Архив

ПРАВДИВАЯ ЛОЖЬ

Собственно, о том, что все кино — это одно большое нагревалово, известно всем. Но что поделать? И все же нам стало интересно: сколько же в современных фильмах правды? И есть ли она там вообще?

16 декабря 2002 03:00
1350
0

В фильме «Крепкий орешек−3» есть один сильный эпизод: герой Брюса Уиллиса вынужден стоять посреди Гарлема с плакатом «Я ненавижу негров». Снимали эту сцену действительно в Гарлеме, и за такой плакат Уиллису, невзирая на все его регалии и охрану, могли вполне реально свернуть шею. Поэтому на плакате написали нейтральное «Я ненавижу всех», а потом на компьютере поменяли последнее слово. Все вроде бы остались довольны. Собственно, о том, что все кино — это одно большое нагревалово, известно всем. Все уже знают, что нельзя залатать самолет, высунувшись из него, как в «Экипаже», и что в гражданскую войну не использовали дисковых пулеметов — как в «Свой среди чужих». Но что поделать? Стал бы кто смотреть «Титаник», если б его создатели не высосали из пальца любовную историю. И все же нам стало интересно: сколько же в современных фильмах правды? И есть ли она там вообще?


ВКЛЮЧАЙТЕ ВАШИ ДИКТОФОНЫ
«В движении»
Режиссер Филипп Янковский, в главной роли Константин Хабенский.

Александр Гурьев — ловец сенсаций. Кто с кем переспал, кто у кого взял денег, кто кому устроил подставу — спросите у него, он знает. Но один репортаж — и жизнь Александра, как уже догадался проницательный читатель, меняется. В кадр попадает девушка, которая является женой старого приятеля Гурьева. А приятель не хрен с горы, а советник президента. Журналист Гурьев задумывается.



— Те самые сенсационные снимки делаются с воздушного шара, парящего над виллой Федора Бондарчука, который соблазняет Настю Колманович. Или она его соблазняет — это уже дело десятое. Насчет шара распространяться не стану: возможно, такое случалось в практике российских СМИ, хотя скорей всего это что-то из Джеймса Бонда. А вот с самими съемками вышел явный прокол. С таким объективом получить такие качественные крупные фотографии, снимая с изрядной высоты, да еще в движении — нет, сынок, это фантастика. Это не мое мнение — специалисты сказали. Наверное, опять джеймс-бондовские аллюзии.

Еще в начале фильма есть такой эпизод. Главный герой приносит главному редактору какой-то газеты скандальное интервью с человеком, который, как выяснилось (просто редактор, как ни странно, оказался не идиотом), умер три года назад. И выставляет за него «обычную цену» — 500 баксов. По крайней мере именно это обычно означает поднятая пятерня. Самые высокооплачиваемые колумнисты в самых респектабельных изданиях не получают больше трехсот за колонку. Ловец сенсаций с высосанным из пальца материалом о таких расценках даже не мечтает. То же касается и автомобиля: на новенькую «Ауди» зарабатывают обычно заметками про начинающих певиц, а полосными публикациями — о совсем других людях, но об этом как-нибудь в другой раз. Опять-таки из вышесказанного вытекает, что гурьевы не носят дизайнерских костюмов, предпочитая одежду попроще и подешевле.

Теперь о ночных клубах. Тут, конечно, не поспоришь — так оно все и бывает. Настя Колманович с Леной Перовой и Ритой Митровановой (последняя значится в кредитах, но на экране я ее не обнаружил; пересматривать, однако, сил не было, так что не обессудьте) в клубах днюют и ночуют, так что соврать не дали. Единственное, при просмотре может сложиться впечатление, что в ночных клубах все веселятся. На самом деле туда приходят либо по делам, либо сами не знают зачем.

Понятно, что Филипп Янковский хотел сделать «Сладкую жизнь». Фактически это у него получилось. Но есть нюанс. Как подметил один мой коллега, персонажи Феллини по крайней мере имели на эту самую сладкую жизнь моральное право. Потому что умные были. Герой Хабенского лишен этого качества напрочь, поэтому периодически льет пьяные слезы: «Ведь я умею писать! Может, я напишу еще роман о нашей никчемной жизни!» Скажете, пошлость? Э-э, нет. Пошлость — это финал: герой бежит по движущейся электричке в направлении последнего вагона, чтобы присоединиться к девочке на коне. Но вырваться не может: дверь заперта. Замкнутый круг. Ощущение такое, как будто три лимона на спор съел.


ЗНАМЕНИТОСТЬ
«Ландыш серебристый»
Режиссер Тигран Кеосаян, в ролях: Юрий Стоянов, Александр Цекало, Олеся Железняк, Елена Хмельницкая.

Девушка Зоя из города Локотки мечтает о карьере певицы — повар местного ресторана обещался взять ее на место забеременевшей нынешней солистки. А тут на бесхитростное девичье счастье приехала в их захолустье звезда первой величины Ирма. И ничего бы не изменилось в жизни бедной Зои, если бы Ирма не увлеклась очередным мужиком, не сорвала концерты, а ее продюсеры с расстройства не разгромили бы гостиничный номер и не угодили в местное отделение милиции, над коим начальствовал Зоин папа. А дальше все произошло как в сказке: оба продюсера и милицейская дочка укатили в Москву. С Ирмой из-за скандала с сорванными гастролями продюсеры расстались и стали заниматься раскруткой спевшей (довольно чистенько) «Happy birthday» Зои. И из страшненькой девушки-провинциалки получилась стильная начинающая звезда. Кроме успеха Зоя еще и вышла замуж за одного из продюсеров, которого благополучно бросила через пару лет.



— Я много слышал про эту картину еще до того, как вы мне ее показали. Лично мне кажется, что сама история, рассказанная в этом фильме, неправдоподобна. Во-первых, звезду продюсируют два человека. Такое очень редко случается. Во-вторых, что касается срыва Ирмой гастролей, то стоит сказать, что артист — это человек, поступки которого предугадать очень сложно. Особенно в период расцвета его таланта. Безусловно, он подчиняется условиям контракта, и существует какая-то ответственность артиста перед продюсером. Но бывают случаи — один из тысячи, — когда звезда из-за накала эмоций или еще по каким-либо причинам может сорвать гастроли. Неправдоподобно выглядит в этом фильме и разрыв деловых отношений продюсеров с Ирмой. Этого разрыва не могло быть, потому что в современном шоу-бизнесе — а этот фильм претендует на отражение сегодняшних событий — продюсер связан с артистом условиями контракта. И разругаться, разойтись в этой ситуации очень сложно. Ведь продюсер в артиста вкладывает огромные деньги. И уж тем более после расставания не задумывается (как это показано в фильме), с кем из известных ему артистов он будет работать дальше. В нашей стране институт продюсирования появился совсем недавно — может быть, лет 10—12 назад. И если рассмотреть эту ситуацию с позиций моего опыта, то да, у меня были случаи расставания с артистами по разным причинам. Но я никогда сразу после конфликта не задавался целью найти уже известное имя и начать с ним работать. Это неинтересно. Проходило время — я находил новых людей.

В фильме очень яркая сцена, в которой за Ирмой к подъезду подъезжает лимузин. Конечно, авторы картины таким образом хотели показать, какой величины была популярность у этой певицы. Но на сегодняшний день грамотные продюсеры не создают такого пафоса вокруг звезды. Те времена, когда таким образом поднимали авторитет артиста, уже давно канули в Лету. Я считаю, что певец (или актер) должен ездить на том, на чем может. Если у него свой транспорт — то на своем. Нет — пусть подвозят друзья, продюсер, администратор или директор.

И последнее: в фильме оба продюсера рассуждают о том, как добиться истинной популярности певца, что для этого нужно прокатиться по всей стране с гастролями. Это все так. Но тут встает вопрос о формате артиста. Если перед этим он выступал только в московских клубах и имел успех, то не факт, что его примут в глубинке. Клубный, «продвинутый» проект заканчивается до кольцевой дороги. За МКАД нужна другая музыка. Многие артисты, обладающие хорошими вокальными данными, стильным материалом, не популярны в глубинке. В сельской местности редко бывают радиостанции FM-формата. А времена, когда люди шли на концерт любого артиста, уже давно прошли. Взять того же Шатунова. Его не любят в Москве, а в России он очень популярен.


ГРУ БЕЗ МАРКИРОВКИ
«Спецназ»
Режиссер Андрей Малюков, в ролях: Александр Балуев, Алексей Кравченко, Владислав Галкин, Андрей Зибров, Игорь Лифанов.

Три истории проведения специальных боевых операций в Чечне армейским спецподразделением ГРУ. Майор Клим Платов, капитан Вяземский, старший прапорщик Шахмаметьев, старший прапорщик Хрусталев и старший лейтенант Урманов нейтрализуют канал снабжения чеченских террористов переносными зенитно-ракетными комплексами, при помощи засады обезвреживают бандитскую группировку, уничтожают подпольную лабораторию, где печатались фальшивые доллары.

— Каких-то особых ляпов мы с ребятами в фильме не увидели: принципы, методы работы соответствуют тому, что есть на самом деле. Оружие, которое они используют, вполне нормальное, стандартное для всех подразделений. Связь такая же. Так что практически все правильно. Видно, что у съемочной группы были хорошие консультанты.

В третьей серии «Клинок» обнаруживается большая партия фальшивых долларов. То, что в Чечне печатают фальшивые доллары, — ни для кого не секрет. И то, что очень высокого качества, — тоже правда. Но вот про то, что спецназу было поручено изъять эту матрицу, я сказать что-то определенное не могу, так как не знаю. Я сам в такой операции не участвовал, а такие вещи не афишируются. Равно как и участие в операции американца, который им помогал. Лично я ни разу не встречал и не слышал о таком, но если и было, то об этом не принято рассказывать. А вот то, что они захватили типографию вшестером (еще с ними был американский сотрудник), это вполне реальный факт — имея определенные навыки и обладая определенной информацией можно и вшестером провернуть такую операцию.

Вот разве что по технике немного претензий — слишком она у них в фильме совершенная. В той же третьей серии американец привез с собой детектор обнаружения, который потом, как он говорит, поломался от сильной тряски. И Якут починил его с помощью иголки. Вот такого в принципе не бывает. Только в кино.

Снимок, который американский спутник сделал из космоса, возможен. Когда в США разрабатывали стратегическую оборонную инициативу, президенту Рейгану сделали такой снимок: он играл в гольф, его попросили посмотреть наверх, а потом принесли снимок из космоса. У нас такое тоже применяется. А вот в беретах в Чечне никто из наших никогда не бегает, потому что они очень заметны, а самое главное в нашей работе — не выделяться.

Нашему подразделению сериал понравился. Хороший фильм, хотя в жизни не всегда так получается в силу определенных причин…