Архив

МОЕ КИНО

Продюсер в кино — лицо незаменимое, поскольку половину успеха картины определяет ее бюджет. Естественно, эти господа — не огромные кошельки на ножках, хотя по степени благосостояния многие из них входят в список самых богатых людей России.

25 ноября 2002 03:00
1244
0

Продюсер в кино — лицо незаменимое, поскольку половину успеха картины определяет ее бюджет. Естественно, эти господа — не огромные кошельки на ножках, хотя по степени благосостояния многие из них входят в список самых богатых людей России. В большинстве своем они имеют обширные связи, как среди чиновников, так и среди бизнесменов. А собственное имя является гарантом вложения денег в тот или иной проект. И хотя в нашей стране киноиндустрия ориентирована в большей степени на режиссеров, продюсер сегодня далеко не последний человек в этой системе. Как говорится, кто девушку ужинает…


Сергей Сельянов

До 90-х годов деньги на кино «Мосфильму», «Ленфильму», студии Горького и прочим давало государство. Потом отечественное кино замечательным и совершенно естественным образом развалилось. Причины этого кризиса — тема отдельного разговора, но раздача денежек на съемку нетленок прекратилась. Каждый стал выживать по-своему. И первым, кто смог доказать, что кино может и должно быть коммерческим, стал Сергей Сельянов. Маргинальный арт-режиссер, известный работами «Духов день» (в главной роли снялся Юрий Шевчук) и «Время печали еще не пришло» (Приемыхов и Мамонов), полностью переключился на продюсирование. Создав совместно с Алексеем Балабановым и Василием Григорьевым киностудию СТВ, на которой были выпущены хиты: «Операция «С Новым годом», «Блокпост», оба «Брата», «Сестры», «Мама, не горюй!» и другие. Успех Сельянова как продюсера толком объяснить никто не может. Наверное, одной из причин стоит назвать ту, что Сергей Михайлович является членом экспертного жюри при Госкино. То есть и его голос в том числе определяет, кому выделить денежки из государственного бюджета на кино, а кто перебьется. Кроме того, удачливый продюсер основал у себя в Петербурге антипиратское агентство и, как поговаривают, является основателем крупнейшей базы по продаже оптовых лицензионных кассет.


Александр Голутва

Чиновник и продюсер в одном флаконе Александр Голутва — просто синяя птица в руках режиссера. Первый замминистра культуры России является главным киночиновником страны. Поэтому на поклон идут именно к нему. И именно он является последней инстанцией при принятии решений, кому давать денежки на съемки, а кому не давать. Философ по образованию, Александр Алексеевич еще при СССР заведовал кино в Ленинграде, а с началом перестройки и до 96-го года был директором «Ленфильма». При его поддержке издавался элитный питерский журнал «Сеанс». Он продюсировал «Такси-Блюз», «Особенности национальной охоты», «Шизофрения» и т. д. Голутва питает слабость к режиссерам из Северной столицы. Поговаривают, что в его любимчиках ходит Сокуров. Но говоря об Александре Алексеевиче, не стоит забывать и о его заместителе — Сергее Лазаруке, руководителе Департамента господдержки кинематографа. Как говорится, на поклон к батюшке пойти можно, да пропустят ли его помощники. В общем, чтобы получить денежки на кино, нужно для начала понравиться господину Лазаруку.


Карен Шахназаров

Отметивший недавно свое 50-летие Карен Шахназаров не менее важная персона отечественной киноиндустрии. Как-никак глава крупнейшего (он сам так и утверждает) киноконцерна в Европе. Если на студиях Сельянова и Михалкова снимается до 10 картин (с учетом сериалов) в год, то производственная мощность «Мосфильма» до 50 фильмов. Киноконцерн имеет шикарную технологическую базу, начиная от костюмов и автомобильного парка и заканчивая монтажными, студиями озвучки и несколькими гектарами в центре Москвы. Правда, аппетит у «Мосфильма», на зависть, отменный. Например, озвучить фильм во Франции намного дешевле, чем у родного Шахназарова. Но здесь остается непонятным вопрос: за какие заслуги и по каким принципам эти расценки предоставляются. Одним, как лебедевской «Звезде», к примеру, съемки обходятся практически даром. А другим приходится ехать за границу. Может быть, поэтому в прошлом году Владимир Путин подписал указ о реорганизации федеральных киностудий в акционерные общества. Из 36 студий страны только благополучному «Мосфильму» удалось получить отсрочку от участия в этом эксперименте.


Игорь Толстунов

Персону Игоря Толстунова также можно назвать одной из влиятельных в кинобизнесе. Хотя на сегодняшний момент этот факт можно оспаривать. После развала НТВ Толстунов со своей «Продюсерской фирмой Игоря Толстунова», или просто «Профит», немного отошел в тень. Но в то же время его считают эдаким московским Сельяновым. Список его фильмов также внушителен: «ТАСС уполномочен заявить» (там он, правда, выступал в качестве директора картины), «Три сестры», «Вор», «Сирота казанская», «Мама», «Русский бунт», «Восток-Запад» и др. До развала империи Гусинского на «НТВ-плюс» был директором двух спутниковых каналов — «Мир кино» и «Наше кино». К тому же женат на дочери Григория Чухрая Елене, что тоже немаловажно в этом деле. Его «Профит» выпускал до 15 картин. В хорошие времена столько же снималось на студии Горького. Но сегодня продюсера Игоря Толстунова стоит рассматривать только в связке с Александром Роднянским — гендиректором СТС. Бюджет этого канала на телевидении считается одним из самых внушительных. Кроме того, господин Роднянский является практически владельцем (70% акций) одной из самых рейтинговых украинских телекомпаний «1+1». По некоторым данным, в ближайшее время в развитие канала планируется вложить более 100 миллионов долларов. Так что Толстунов будет чувствовать себя на СТС не хуже, чем в свое время на НТВ. Тем более, что Роднянский продолжает тяготеть к кинематографу. Чего стоит его заявление одной из центральных российских газет: «Я хочу делать серьезное кино и несерьезное ТВ». Пока что и то, и другое получается весьма серьезно. По крайней мере, по размаху.


Никита Михалков

Никто в России не обладает таким влиянием на отечественное кино, как Никита Михалков. К кому еще на дачу поедет Владимир Владимирович Путин? Или кого еще попросят за несколько месяцев организовать новый кинофестиваль? Имя Михалкова считается гарантом качества и определяет на треть успех любого проекта. Президент пафосного ММКФ, идейный вдохновитель «Золотого орла», глава Союза кинематографистов и студии «Три Тэ». Знающие люди утверждают, что Никита Сергеевич имеет огромное влияние на «оскаровский» комитет (то есть на решение выдвигать ту или иную картину на эту премию или нет). Его «Сибирский цирюльник» подвигнул людей ходить в кинотеатры на отечественные фильмы. Он считается режиссером, поднимающим национальную идею в кино, причем идею, рассчитанную на западного потребителя. Кроме того, Михалков и Владимир Потанин объединили свои усилия для создания сети многозальных кинотеатров. Если все пойдет как задумано, то картины, сделанные на «Три Тэ», можно будет показывать как минимум в ста залах — это только в Москве. Говорят, что в этот проект хотят вложить около 40 миллионов долларов. Если учесть, что сегодня выбор фильмов зависит от руководства кинотеатров, то это существенное вложение в и без того крепкий кинофундамент Никиты Сергеевича.