь то одним, то другим, но все быстро надоедает. Так получилось и с работой. Я закончила Горьковский институт иностранных языков (английский и немецкий), потом два года трудилась в школе-интернате в чудесном сибирском городе Горно-Алтайске. Объездила весь Алтай, летала на вертолете на Телецкое озеро, плавала на теплоходе по Байкалу. После возвращения в Арзамас работала переводчиком и преподавателем в техническом институте. Но лет в 27 мне стало ужасно скучно. А впереди еще целая жизнь, жалко ее тратить на то, что неинтересно. Вот я и решила кардинально все поменять, стать журналистом. Подалась в редакцию молодежной газеты «Ленинская смена». Там хорошо приняли мои первые материалы и даже стали давать несложные поручения. А как-то раз один из сотрудников спросил: «Лена, а ты не пишешь случайно стихи?» Я засмеялась, потому что сама мысль о стихах показалась такой нереальной… Но через три месяца влюбилась — и стихи просто посыпались из меня: даже когда я у доски объясняла студентам спряжение немецких глаголов, в голове крутились строчки. Но почему вместо типичных романтично-переживательных девичьих страданий у меня стали получаться несерьезные, радостные или смешные детские стихи, сама не могу объяснить. Все стихи, написанные в первые три года, я позднее забраковала — совсем! Только самое первое оставила, храню его как сувенир, на память…

— Ваша книга «Веселовские вести» написана для детей или для взрослых?

— Наверное, для взрослых, которые еще чувствуют себя детьми. В начале 1990-х мне предложили вести детский кружок литературного творчества в начальных классах. Это была обыкновенная арзамасская школа, не гимназия и не лицей, и дети там собрались самые разные. Первые занятия прошли на ура — просто потому, что «уроки творчества» не были похожи на школьные, а новое всегда интересно. Но вскоре я исчерпала все, и занятия зашли в тупик. И тогда стала придумывать свои задания и игры, а самые удачные записывать. Скажу честно: придумать творческую игру — такую, чтобы всегда «работала» и вызывала у детей желание сочинять, — очень трудно. Иногда приходила на занятия в полной уверенности, что вот сейчас поднимется настоящий ураган и не будет отбоя от идей… А вместо этого — несколько неуверенных предложений, непонимание, скучные лица. Зато удачные задания я повторяла во многих группах — и почти везде они работали!

Обычно во время занятий дети спорили, перебивали друг друга, добавляли и поправляли ответы. Иногда попадались такие неожиданные творческие решения, что я просто ахала! Жалко было потерять все это богатство, забыть, упустить…

И я стала записывать наши разговоры на уроках — короткие диалоги, вопросы, неожиданные реплики. Однажды перечитала один из таких «конспектов», это был урок, на котором мы сочиняли «чемоданную историю» про жителей-чемоданцев, и вдруг подумала, что получился почти законченный рассказик. Я его перепечатала на машинке (компьютеров еще не было) и отправила в папку с черновиками. А когда таких рассказиков стало много, мне захотелось как-то объединить их, чтобы получилась веселая книжка. Так появились Веселовский переулок и жители дома № 45-А, которые задумали выпускать свой детский журнал «Веселовские вести».

— Стихи, как известно, часто растут «неведомо откуда». А как у вас?

— Вдохновение часто приходит неожиданно. Как-то осенью мы с мужем Полом решили махнуть на денек за город (в это время я уже жила в США). Сначала долго мчались по скоростной магистрали в сторону Канады, затем свернули на тихую дорогу, которая и привела к заповеднику. В Америке такие кусочки дикой природы еще называют «парками». При въезде я увидела прибитую к дереву дощечку с изображением медведя и строгим предупреждением «Не кормите диких зверей, пожалуйста!» и спросила: «А что, тут и медведи водятся?»

Тропа привела часа через полтора на вершину горы, откуда открывался удивительный вид. Я залезла на валун — и ахнула: внизу — воздух с облаками, ниже — малиновые шапки осенних деревьев, и кое-где — ярко-зеленые еловые островки. Место на первый взгляд казалось малообитаемым. Тропа, такая широкая и утоптанная, к концу почти совсем потерялась среди камней.

— Леночка, — окликнул меня Пол. — Смотри, тут, кажется, что-то по-русски написано!

На спинке деревянной скамьи кто-то ножом вырезал такие знакомые слова: «Здесь был Миша!»

Если бы это было в Москве или даже на вершине действующего вулкана на Камчатке, я бы не удивилась. А тут — глухомань, место, известное только старожилам, да еще разве что медведям… Я представила, как из кустов вылезает на тропу медведь, оглядывается, нет ли кого рядом, достает из кармана (у этого моего медведя был карман!) кусок мела или фломастер и пишет на скамейке: «Здесь был Миша».

— Почему он по-русски написал? — спросил Пол. — Тут же Америка, значит, и медведь должен писать по-английски!

— Это ты у медведя спроси! — посоветовала я. — Но вообще-то по-английски получилось бы неинтересно…

А когда мы приехали домой, я тут же написала стихотворение «Шел по городу медведь»:

Шел по городу медведь
косолапый,
Мы залезли на забор —
я и папа.
— Ой! — кричим. —
Медведь! Медведь!
Помогите!..
Я ботинок сбросил вниз,
Папа — свитер.
А медведь к забору —
ТОП!
Нас не слыша…
И, смущаясь, написал:
ЗДЕСЬ БЫЛ МИША!

Вот так иногда приходит вдохновение — из скамейки…


* * *

«Луна — это дырка в небе,
Из дырки слетает свет…»
Так написал когда-то
Один хороший поэт.
Он хвост обмакнул в чернила
И съел огрызок свечи…
Луна во все щели светила
И дым валил из печи!


Стихи кота Прохора Тимофеевича

ВСТРЕЧА

Мурочке К.
Рогатый желтый месяц
Сиял на небесах,
Из дома вышла кошка
С ромашками в усах.
Вся юбочка в оборках,
А шляпка — просто ах!..
Спешит куда-то кошка
С ромашками в усах!
— Ах, дорогая кошка! —
Сказал я, чуть дыша. —
Вас проводить немножко?
Уж больно хороша!
Но хвостиком махнула
И скрылась в лопухах
Застенчивая кошка
С ромашками в усах.

СНЫ

Уснули лапы,
Уши,
Хвост,
И на глазах — липучки…
Когда я сплю,
Я вижу сны,
Когда дремлю —
дремучки!


КОРОТКИЕ ИСТОРИИ ПРО ДЛИННЫЕ УШИ


ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Пошел человек с длинными ушами в школу, в первый класс. А была осень, лужи кругом, брызги во все стороны… Вот уши и забрызгались.
А тут дежурный с повязкой стоит, проверяет, кто забыл руки и уши вымыть с мылом.
— С такими грязными ушами нельзя! — строго сказал он человеку с длинными ушами.
— А это не уши, — нашелся что сказать человек. — Это… крылья!
— Тогда другое дело, — сказал дежурный. — Про крылья мне ничего не говорили. Мое дело — руки и уши проверять.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Вот идет человек с длинными забрызганными ушами по школьному коридору, а сам думает:
— А вдруг это и правда не уши, а крылья?! Ведь таких длинных-длинных-длинных-очень-длинных ушей просто не бывает! А раз это крылья, то не пропадать же им зря!
Взмахнул человек ушами и…
— Ах!.. — сказала учительница. — Ловите!
— Ох!.. — сказал завуч и стал закрывать окно в коридоре.
— Ур-ра!!! — закричали первоклассники и тоже стали махать руками и подпрыгивать.
А человек с ушами-крыльями облетел вокруг учительницы, покружил над директором и вылетел в форточку, которую забыли закрыть.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

(Грустная)

На другой день вызвали маму человека с длинными ушами в школу. Мама с работы отпросилась, приходит в учительскую и спрашивает:
— Что случилось?
— Видите ли, — говорит ей завуч. — Ваш сын очень плохо себя ведет. Вчера, например, он улетел с урока математики.
— Как улетел?! — испугалась мама.
— Очень просто — в форточку. Мы его потом два часа всей школой ловили. И если бы не Витя Иванов, у которого самый длинный сачок, мы бы его ни за что не поймали!
— Ох! — говорит мама. — Что же теперь делать?
— Для этого мы Вас и пригласили, — объясняет завуч. — Чтобы посоветоваться.
— Может быть, ему двойку поставить? По математике! — предложил учитель физкультуры. — А по физкультуре — пятерку?
— Или выговор объявить? Родителям…
— Да нет, как вы не понимаете? Мальчика нужно просто показать врачу. Вдруг у него температура?..
Мама смотрит на всех и пугается.
А тут человек с длинными ушами, который за дверью стоял и все слышал, вбегает в учительскую и говорит:
— Не надо выговор, не надо врача! Ничего не надо делать! Я больше… Я больше НИКОГДА не буду летать!..

Стихи пса Рыжика
Ветер тучу приволок,
Дождь пошел,
И клен промок,
Лужи под ногами…
У ворот сидит щенок
С грустными ушами…


* * *

Ветер. Тучи. Дождь осенний.
Мухи смотрят с потолка…
Я весь день грызу печенье,
А меня грызет тоска.

О ВЕЖЛИВОСТИ

Пр-роходи!
Я не кусаю!
Я
Из вежливости
Лаю!

ПРОГУЛОЧНАЯ ПЕСЕНКА

Правой лапой!
Левой лапой!
Задней лапой —
Раз
И два!
Это скачут
По ступенькам
Уши,
Хвост
И голова!
Левой лапой!
Белой лапой!
Смелой лапой —
Три
И пять!
Лапы скачут —
Это значит
Мы идем
Гулять!
ГУЛЯТЬ!!!

ТРЕСКУЧАЯ ПЕСЕНКА

Трещит мороз.
Трещат дрова.
Трещит под вечер голова,
Когда не пишутся слова,
Слова для новой песни…
Не пишутся —
ХОТЬ ТРЕСНИ!!!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен