Архив

Буду бить аккуратно, но сильно

— Валерий, допустим, режиссер заранее запланировал в фильме «маленький мордобой»…— Дальше за дело берется постановщик трюков. Постановщик и исполнитель трюков Валерий КУДРЯШОВ рассказал обо всех тонкостях своей профессии.

17 марта 2003 03:00
1251
0

Постановщики трюков уверены: самая сложная задача при съемках драки лежит не на актере и каскадере, а на операторе и режиссере. Главное — качественно снять драку, знать, с какого ракурса выгоднее показать тот или иной удар. А вот зрителям всегда интереснее те, кто находится в кадре: кто получает в глаз, кого бьют по голове бутылкой или выбрасывают из окна. Один из таких героев — постановщик и исполнитель трюков Валерий Кудряшов. Обо всех тонкостях своей профессии он рассказал «МК-Бульвару».



— Валерий, допустим, режиссер заранее запланировал в фильме «маленький мордобой». Кто решает, каким образом актеры будут это воплощать?

— Дальше за дело берется постановщик трюков. Он читает сценарий, знакомится с типажами героев: один, например, ловкий, другой, наоборот, инвалид — и исходя из этого прикидывает, кто из них на что способен. Отрицательный герой — подлый, в драке ведет себя не так, как положительный. Ну и так далее. Постановщик расписывает, как все происходит. Я обычно делаю два-три варианта одной драки, предлагаю их режиссеру, а он уже выбирает окончательный.

— Интересно, как выглядит драка на бумаге?

— Существует определенная трюковая экспликация, но иногда мы просто рисуем кадры. Для многих режиссеров так даже нагляднее. И оператору удобнее — он уже представляет, с какой точки выгоднее снимать тот или иной эпизод. Потом начинаются репетиции. Чтобы снять хорошую драку даже на полторы минуты экранного времени, нужно очень много труда. Тем более, режиссеры сейчас предпочитают довольно сложные места для съемок — стройки, детские площадки, заводы. Репетиции обычно длятся довольно долго, так как любое неправильное движение может привести к ненужным последствиям.

— Особенно когда в драках участвуют сами актеры.

— Драка всегда получается более интересная, если в ней участвует сам актер, без дублирования каскадером. Я сам, например, стараюсь актеров не дублировать. Как правило, это всегда главный герой, который всех «разбрасывает». А найти именно такого же второго человека, только чтобы он при этом был еще сильный и ловкий, — практически невозможно. Вот и начинаешь использовать всякие хитрости кинопроцесса. В итоге сам актер может и не быть Чаком Норрисом, но снять его можно так, что будет выглядеть даже круче. А потом через полгода читаешь интервью: «Да вы что, да я все трюки делал сам! Я самый-самый!» (Смеется.)

— Но ведь какую-то подготовку актеры все равно проходят?

— С актером нужно очень много заниматься. Он же не умеет ни правильно падать, ни наносить удары. К тому же есть много именно киношных тонкостей. Даже если снимается настоящий боксер — он может ударить профессионально, но в кино это смотреться не будет. Чтобы ощущение удара в кадре было сильнее, нужно больше развернуть плечи, тогда и противник сможет правдоподобно отыграть удар — скорчиться от боли или отлететь в другой конец комнаты. Кстати, если в роли нападающего актер, то отыгрывает удары чаще всего уже каскадер — это он падает, переворачивается и ломает все что можно.

— Кого из актеров вам приходилось обучать на съемках?

— Я работал с Женей Сидихиным на картине «За последней чертой», где он должен был играть чемпиона Европы по боксу. Если считать, что к боксу Женя имел такое же отношение, как я к горным лыжам, то получилось у нас неплохо. Обошлось без особых травм, и выглядело все достаточно натурально. С Игорем Ливановым мы работали на картине «Тридцатого уничтожить». До этого он в боевиках не снимался, и ему пришлось выполнять много различных трюков.

Часто в фильмах актеры лихо крушат столы, стулья, телевизоры. На самом деле мебель для таких съемок готовят заранее. Иногда изготавливают на заказ из бальсового дерева: по фактуре его не отличишь от обычного, зато оно в несколько раз легче. Вместо стекла используют травмобезопасный пластик. Из него же делаются и бутылки, которые в кино разбивают о головы актеров. Постановщик трюков Вячеслав Ушанов до сих пор вспоминает случай, когда на съемках одной картины ему нужно было дублировать главного героя, о голову которого во время драки разбивали табуретку. Табуретку эту готовили неделю — по кусочкам распиливали, спичками соединяли детали. В общем, дунешь — развалится. Актеру же очень хотелось сыграть в этом эпизоде самому. Ушанов согласился. Начинаются съемки, актера бьют по голове табуреткой, та разлетается на куски, актер падает на колени — снято. Через минуту в коридоре он подходит к Ушанову: «Слушай, Слав, снимаю шляпу — тяжелая у вас работа». «Я смотрю, — вспоминает Вячеслав Николаевич, — наша табуретка как стояла в углу, так и стоит. Оказалось, ему натуральной табуреткой дали в лоб так, что она разломилась».

— Насколько часты травмы у каскадеров при драках?

— У каскадеров — достаточно редко. Скорее они случаются у актеров. Если каскадеру я еще могу рассказать, что и как нужно делать, то актеры иногда начинают «заигрываться». Был у меня один случай. Драка ведь обычно строится как — положительный герой дерется с отрицательным и еще несколькими его сообщниками (их роли исполняют каскадеры). Помню, у нас на съемках одного фильма исполнители главных ролей не очень хорошо относились друг к другу не только в кино, но и в жизни. Начали мы снимать драку. Я говорю своему каскадеру: «Ты этого главного положительного прижми к стенке с разбегу и держи, чтобы он не мог второго достать». Мой человек проходит, держит его, но актер все-таки изловчился и как дал второму в глаз! Тот потом еще долго с синяком ходил. (Смеется.)

— Иногда в кино драки выглядят очень неправдоподобно, когда один герой без труда укладывает семерых.

— Да, бывает такое. Задача постановщика — в первую очередь понять ситуацию. Мне приходит на память фильм, где Вера Глаголева бьет какого-то молодого человека внушительных размеров, а тот отлетает, чуть ли не стену пробивая. Каждый же понимает, что даже если Глаголева соберет всю свою массу и треснет по этому «шкафу» — ну не улетит он так! Это смотрится глупо. Постановщик должен быть всегда начеку и ни в коем случае не переигрывать. Нужно знать все разновидности боев и четко представлять свою задачу, чтобы не сделать деревенскую драку в городе, а городскую — в деревне. И не использовать в фильме о Гражданской войне приемы карате.