Архив

Нас не догонят

15 марта, в четверг:

15.00−17.00- прямая линия с читателями «МК» адвоката Алексея Реута.

30 сентября 2002 04:00
1074
0

Мотоспорт в России всегда был популярным. Ему благоволил еще лучший друг всех физкультурников тов. Сталин, а имена гонщиков народ знал не хуже имен Чкалова и Папанина. Но последнее десятилетие ХХ века стало временем упадка и почти исчезновением мотоспорта в России.

Не покривим душой, если скажем, что возрождение отечественного мотоспорта, а в частности таких захватывающих шоссейно-кольцевых гонок, началось с создания профессиональной команды ЮКОС Моторспорт. К началу 2001 года прошло уже несколько соревнований на Ходынском поле, где участвовали профессиональные пилоты и молодые ребята, начавшие ездить самостоятельно на собственной технике. Тогда у наших легендарных гонщиков Александра Нифонтова и Бориса Герелиса и созрела идея создать полноформатную профессиональную команду с собственным штатом пилотов, механиков, тренеров. Известный телепродюсер Кирилл Легат (кстати, страстный поклонник мотоспорта) поведал эту идею руководству НК ЮКОС. Так и родилась первая российская профессиональная команда ЮКОС Моторспорт, которая в первый же год своего существования выиграла почти все соревнования, в которых приняла участие. Причем сразу заявила о себе и в Европе: Борис Герелис, который стал ездить за ЮКОС, занял второе место в Кубке Восточной Европы. Ну, а в этом году на старты выходят уже молодые гонщики, приглашенные в команду ветеранами, Сергей Крапухин и Макс Киселев. Макс к последнему этапу чемпионата России уже претендовал на звание чемпиона России. Потенциал Сергея не меньше, но нужную сумму очков помешала набрать травма. Сергей окончил Бауманский институт, работал на приличной должности в одной из московских компаний. Он занимался разными видами спорта, но как-то решил купить себе спортивный мотоцикл. Купил. Понравилось. Попробовал выступить на одном из соревнований и сумел даже обойти самого Бориса Герелиса, но, не рассчитав скорость, упал. А Герелис запомнил настырного парня и пригласил в команду. В первый же год Сергей стал бронзовым призером чемпионата России.
— Сергей, так ты променял хорошую работу на спорт, получается?
 — Выходит, что так. Может быть, я зарабатывал больше, но и много тратил на спорт — заявка на участие, переезды, покрышки, масло. Теперь это все за счет команды. Так что занимаюсь тем, что нравится.
— Значит, ребята, пока не попадут в команду, самостоятельно по городам на соревнования ездят?
 — Да. Есть ребята, у которых свой бизнес. У них есть деньги, мотоцикл, микроавтобус. Они могут отлучаться с работы на неделю. В основном ездят в Прибалтику. Это ближайшее к нам место, где есть более-менее приличные трассы.
— Сергей, а как у тебя с личной жизнью?
 — У меня есть девушка.
— И как она относится к твоим занятиям мотоспортом? Все-таки здесь иногда падают.
 — Она нормально относится и даже поощряет. Ей это все нравится. Может быть, она, конечно, волнуется, но вида никогда не подает. Она и со мной на мотоцикле ездит, так что знает, что это не опасно. А что касается травм, то у нас их не больше, чем в любом другом спорте. И мы об этом никогда не думаем. Перед стартом у меня полная уверенность в себе. Думаю только о гонке.
— А вот у ребят, наших читателей, кто также бредит мотоциклом, есть шанс стать профессиональными гонщиками?
 — Шанс есть всегда, конечно. Но все-таки что-то такое должно быть заложено в человеке изначально. Вес мотоцикла 200 кг, скорость под 300 км/час, рядом с тобой отличные пилоты. Чтобы играть с ними на равных, требуется не только умение, но и природные данные. Испытываешь сильные перегрузки, мозг должен адекватно воспринимать такие скорости.
— Я смотрю, на трибунах много твоих персональных болельщиков. Даже плакат смастерили.
 — Да, многие приходят поддержать. Хотя у нас в стране пока еще нет такого, чтобы после финиша спортсменов атаковала толпа фанатов. На Западе — там да. Огромные трибуны, вход минимум 80 евро, и все забито битком. Если бы в России была профессиональная трасса, удобные трибуны для зрителей, инфраструктура, тоже были бы миллионы зрителей. Даже сюда, на полигон в Дмитров, смотрите сколько народу приехало.
Максим Киселев тоже начинал самостоятельно. С 7 лет на «Урале» гонял по окрестностям Мытищ, а в 21 год впервые попробовал прокатиться на гоночном байке. С тех пор ни о чем другом уже не помышлял. Подкопил денег, купил подержанный спортивный мотоцикл и стал ездить по городу. Наконец попал на чемпионат России по кольцевым гонкам, который тогда проходил на Ходынке.
— Максим, и что ты почувствовал после своего первого соревнования?
 — К тому времени я ездил уже год. А там понял, что ездить я совершенно не умею. Начал заново учиться правильно тормозить, поворачивать. Два года отъездил на соревнованиях сам за себя, а потом пригласили в ЮКОС Моторспорт. В прошлом году в классе 600 куб. см стал вторым на чемпионате России, четвертым пришел на чемпионате Восточной Европы. Ну, а сейчас вот пробую себя в классе 1000. Здесь, конечно, скорость и мощность больше.
— И страха никакого нет?
 — Нет никакого страха. А почему он должен быть? Надо ездить с головой, тогда будешь знать, что ничего с тобой не случится.
— Да, но, наверное, все не только от тебя зависит, бывают же какие-то случаи?
 — Ну, от случаев никто не застрахован. Помню, ужас испытал на этапе Кубка Восточной Европы в Риге. Трасса там в городе, и на ее территории озеро. И народ туда периодически купаться бегал. И есть там поворот — скорость на нем под 200 км/час. Влетаю я в поворот и вижу, как трое пацанов перелезли забор и бегут через трассу. Остановиться — нереально. Все произошло в какие-то доли секунды. Не знаю, каким чудом мне удалось между двумя мальчишками пролететь, просто какие-то миллиметры еще — и я бы их сбил. Я не смог продолжить гонку, сошел с трассы. Меня весь день трясло. Думал, что никогда больше на мотоцикл не сяду.
— Максим, мне сказали, что ты уже давний семьянин.
 — Да, женился я рано. В 18 лет. Вот ребенку уже 10. Жену зовут Маша, а сына Саша.
— Да и как же она тебе разрешает так гонять?
 — Так у меня всегда был мотоцикл, поэтому она привыкла. Вместе со мной на «Урале» ездила. Ну и сейчас поддерживает во всем, одобряет мой выбор профессионального гонщика.
— А сын увлекается мотоциклами? Тоже будет гонщиком?
 — Нет, сына к мотоциклу я и близко не подпускаю. За себя я не волнуюсь, а за него очень боюсь. Он сейчас учится в хорошей гимназии, дополнительно еще занимается. Так что мы с Машей уверены, что у Сашки обязательно талант в какой-то другой области проявится.
— Мотоспорт для тебя сейчас — это работа или хобби? Долго намерен этим заниматься?
 — Я не знаю, какие термины тут применимы. Мотоцикл для меня — это живой организм. Мы с ним одно целое. Его надо любить, уважать, поговорить с ним иногда. Теперь сами можете понять, что это все для меня значит. Ездить буду столько, сколько смогу. Вот у нас есть гонщик — Александр Московка. Ему 51 год, а он до сих пор на профессиональную трассу выходит. Некоторые англичане приезжают — им уже по 60. Так что из нашего спорта рано не уходят. Мне сейчас только 29, так что все еще впереди.
— Поклонницы не одолевают?
 — У меня жена. Я на них внимания не обращаю. Так, подходят иногда, просят на животе расписаться. Но на этом все. После заезда домой.
Но звучит команда готовности к старту, и ребята идут выводить своих железных коней. Сегодня заканчивается чемпионат России. В этом году заездов больше не будет. А на следующий год команда ЮКОС Моторспорт запланировала участие в европейских гонках и этапах чемпионата мира. Будем болеть за вас, ребята.