Архив

ВЕДИ СЕБЯ ПРИЛИЧНО!

то сказал, что есть руками некрасиво? Кто сказал, что бульон должен быть в кубиках? В этих двух фразах — суть проблемы. Бульон теперь выпускают не только в кубиках, но и в порошке. В чем хочешь, только плати. За последние 10−20 лет окружающий мир настолько изменился, что классические нормы поведения не просто устарели — стали смешными, а порой и неприличными. Попробуйте на рейве спросить разрешение на танец у спутника милой дамы. И вас поймут правильно. И сломают нос. Новый мир — новые правила.

1 ноября 2002 03:00
892
0

Кто сказал, что есть руками некрасиво? Кто сказал, что бульон должен быть в кубиках? В этих двух фразах — суть проблемы. Бульон теперь выпускают не только в кубиках, но и в порошке. В чем хочешь, только плати. За последние 10−20 лет окружающий мир настолько изменился, что классические нормы поведения не просто устарели — стали смешными, а порой и неприличными. Попробуйте на рейве спросить разрешение на танец у спутника милой дамы. И вас поймут правильно. И сломают нос. Новый мир — новые правила.

Правила пользования всемирными и локальными сетями специально прописываются системными администраторами, кроме того, существует сложившееся понятие — «сетевой этикет» (netiquette). Современные средства связи предполагают совершенно новый стиль общения. Не говоря уже о средствах передвижения.

Самым консервативным остается бизнес-этикет: ведение переговоров, стиль одежды, деловая переписка. Сложившиеся правила берут свое начало в эпохе послевоенных дипломатических отношений. Непрерывно изменяясь и дополняясь, они остаются самыми полезными из общего свода правил хорошего тона, устанавливая универсальный язык общения между людьми разных культур.

Светские рауты в этом отношении наиболее лояльны. Здесь важнее сиюминутные тенденции: законодатели мод не могут позволить себе приемы общения, вышедшие из моды. И тем не менее светское общество — именно та среда, где пренебрежение этикетом не прощается никому.

Амурный и бытовой этикет отмерли как рудимент. Они комичны, но знание этих правил помогает людям определить классовую принадлежность при первом знакомстве.

Наиболее утилитарен этикет ресторанный. Исключительно по причине снобизма этой области. Умение красиво есть и разбираться в винах до сих пор ценится окружающими и делает из вас достойного компаньона для бесцельного времяпрепровождения. Правила эти сложны и не всем знакомы, что предоставляет некоторую свободу действий и самовыражения.

Итак, в общих чертах этикет — вещь нужная, но малопонятная. Незнание классических правил вполне простительно современному человеку. Однако некоторые нововведения, касающиеся современных реалий, необходимы каждому здравомыслящему субъекту. Иначе у него будут проблемы. Вплоть до судебных разбирательств.

Все остальное — глупости. Косые взгляды давно никому не интересны. Эпатаж — одно из современных «средств производства», PR-оружие. А пиару закон не писан.

Известное дело, воспитанный европеец ни в жисть за столом не рыгнет. Даже немец — после своих кровяных колбасок. Тем не менее немец или австрияк, желая досадить какому-нибудь жеманному русскому или французу, вспомнит об этой своей национальной традиции и не сконфузится. И русский, и француз будут оскорблены. Однако же китаец, не понимая эти условности, просто обязан отрыгнуть после еды, желая выказать уважение сотрапезнику. И сконфуженный француз оскорбит китайца своим «сдержанным» поведением.

Весь этот вздор можно перетерпеть и посмеяться после. Но элементарное несоблюдение правил поведения в новейших церемониях, вроде посадки в самолет, e-mail-переписки или бронирования гостиницы, чреваты. Главные правила этикета: не мешай окружающим и соблюдай дистанцию с субординацией — основа и старых, и новых правил.


Рабочее место

Рабочее место стоит дорого. У внештатных сотрудников, как правило, нет персонального компьютера, поэтому вид вашей простаивающей машины удручает весь коллектив в целом. Если Вы — внештатный сотрудник, то некрасиво запароливать машину, чтобы в ваше отсутствие ей невозможно было пользоваться. Желательно сообщить свой личный пароль кому-нибудь из коллег (наименее говорливому). С тем, чтобы в ответственный момент кто-то другой мог взять документы, хранящиеся у тебя. Некорректно настаивать на конфиденциальности в корпоративных системах.

Также некрасиво смеяться над коллегами, которые стараются соблюдать на рабочем месте экологические и санитарно-гигиенические нормы: вешают защитные экраны на монитор, носят желтые защитные очки (отвратительные на вид) и обставляются горшечными цветами. С другой стороны, привычка многих корпоративных работников окружать себя трогательными и милыми сердцу предметами часто раздражает коллег. Не стоит вешать над рабочим местом фотографии родных и близких, расставлять на столе плюшевые игрушки или полные окурков пепельницы. Желательно не отрывать от работы окружающих демонстрацией детских фото в слюдяном кармашке бумажника и новых «обоев» с кошечками или машинками на десктопе.

Очень осложняет отношения на работе игнорирование такой полезной вещи, как наушники, а также колонки, включенные на полную громкость. Избегайте звуковых эффектов при запуске Windows. Радостный смех или нецензурные выкрики при открывании каждого нового файла возбуждают тайную ненависть коллег.

Следующая проблема, как правило, приводит к открытому конфликту: если вы пользовались чужим рабочим местом, не оставляйте свои файлы и папки на десктопе. Не меняйте исходные иконки и не перетаскивайте файлы из папки в папку. Никакие объяснения не помогут. Если вам все же необходимо сделать это, приклейте к монитору стикер с точным описанием содеянного (пример: «документ 234. tif переложен из папки glav/red/design в папку my/december/pict» — важно указать папку, в которой лежит папка, в которой лежит папка, ибо не на всех машинах искалка работает исправно).

Не катайтесь на стуле по офису и не копите грязные чашки на столе. И если некоторые вещи (типа еды за компьютером) простительны в силу производственной необходимости, то штабелирование на столах использованной бумаги в кучи, превышающие 40 см в высоту, — просто преступление. Кучи имеют тенденцию крениться и падать.

Если вы надолго заняли ксерокс даже ради срочного дела, всегда уступите место сотруднику с небольшим объемом работы. Перед тем как отправить факс, позвоните адресату и попросите принять документ. Сверху, над текстом, всегда помечайте, кому он адресован.


Интернет

Если у вас нет выделенной линии, перед выходом в сеть всегда предупреждайте окружающих о своем намерении. Быть может, кто-нибудь хочет позвонить в последний раз перед тем, как… Если у вас есть подозрение, что вы пользовались Сетью слишком долго и у вас могли кончиться оплаченные часы, предупредите об этом следующего пользователя. Это охарактеризует вас с наилучшей стороны. Правила поведения в Сети, сленг и прочее остаются на вашей совести.

Использование ICQ на рабочем месте наводит на подозрение, что вы используете рабочее время не по назначению. Если хотите завоевать доверие начальства, некоторых программ (в том числе игровых) следует избегать вовсе. Тщательно фильтруйте ICQ-history, закладки и список посещенных в последнее время сайтов. Бывают неприятности.

Посылая письмо другу, не забывайте указывать «сабджект» (тему) — внятно и латинскими буквами. Не заставляйте людей лишний раз сомневаться и обновлять Касперского. Очень важны кодировка (самая этичная — КОИ) и вес аттачмента. Посылать файл весом более 100 кБ без предварительной договоренности считается невежливым.


Средства связи

Начнем с того, что иметь пейджер после 2000 года не вполне этично. Как иметь дырявые носки. Ровно как и окружающим — акцентировать на этом внимание. Если ваш оппонент до сих пор поддерживает пейджинговую связь, не настаивайте на том, чтобы он дал вам номер мобильного, даже если таковой и имеется в наличии. Не исключено, что вы не входите в число приближенных лиц, с которыми оппонент хотел бы иметь постоянный и двухсторонний контакт. Посылая сообщения на пейджер, не повторяйте их больше двух раз, тем более через минимальный промежуток. Это говорит о том, что вы настаиваете или не доверяете владельцу пейджера. Не глумитесь над операторами, они уже давно не любят ушами.

Мобильные телефоны сегодня не редкость. Не следует слишком активно интересоваться фирмой-производителем и примочками, лучше поговорите о тарифах и провайдерах. Это полезнее и тактичнее. Не покупайте слишком навороченные телефоны и чехлы к ним — это безвкусно и вызывающе. Позвонив респонденту, не просите срочно перезвонить вам на городской телефон — может быть, с вами и вовсе не рассчитывали разговаривать.

Совсем плохо начинать беседу с популярного вопроса «ты где?». Уместнее поинтересоваться, в состоянии ли ваш знакомый поддерживать разговор (не за рулем ли он и т. п.). В случае если вы звоните на незнакомый мобильный телефон, не забудьте первым делом сослаться на того, кто дал вам этот номер, представьтесь, а потом спросите, удобно ли вашему респонденту в данный момент говорить с вами.

Не стесняйтесь просить звонящих вам перезвонить позже, — лучше отложенный спокойный разговор, чем скомканная беседа здесь и сейчас. Если вы сидите на лекции или в кино, выключите телефон. Сдавленный полушепот в ответ на звонок ставит в неловкое положение вас обоих.

Длинное «эксклюзивное» приветствие на автоответчике (особенно если он установлен на мобильном телефоне) свидетельствует о вашей экзальтированной глупости. И сильно досаждает тем, кто звонит по делу или намеревается оставить важное сообщение, звоня с мобильного или по межгороду.


Общественный транспорт

Самолеты теперь угоняют террористы. Слушайтесь секьюрити: не возите с собой баллончики с газом и маникюрные ножницы — это неприлично. Тем более что маникюр правильнее делать в салоне красоты, чем в салоне самолета. А невыключенный мобильный приводит к судебным разбирательствам.

Не выделывайтесь. Если вы мужчина, пропускайте в салон женщин и детей вперед — мы нервные. И не вскакивайте сразу после приземления с кресла, чтобы болтаться в проходе. Вы реально мешаете пройти тем, кому трудно держать багаж на весу. Пусть пройдут.

Пьянство в салоне самолета очень заметно и потому особенно некрасиво. То ли вы боитесь полетов, то ли вы редко летаете. Если вы просто пьяница, тогда езжайте поездом. Там и времени побольше, и собеседники найдутся.

Если же вы просто несчастный нищий интеллигент — берите верхнюю полку пассажирского поезда. Можно притвориться больным и проспать всю дорогу. Что избавит вас от мучительных реверансов в пользу соседей по купе: «Может быть, вам хочется присесть? Спускайтесь, не стесняйтесь, я уже выспался!».

Поспать сидя вы еще успеете. В метро, например, если вы там бываете. Лучше, конечно, до последнего не садиться, не смотреть в лицо старикам и всегда брать с собой чтиво, чтобы было куда уткнуться. Лучше с мелким шрифтом и без картинок, чтобы через плечо не читали. Одеваться неброско. И ни с кем не знакомиться. Потому что все такие же зашуганные, как и вы. А если кто-то проявляет нездоровую приветливость — у того, наверняка, корыстные интересы. Не ввязывайтесь в разговоры. На дурацкие вопросы не отвечайте — глупо улыбайтесь. Берегите себя.


Сервис-центры

Автосервис, парикмахерские, ремонт всякой всячины — короче, места, где вас обслуживают. В теории здесь должна царить абсолютная монархия, во главе которой — вы. На практике у каждого работника сферы обслуживания в душе наблюдается революционная ситуация. Если вы опоздаете — до свидания, ждать никто не будет, возьмут другого клиента и объяснят очень тактично, что вы не правы. И после работы ни одна сволочь не войдет в ваше положение. А уж если не залюбят — ждите кучи гадостей. Так что с ними, с обслуживающими, лучше повежливей, с уважением к ремеслу.

На чай давать нужно деликатно, оправдываясь и униженно моля принять в дар эти жалкие гроши. Как символ вашей дружбы. Но не дать — неприлично. Причем почти во всем мире. Кроме скандинавских стран и прочих мест, где уровень жизни настолько высок, что обслуживающих это унижает.


Выход в люди

В наше время светские мероприятия имеют самый разнообразный характер и не терпят никаких этических табу. Напротив, в целях грамотной подачи себя как неординарной персоны вам необходимо их нарушать как можно оригинальнее. Простой эпатаж в костюме и манерах слишком скучен и отсылает нас к бунтарям начала 80-х. Панк давно приобрел легитимный статус и никого не удивляет. Также неинтересен и гламур 90-х. Поэтому модникам необходимо придерживаться золотой середины, некоторой эклектичности, широты взглядов, неброской оригинальности, аккуратной небрежности — минус занудство.

Не стоит обсуждать другие светские мероприятия. Слишком уж напоминает разговор о погоде. «А вот в прошлое воскресенье мы выпивали у Петровича», — это скучно и чревато сплетнями. Принято говорить о работе, шутить в адрес оппонента и предлагать альтернативные варианты досуга.

Как вести себя в ресторане, никто, кроме официантов и рестораторов, толком не помнит. Смело кушайте чем удобнее! Главное, не проявлять крайней неловкости — это неприятно вашим сотрапезникам. И не чавкать.

Считается, что курицу принято есть руками, и никто не подозревает, что это дезинформация. Курицу нужно есть ножом и вилкой. Как и мясо. Однако американцы, порезав свой стейк, откладывают нож и обходятся вилкой. В классическом варианте совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят вилкой — исключительно.

И если вы не просите добавки, не кладите приборы крест-накрест, вас неправильно поймет официант. После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. А счет прикрывают салфеткой. Действительно, зачем всем знать, сколько вы оставили на чай тому, кто был невольным свидетелем вашего невежества.

С другой стороны, вы клиент. В современном обществе клиенту позволено все. Например, нашим туристам в Турции никто не может запретить носить шлепанцы. И это притом, что показывать подошвы ног в этой чудесной стране до сих пор считается верхом неприличия. Кто платит, тот и танцует. Особенно это ощущается в магазинах. Там правила этикета действуют в одностороннем порядке — для продавцов. Для покупателя неприлично одно: показывать свою неплатежеспособность (хаять качество товара или сетовать на его дороговизну).

На Западе не принято благодарить продавца за каждую оказанную любезность. Если вам отложили товар или ходили за ним на склад — совершенно не нужно за это благодарить. Вы будете выглядеть смешно и непонятно. На Востоке же главное — торговаться. Если вы оскорблены явным обманом и отказываетесь принять участие в этой увлекательной игре, продавец будет настолько обижен, что может и вовсе отказаться продать вам желаемое.

Знакомство и первое впечатление

Для каждого района — свои правила. И для каждого микросоциума. Попробуйте понравиться всем. Будьте оригинальны. Но не настолько, чтобы получить по голове. Допустим, за свастику на одежде или на чем-то другом можно схлопотать неприятности во всей Европе и Америке. А в Индии — ничуть. Там этот знак встречается повсеместно и обозначает восходящее солнце, вращательное движение и поступательное развитие.

Пока вы новичок в районе, нелишне будет сообщать об этом окружающим. Это позволит вам вызвать доверие и без проблем познакомиться с соседями. В больших городах с соседями здороваться не принято, а ходить за солью — величайшая бестактность. Все правила этикета, касающиеся первого знакомства и поведения на улице, писаны для небольших провинциальных городишек, где тихо и спокойно.

Разговаривать на абстрактные темы и о погоде в первые 10 минут знакомства означает стопроцентную потерю этого собеседника на будущее. Здороваться с человеком, с которым вы до того словом не перемолвились, — некрасиво. Он судорожно пытается вспомнить, кто вы и где познакомились.

Если хотите произвести на незнакомого человека благоприятное впечатление, ведите себя максимально сдержанно. Не помешает дежурная улыбка, на которую могут и не ответить (не напрягайтесь). Не давайте детям на улице конфет, это настроит против вас их родителей. Не гладьте собак без разрешения, даже самых приставучих. Их хозяева считают, что вы их можете таким образом приручить и развратить их неподкупность как охранников.

Не спрашивайте никого о потерянных вами вещах, это заставляет посторонних людей чувствовать себя подозреваемыми. Наводить справки о ком-либо у незнакомых — значит противопоставить себя местному обществу. Лучше не делать ничего того, что не принято в данном месте. Не стоит впутываться в неприятности из-за привитых вам этических норм. Это — комплексы. Отбросьте их немедленно!

Мир изменился, меняйтесь вместе с ним. В больших магазинах вы можете громко переговариваться и кататься на продуктовых тележках. В маленьких по старинке нужно соблюдать статус-кво и делать морду кирпичом.

Все дело в пресловутой демократии. Там, где декларируются демократические принципы, — один стандарт поведения. Этика для масс. Вы можете вести себя некрасиво — ковырять в носу и чесаться, но не преступать нормы Права. Окружающие, в свою очередь, обязаны поджать губы и проявить терпимость по отношению к шариковым.

Там, где делаются деньги на элитарности, нужно пользоваться ароматической туалетной бумагой. И эту тонкую грань следует научиться распознавать быстро и еще быстрее — чтобы не оказаться смешным. Двойной стандарт.

Демократично сдерживать гнев, когда орангутан без злого умысла чихает вам в лицо. Но в ресторан Maxim с насморком не ходить. Иначе ваша раскованность скажется на бизнесе. Меж тем даже в Maxim’е можно частенько встретить орангутанов. В связи с чем ковыряться в зубах после еды стало модно.