Архив

Ничего себе поездочка

Африка всегда привлекала путешественников своей девственной природой и загадочной негритянской душой. Но такое развлечение не для слабонервных: чем дальше в джунгли — тем толще лианы, дичее аборигены, злее обезьяны и прожорливей москиты. Так что не ходите, дети, в Африку гулять. Лучше смотрите ее по телевизору в сериале «Таинственный континент» в рубрике «Живая природа» Первого канала.

28 июля 2003 04:00
756
0

Африка всегда привлекала путешественников своей девственной природой и загадочной негритянской душой. Но такое развлечение не для слабонервных: чем дальше в джунгли — тем толще лианы, дичее аборигены, злее обезьяны и прожорливей москиты. Так что не ходите, дети, в Африку гулять. Лучше смотрите ее по телевизору в сериале «Таинственный континент» в рубрике «Живая природа» Первого канала.



Съемки научно-популярного сериала «Дикая Африка» (а именно так называется сериал в оригинале) начались в сентябре и безостановочно продолжались 18 месяцев. За полтора года съемочная группа совершила 53 поездки, посетила 22 страны и отсняла 1500 катушек, или почти 183 километра, пленки. Всего в эту затею было вовлечено 26 операторов и их ассистентов, 16 продюсеров и около 140 ученых. Результат — шесть часовых серий. Но за кадром остались не только километры отснятой пленки, не вошедшей в фильм, но и приключения съемочной группы. Причем далеко не всегда безопасные для здоровья.

Почти ни одного человека из группы за все время съемок не миновала банальная простуда. Операторы, снимавшие на окраине пустыни Калахари, по ночам ужасно мерзли, потому что температура опускалась ниже нуля. Другие киношники, приехавшие запечатлеть цветы, которые расцветают в пустыне только после проливных дождей, 20 дней мокли под осадками, снимая редкие по красоте растения. Из трехнедельной съемки получился эпизод длиной пять минут. Октябрь местные жители называют «месяцем самоубийц», так как температура зашкаливает за 45 градусов выше нуля. Вся съемочная группа, приехавшая в Африку в этот сезон, слегла. Тяжелейшая акклиматизация. Потому что в Британии в октябре совсем другая температура. Но погода была не самым тяжелым испытанием.

В поисках крокодилов пустыни (есть и такие — это обыкновенные нильские крокодилы, кучкующиеся около временных болотцев, только меньшего размера и совсем неагрессивного характера) экспедиция приехала в Республику Чад. К северу от столицы Нджамены есть плато Эннеди, а там ущелье крокодилов. За неделю пути группа лишилась двух проводников: один подхватил малярию, другой дизентерию, выпив некипяченой воды, и их пришлось срочно возвращать в город. С горем пополам добравшуюся до места группу встретили местные жители. Аборигены были очень неприветливы с киношниками, потому что для них пустынные крокодилы — божки воды: они верят, что если зеленые твари покинут регион, то наступит длительный период засухи. Какое-то время вождь племени тубу позволял группе наблюдать за крокодилами, хотя каждый день начинался у продюсера с длительных переговоров и убеждений. Но после недели пребывания киношников на местности аборигены взбунтовались и однажды поутру пришли всем племенем с ножами и копьями. Белым людям пришлось убираться восвояси. Помимо этого киношники постоянно спасались от кобр, гадюк, выдр и скорпионов, которые то и дело забирались в их палатки и сумки. На этом злоключения не закончились: сначала съемочной группе отказали в вылете, так как их забронированные места на самолет продали каким-то местным шишкам, а после этого весь их багаж был утерян где-то в аэропорту Нджамены. Только четыре недели спустя за кругленькую сумму все пропавшее оборудование удалось вернуть.

Для съемок серии про пустыни съемочная группа в сентябре 1999 года отправилась в Ботсвану. Проводники убеждали, что в это время года дождей никогда не бывает, и операторы с учеными поехали на двух открытых джипах. Их интересовало озеро-болото Макгадигади, которое в сухой сезон напоминает лунную поверхность, поэтому съемка происходила ночью. Однако едва джипы достигли пункта назначения, как прогремел гром и сверкнула молния. Вскоре полил дождь. Народ высыпал из машин, стараясь придумать, что делать дальше: прятаться было некуда, ливень становился все сильнее, но гораздо страшнее были молнии, которые сверкали в пугающей близости от группы одна за другой. Пока одни решали, оператор Оуэн Ньюман снимал разбушевавшуюся стихию. Это его и сгубило. Молния ударила в землю прямо за спиной Ньюмана, и огромная длинная голубая искра проскочила между рукой Оуэна и металлической деталью камеры. Электрический разряд прошел через все тело оператора. Водитель одной из машин предложил найти норы муравьедов и попытаться укрыться там, но на это уже не хватало времени, и люди, погрузившись в машины, на предельной скорости погнали обратно в лагерь. Как только через полчаса они добрались до «дома», гроза закончилась. Рука Оуэна была сплошь черная, один из проводников поставил диагноз «внутренний ожог» и сказал, что это может быть довольно опасно. На утро чернота исчезла при помощи теплой мыльной воды: это было всего лишь отложение нагара с металлической поверхности полуобуглившейся камеры.

Однажды ассистента продюсера Анну Майк отправили вместе с оператором Ричардом Кирби в Камерун для съемок дикой природы этой страны. Анна до этого занималась съемками только в национальных парках Африки и к жизни в тропическом лесу не была приучена, поэтому поначалу Ричард и их проводник-пигмей относились к ней свысока. Девушка тем не менее всячески старалась всем угодить. К концу их месячного пребывания в джунглях, таская на себе ежедневно по 20 кг оборудования и не ноя под случавшимися периодически проливными дождями, она смогла добиться хорошего к себе расположения. И вот в предпоследний день съемок они направились снимать птицу-носорога. Ричард вскарабкался на верхушку дерева высотой 36 метров (кстати, это не предел, некоторые съемки проходили и выше — на высоте в 60 м), а Анна и проводник должны были поднять ему туда в рюкзаке камеру и линзы. Но видимо, Майк плохо закрыла рюкзак, так как на высоте более 10 метров камера неожиданно вывалилась из него и с диким грохотом упала в нескольких сантиметрах от самой Анны. Сначала Ричард высказал все, что он думает об ассистенте продюсера, стоимости камеры в 50 тысяч фунтов, птицах-носорогах и пигмее, который просто сбежал (хотя потом все-таки вернулся). Но довольно быстро успокоился и порадовался за Анну, что она осталась жива. Они потом еще не раз вместе ездили на съемки в Африке.