Архив

Достойный жанр

Классики и новые звезды стенд-ап комеди

Совсем недавно жанр стенд-ап комеди считался у нас настоящей экзотикой. Сейчас чуть ли не все телеканалы хотят иметь такую передачу. К непотопляемому «КВН» присоединились «Комеди Клаб», «Бла-бла шоу», готовятся и другие проекты. В Европе и Америке стенд-ап комеди имеет более долгую и более звездную историю. В биографии почти каждого голливудского шутника был опыт клубной работы, благодаря которой многие и оказались на ТВ и в кинематографе. «МК-Бульвар» вспоминает западных звезд, чья карьера начиналась с шуток, и выделяет особенности нашего стенд-ап комеди.

12 февраля 2007 03:00
1718
0

Совсем недавно жанр стенд-ап комеди считался у нас настоящей экзотикой. Сейчас чуть ли не все телеканалы хотят иметь такую передачу. К непотопляемому «КВН» присоединились «Комеди Клаб», «Бла-бла шоу», готовятся и другие проекты. В Европе и Америке стенд-ап комеди имеет более долгую и более звездную историю. В биографии почти каждого голливудского шутника был опыт клубной работы, благодаря которой многие и оказались на ТВ и в кинематографе. «МК-Бульвар» вспоминает западных звезд, чья карьера начиналась с шуток, и выделяет особенности нашего стенд-ап комеди.

Стенд-ап (в переводе означает «стоя») — это сольное выступление артиста, как правило, клубное, который произносит актерские монологи перед публикой, шутит, веселит собравшихся и, предположительно, получает от этого удовольствие сам. Актерские монологи здесь рождаются на ходу и могут развиваться в непредсказуемом направлении, так как главный собеседник артиста — публика. И ей здесь разрешено все то, что запрещено обычным зрителям в театре: курить, пить спиртные напитки и даже вступать в разговоры с артистом. Правда, и последний позволяет себе намного больше, чем обычный театральный актер. Он может отпускать едкие замечания в адрес своих зрителей, быть невежливым или довольно откровенно придираться к кому-либо из сидящих за столиком. Как правило, у собравшихся не возникает желания «разобраться» с выступающим после концерта. Публика стенд-ап шоу знает, на что она идет, и может постоять за себя, ответив «обидчику». К тому же у каждого зрителя есть возможность покинуть шоу в любой момент — дожидаться конца «представления» его никто не заставляет. С другой стороны, такой исход нежелателен для выступающего: его главная задача — привлечь как можно больше зрителей к своей персоне, удержать их до финала шоу и, главное, периодически слышать смех своих зрителей. Это и есть настоящая награда для артиста.
Овладеть мастерством стенд-ап комеди непросто: артист всегда зависит от милости публики. И даже если в его арсенале имеется несколько беспроигрышных шуток, только она решает, как оценить этот юмор — смеяться или оставаться равнодушной. Многие именитые артисты этого жанра работают годами, подолгу проверяя на публике каждую шутку, чтобы в итоге иметь идеальное выступление в 45 минут. «Стенд-ап комеди — это тяжелая и порочная работа одиночек», — сказал как-то комик Уилл Фэррелл. У его коллеги из отечественного «Комеди Клаба» Павла Воли другая формулировка: «Это просто упрямый, тупой, ослиный труд». Когда собралась будущая команда этого телешоу, они и сами не верили, что из их затеи что-то получится. «Изначально нас было человек пять или шесть, — рассказывает Павел Воля. — Мы сидели на старой кухне в каких-то непонятных вещах и ели пельмени. И очень долго думали: что же нам сделать с тем, что мы не кретины? На наше первое выступление в ресторане „Касбар“ собралось человек 50. Потом их стало 70, потом еще больше. Просто каждую субботу мы выходили и давали представления. И делали это все лучше и лучше. Что и делаем до сих пор».
Жанр стенд-ап комеди зародился в Америке в конце XIX века. Артисты, работающие в этом направлении, показывали на сцене абсолютно все: от водевилей и юмористических монологов до клоунских номеров. Такие комики в народе тогда назывались просто шутниками и в основном разогревали публику перед выступлением какой-нибудь звезды либо заполняли перерывы между концертными номерами — ремесло комедианта считалось первой ступенькой в карьере в шоу-бизнесе.
Шутки стенд-ап артистов всегда отличались смелостью. Первые комики шутили в основном на стандартные темы, рассказывая анекдоты про тещу или обсуждая в сатирических монологах национальные проблемы. Популярный в ночных клубах «голубой юмор» — шутки ниже пояса — безусловно, находил слушателей, однако, если артист долгое время эксплуатировал эту тему, шансы для развития его карьеры были невелики. В 1950-е—1960-е годы новое поколение американских комиков стало все чаще шутить на темы политики, секса, расовых отношений, у аудитории стал популярен черный юмор. К началу 1970-х в стенд-ап комеди появляются свои звезды, а концерты плавно перетекают из театров и ночных клубов на стадионы. Через некоторое время жанром заинтересовываются на телевидении: продюсеры телеканалов предлагают выгодные контракты, приглашая именитых комиков в качестве ведущих телевизионных программ. Они умеют работать на публику, раскованно ведут себя перед камерой и уже довольно популярны у зрителей. А появление каналов HBO (там стенд-ап комеди даже не подвергали цензуре) и Comedy Central сделало жанр еще более популярным.
С жанра стенд-ап комеди начинали свою карьеру многие известные актеры — Робин Уильямс, Эдди Мерфи, Билли Кристал и Джим Кэрри. Известной артисткой в жанре стенд-ап была комическая актриса Вупи Голдберг, когда-то развлекал клубную публику режиссер Вуди Аллен. Робин Уильямс и Вупи Голдберг (на сцене она работала под своим настоящим именем: Кэрин Джонсон) читали монологи со сцены известного американского комеди-клуба Bay Area. Там же выступал Эдди Мерфи — его ранние скетчи были очень яркие и не вполне пристойные. Мерфи много потел на сцене, довольно злобно шутил про геев и СПИД, а спустя много лет пересмотрел свои взгляды и даже извинился за когда-то вольное поведение на сцене. Самая известная концертная программа Мерфи называлась Delirious («В бреду») — она пользовалась огромным успехом у публики и в 1983 году была даже издана на видео. Примечательный факт: за 70 минут своего шоу Эдди 230 раз нецензурно выражается.
Звезды нашего «Комеди Клаба» тоже в выражениях не стесняются. «Несмотря ни на что, у нас есть запрещенные темы для шуток, но запрещены они не телеканалом, — говорит Гарик Мартиросян. — Есть своя внутренняя цензура. Мы стараемся не шутить на темы религии, болезней и политики». Популярной темой нынешнего времени стали шутки про наркотики. «То же самое было с темой алкоголя в советские времена, — комментирует Гарик. — Но, если вы обратите внимание, все наши сценки про наркоманов заканчиваются плохо. И если на протяжении какого-то времени мы шутим про наркотики, это совсем не значит, что программа эту тему пропагандирует. Мы надеемся, что у нашего зрителя есть чувство юмора».
После некоторых шуток «гламурного подонка» Паши Воли публике, а особенно приглашенным звездам, требуется не только юмор, но и элементарное терпение. «Многие пытались его побить, — заметил как-то о коллеге Гарик Мартиросян, — но Паша настолько худой, что побить его очень сложно — трудно попасть». Что касается нецензурных выражений, то их в шутках «Комеди Клаба» тоже хватает, однако, как признают сами участники проекта, постепенно их становится все меньше.
Ведущий «Бла-бла шоу» Александр Пряников уверен, что в России жанр стенд-ап комеди находится пока в зародышевом состоянии. «Артист в стенд-ап комеди выходит на сцену и делится с людьми своими взглядами на жизнь, — говорит ведущий. — Основная сложность в том, что выступающий должен делать это смешно и интересно. У нас этим мастерством владели многие виртуозные конферансье. Но даже уважаемый мною Михаил Жванецкий с его потрясающим чувством юмора — это не стенд-ап. Жванецкий выходит на сцену и читает свои рассказы, а не общается с публикой. Елена Воробей, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров — они тоже работают в уважаемом жанре, но он называется „клоунада“. Искусство стенд-апа — выйти на сцену таким, какой ты есть, и рассмешить людей. Не любой ценой — когда из задницы вылезает дудка, а ты в это время сам дурацким голосом что-то мяукаешь, — а просто что-то остроумно рассказать и подчинить себе внимание зала. Работать в стенд-ап очень сложно, особенно на телевидении. Наша программа сейчас делает только первые шаги. Ребята из „Комеди Клаб“ идут своей дорогой — они были первыми, заработали себе славу и гонорары, и с ними очень сложно конкурировать. Но поверьте — поле для деятельности и роста в отечественном стенд-апе огромное. Думаю, места хватит всем».