Архив

Нет никакой ложки

Может показаться, что в «Матрице» не так уж много драк: вспоминаются в основном сумасшедшие перестрелки, падения с небоскребов, тормозящие в воздухе пули и гнущиеся ложки. И море компьютерной графики…

17 марта 2003 03:00
1218
0

На первый взгляд может показаться, что в фильме «Матрица» не так уж много драк: вспоминаются в основном сумасшедшие перестрелки, абсолютно невероятные падения с небоскребов, тормозящие в воздухе пули и гнущиеся ложки. И море компьютерной графики. Тем не менее драк, причем не заурядных, а красивых, по всем законам боевых искусств, там предостаточно.

Режиссеры братья Лэрри и Энди Вачовски изначально хотели, чтобы в фильме про будущее все схватки были поставлены мастером восточных единоборств с традиционной для них (единоборств) древней философией. Они пригласили было в качестве постановщика трюков актера Джета Ли («Ромео должен умереть», «Поцелуй дракона»). Но он запросил такой гонорар, что Вачовски тут же передумали и стали искать кого подешевле. И разыскали Ву Пинг Юэна — очень известного в Гонконге, но совершенно неизвестного в Штатах актера, режиссера, каскадера и постановщика трюков. После «Матрицы» Юэн ставил трюки в фильме — лауреате «Оскара» «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».

Ву Пинг Юэн согласился стать координатором драк в «Матрице» только в том случае, если режиссеры дадут актерам столько времени, сколько ему понадобится для того, чтобы обучить их основам кунфу и отрепетировать все без исключения требуемые по сценарию трюки, и ни днем меньше. Начал он с того, что заставил своих подопечных — Киану Ривза, Кэрри Энн-Мосс, Лоуренса Фишберна и Хьюго Уивинга — смотреть старые гонконгские фильмы, чтобы морально подготовить к тому, чему им придется обучиться. Потом Юэн дал каждому выполнить нехитрый набор упражнений, чтобы определить, у кого что лучше получается. Он не хотел заставлять каждого тупо повторять то или иное движение — он пытался найти у каждого его собственный стиль и в дальнейшем развивать его. Поэтому и тренировки у всех четверых проходили по индивидуальной программе. Абсолютно все занятия мастер записывал на камеру, потом вместе с актерами все отсматривал, указывал на ошибки и неточности.

Поначалу актерам все это казалось забавным, но, когда требования Ву Пинга стали расти, они призадумались. «В самом начале наших тренировок было довольно просто. Мастер говорил: „Сделай два удара ногой“ или „Подпрыгни и ударь рукой“, — рассказывает Киану Ривз. — А чем дальше, тем сложнее: „Тебе надо сделать три удара ногой, при этом подпрыгнуть, в воздухе повернуться на 180 градусов и ударить рукой“. Ну и как такое сделать? Но мне еще повезло: незадолго до съемок я получил черный пояс по таэквондо. А вот остальные намучились». Один из продюсеров «Матрицы», забредший как-то на тренировку и увидевший, что вытворяет с актерами Ву Пинг, сказал, что это похоже на театр кукол, только вместо марионеток — люди, которых кукловод Юэн дергает за веревочки.