Архив

МОСКОВСКИЙ ВИ-ДЖЕИНГ ПРОБУЖДАЕТСЯ

В идеоарт — искусство синтетическое. Из любви к каталогизации всего и вся дадим ему определение: визуальный перформанс любой эстетической направленности с пространством для его вольной интерпретации. Что означает: вы смотрите чей-то поток сознания, оформленный в виде движущихся картинок, и понимаете его, как хотите.

1 ноября 2002 03:00
1276
0

В идеоарт — искусство синтетическое. Из любви к каталогизации всего и вся дадим ему определение: визуальный перформанс любой эстетической направленности с пространством для его вольной интерпретации. Что означает: вы смотрите чей-то поток сознания, оформленный в виде движущихся картинок, и понимаете его, как хотите.

На пике расцвета — в начале 90-х — видеоарт путали со всеми его родственниками, важнейшим из которых является кино. Например, часто включали в программы авангардных кинофестивалей и просто показов, а студенты ВГИКа тренировались именно в жанре видеоарта, поскольку это было актуально и сверхмодно.

Но мода, как известно, проходит, поэтому здесь речь пойдет не о видеоарте, а о его родном брате — ви-джеинге, который с некоторыми трансформациями перешел в нынешний XXI век, оставив за бортом более сложный для восприятия видеоарт.

Ви-джей, или видеожокей (в дополнение к ди-джею), — обязательный элемент удавшейся вечеринки в таких клубных странах, как Англия или Голландия. Клабберы (люди танцующие), пришедшие провести вечерок определенным образом, имеют возможность не только размять мышцы и полностью отдаться музыке, но дать глазу отдохнуть на видеоряде, обычно состоящем из нарезок (сэмплов) из совершенно различного материала — от изысканных видеоклипов и фотографий до абстрактных работ малоизвестных режиссеров или просто фрактальных узоров, накладывающихся друг на друга, которые, в свою очередь, обрабатываются фильтрами, управляются ви-джеем с пульта и так далее.

Автор статьи глубоко уверен, что именно присутствие видеоряда дает эффект расширения пространства клуба и плотности атмосферы самой вечеринки. Вместо одного деятеля искусств (вертящего пластинки) на вас работают двое (второй отвечает за визуальную часть).

К сожалению, большинство московских клубов не имеет привычки менять что-либо, кроме собственного дизайна, и разнообразию нашего досуга это явно не способствует. Собственно, по этой причине не происходит развития клубной культуры. Все предсказуемо: открываются новые клубы, закрываются старые, что не меняет общего положения дел. Одна надежда на ви-джеев…

Ви-джеинговое движение начинает набирать обороты. Сравним нашу ситуацию с голландской. Там около 5−7 лет назад стало модным (а значит, и массовым) приглашать наряду с ди-джеем человека, специализирующегося на видео. Учитывая нашу московскую неторопливость, через пару лет и здесь что-то может сдвинуться с мертвой точки.

Полезная информация о том, какие клубы как минимум имеют экраны, как максимум — приглашают ви-джеев. На постоянной основе ви-джеев пока не приглашает никто, обычно это происходит на специальных party, днях рождения людей, которые либо хотят, чтобы всем было вдвое веселее, чем обычно, либо желают увидеть свое (любимое) лицо на экране. Достаточно регулярно видеоэкран работает в клубе «16 Тонн». В «Миксе» он используется не по прямому назначению — то есть в основном крутят Fashion TV или фрагменты популярных фильмов. Jet Set может гордиться огромным экраном во дворе, где крутится тоже исключительно мода — фоном под модную же тусовку.

Так обстоят дела на совсем молодом рынке ви-джеев, часть которых переквалифицировались из видеоартистов. Чтобы успевать за движением времени, ускользающего по определению.