Архив

Эх, прокачу!

Телеразвлечения для автомобилистов и пешеходов

Ведущая рубрики «Телебульвар» Валентина Пескова недавно сама стала автолюбителем, и передачи об автомобилях стали не только ее профессиональным, но и гуманитарным интересом. Главный вывод, который она сделала в процессе подготовки ревизии нашего авто-ТВ, заключается в том, что большинство передач для водителей в не меньшей степени предназначены и для пешеходов.

29 января 2007 03:00
1139
0

Ведущая рубрики «Телебульвар» Валентина Пескова недавно сама стала автолюбителем, и передачи об автомобилях стали не только ее профессиональным, но и гуманитарным интересом. Главный вывод, который она сделала в процессе подготовки ревизии нашего авто-ТВ, заключается в том, что большинство передач для водителей в не меньшей степени предназначены и для пешеходов.

Левостороннее движение

Пожалуй, лучшие программы об автомобилях делаются в Великобритании. Возможно, причина таких успехов заключается в своеобразном, исключительно британском подходе к рассказу об автомобилях. Иными словами, все, что происходит в этих передачах, порой лишено всякого смысла, но выглядит очень увлекательно.
«Top Gear»
Ребята из этой программы, наверное, самые отчаянные. На бюджете здесь не экономят: запросто разбивают машины, соревнуются на скорость с самолетами и конструируют из какого-нибудь пикапа настоящую моторную лодку. Команда «Top Gear» — это Джереми Кларксон, Джеймс Мэй и Ричард Хаммонд. Последний в сентябре прошлого года серьезно пострадал на съемках очередной программы: 9-метровый «Роллс-Ройс», на котором Ричард пытался установить новый рекорд, перевернулся на скорости 480 км/ч — и ведущий с серьезными травмами попал в больницу. Из-за этого пришлось даже отложить показ нового, девятого сезона передачи — вместо осени он выходит в Британии только сейчас, в конце января.
Оригинальная программа «Top Gear» выходила с 1977 по 2001 год в формате получасового тележурнала об автомобилях. В ней было много различных ведущих, однако настоящий «звездный час» для передачи пробил в 1991 году — с приходом в нее Джереми Кларксона. Программа стала более веселой, провокационной и критично настроенной по отношению даже к самым дорогим автомобилям, что не могло не сказаться на ее популярности у зрителей. В десятке самых смотрибельных программ BBC2 она стояла на первом месте. Передачи стали побаиваться ведущие автомобильные фирмы-производители: любая негативная оценка их продукции с экрана тут же сказывалась на продажах. Так, например, было с новой моделью Vauxhall Vectra, которую во время теста Кларксон обозвал гробом на колесах.
С 2002 года лицо «Top Gear» изменилось: у нее появилась своя студия и тройка постоянных ведущих, которых мы видим в программе сейчас. Плюс к ним присоединился таинственный тест-пилот Стиг, лицо которого всегда скрыто под автомобильным шлемом. Передача снимается в Дансфолд-парке, а ее студия-ангар вмещает до 400 зрителей. От желающих увидеть съемки своими глазами отбоя никогда нет.
Что касается критики, то больше всего достается Джереми Кларксону за его слишком длинный язык. Так, во время репортажа с автосалона в Токио в 2005 году ведущий сел в новый мини-концепт-кар BMW, оборудованный внутри специальным столиком с чайными чашками. «Слушай, это же машина для настоящих британцев!» — заметил его коллега Ричард Хаммонд. «А что, по-твоему, в машине для настоящих немцев поворотные фары должны подмигивать наискось в сторону Польши и салютовать „хайль, Гитлер“?» — ответил Кларксон. Не стоит говорить, как досталось ему за это в немецких выпусках новостей и британских газетах. Но еще хуже ему пришлось после теста нового автомобиля Toyota Hilux. Проверяя машину на маневренность, Кларксон на одном из поворотов врезался в дерево, которое было местной достопримечательностью и росло не одну сотню лет. Свидетелей эпизода не было, поэтому, увидев на дереве «следы насилия», жители решили, что над ним поиздевались вандалы. Имя же настоящего вандала стало известно только после очередного выпуска «Top Gear», где инцидент был документально запечатлен.
«Врум-врум: автохулиганы»
Если «Top Gear» — это на сто процентов импортный продукт, то в данном случае имеет место попытка хотя бы немного смягчить британский акцент при помощи нашего ведущего Егора Пирогова в нашей же студии. Впрочем, это всего лишь попытка. «Врум-врум» означает что-то вроде «фр-фр». Однако менять название в русской версии британского проекта не разрешено по контракту, поэтому у нас сохранили его оригинальное имя. Автомобильное шоу «Vroom Vroom» с успехом идет на британском канале Sky One, где его лицами являются четверо ведущих: Брендан Куган, Джон Десборо, Лиза Роджерс и Эмма Паркер-Боулс. До размаха «Top Gear» им, конечно, далеко, но по степени изобретательности авторы «Vroom Vroom» могут конкурировать с кем угодно. Так, Эмма училась ездить на танке, уходить от погони и другим вещам, которые могут показаться более чем странными. «Мы могли бы снимать все сюжеты здесь, в России, и идеи у нас ничуть не хуже английских, — уверенно заявляет директор русской программы „Врум-врум“ Олег Алехин. — Однако, как обычно, все упирается в деньги».

Родное бездорожье

Отечественная «Главная дорога» даже не намерена соревноваться с англичанами. Наоборот, авторы пытаются делать все, чтобы быть совсем непохожими на профильные программы британских каналов. «Главная дорога» — передача скорее не об автомобилях, а о безопасности на трассах. Впрочем, иногда продюсеры передачи способны на героические поступки. Например, полностью перекрыть на один день железнодорожный переезд. В прошлом году после трех месяцев переговоров «Российские железные дороги» согласились перекрыть одну из трасс для того, чтобы «Главная дорога» сняла эффектный трюк: столкновение поезда с легковым автомобилем. И зрители воочию увидели, что может произойти с машиной в подобной ситуации в жизни. «В этом году мы даже пытались подсчитать, сколько машин разбили за год, но не смогли этого сделать — сбились где-то на втором десятке, — рассказывает руководитель программы Илья Скрябин. — Вообще, любая машина у нас выдерживает не дольше двух программ. А вот самым выносливым был первый „Запорожец“ — он горел, тонул, переворачивался, после этого заводился и ехал дальше. В конце концов мы сделали из него кабриолет, и он до сих пор живет у нас на стоянке». Кстати, когда автовладельцы, желающие продать свой старый автомобиль (их находят по объявлениям в газетах), узнают, что машина приобретается для съемок в «Главной дороге», тут же делают скидку: приятно будет увидеть свое авто по ТВ, даже несмотря на то, что его разобьют у всех на глазах.

Где моя тачка, чувак?

То, что делают создатели этих программ с автомобилями, называется словом «тюнинг». «Тачку на прокачку» — передача американская, «Алло, гараж!» — вариант отечественный. И там, и там в основе лежит благое намерение — сделать из совершенно «убитого» автомобиля настоящего красавца.
«Тачку на прокачку»
В американской программе в тюнинг автомобиля вкладывается в среднем $ 20 000. Ремонт производится в основном косметический: машину красят, добавляют некоторые аксессуары, хромированные детали, ставят новые шины и диски, а внутрь — полный набор электроники (причем иногда, в зависимости от увлечений владельца, сюда входят даже DVD-проигрыватель или игровая приставка). Правда, в нескольких случаях команде «Тачку на прокачку» все же не удалось завершить задуманное. Один раз им принесли разломленный пополам Ford Escort, езда на котором даже после сварки была все же небезопасной, в другой раз в автомобиле был абсолютно нерабочий двигатель, за который механики не стали даже браться. В обоих случаях владельцам в качестве компенсации просто… подарили по новому автомобилю.
«Алло, гараж!»
Найти в России автомастеров с таким же темпераментом и чувством юмора, как в «Тачку на прокачку», оказалось непросто, поэтому в нашей версии острит Анита Цой. И если у американцев весь дизайн автомобиля на совести ремонтников, то у нас новая тачка рисуется женскими руками. «Тюнинг я всегда придумываю сама, — рассказывает Анита. — Клиент не знает, какую машину он в итоге получит. Правда, может высказать пожелания: „мне бы хотелось, чтобы было больше хорошего звука“ или „я мечтаю о больших крутых колесах“. Такие пожелания я могу учесть, но вмешиваться в процесс не позволю. Хотя не все хотят переделать машины под себя. Например, к нам пришла девушка, которая любит своего кота настолько, что не расстается с ним даже в дороге. Она попросила переделать машину так, чтобы животному там было комфортно. В результате мы обтянули салон кожей, чтобы шерсть кота легко убиралась, а в багажнике сделали для него домик: нарисовали кота, установили корягу и три крана — с молоком, водой и пивом, которое любит кот. Хозяйка и ее питомец визжали от восторга».