Архив

КРУТО ТЫ ПОПАЛ

Бум реального телевидения, пришедший в Россию после шоу «За стеклом», набирает все большие обороты.

23 декабря 2002 03:00
4399
0

Бум реального телевидения, пришедший в Россию после шоу «За стеклом», набирает все большие обороты. Поняв, что идея клонирования — «За стеклом−2, 3» и т. д. — уже не имеет такого же громкого успеха, как первый проект, отечественные телевизионные умы обратили свой взор на другие западные проекты того же жанра. В новом сезоне на Первом канале и канале «Россия» одновременно были запущены два проекта: «Фабрика звезд» и «Стань звездой». Как говорится, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»…


«Стань звездой"«Россия»

Проект «Popstars», получивший в российском варианте название «Стань звездой», появился на свет три года назад, когда один австралийский продюсер увидел свою дочку, певшую и танцевавшую перед телевизором под клип «Spice Girls». Вместо микрофона девочка держала в руках щетку для волос. Наблюдая за таким «выступлением», папа сообразил: почему бы не попробовать сделать звезд из обычных тинейджеров? Так родилось новое телешоу. Первой группой, появившейся благодаря проекту, стал девичий квинтет «Bardot» (в честь Брижит Бардо). После его стремительного взлета в Австралии даже выпустили кукол с лицами новых поп-богинь. Вслед за Австралией производством новых звезд занялись в Америке, Великобритании, Германии, Словакии, Ирландии, Швеции, Аргентине…

В этом году «Popstars» появились и в России. Таланты искали по всей стране: в отборочных турах, прошедших в 10 крупнейших городах России, приняло участие более 8000 человек. Из сотни претендентов, приглашенных на финал в Москву, в состав новой группы вошло только пятеро. Сейчас с коллективом, получившим название «Другие правила», работает большая команда профессионалов, среди которых известный хореограф Кевин Аллен (он ставил номера Мадонне, Элтону Джону, Тине Тернер, Кайли Миноуг и учил двигаться ребят в английском проекте «Popstars»), педагог по вокалу Мария Кац и продюсер Александр Шульгин. Что получится в итоге, зрители увидят и услышат в январе, когда проект будет завершен.


Генеральный продюсер шоу «Стань звездой» Сергей КОРДО:

— Как вы познакомились с проектом «Popstars» и почему решили привезти его в Россию?

— С «Popstars» я познакомился два года назад. В программе работали мои коллеги из Великобритании, и несколько дней тогда мне удалось присутствовать на съемках проекта. То есть сначала я почувствовал его изнутри, а потом уже увидел, что получилось в эфире в британском варианте. Мне показалось, что проект очень увлекательный и должен понравиться нашему зрителю. Я думаю, что в представлении многих наша эстрада находится в каком-то застойно-болотном состоянии: существует определенная обойма артистов, и вот она кочует из передачи в передачу, с концерта на концерт… Вот и Алла Борисовна недавно в телешоу у Петкуна предложила свой способ обновления эстрады: убрать всю старую обойму и пустить в шоу-бизнес новых звезд. Мы решили подготовить эту смену.

— Сразу после «Стань звездой» на Первом канале появился похожий проект — «Фабрика звезд». Как вам такая конкуренция?

— Каналы всегда в курсе, что готовится к эфиру друг у друга. Существует даже такая мировая практика, когда вещатели обмениваются на этот счет информацией и договариваются о разведении своих проектов по сетке. Была ли на ОРТ запущена «Фабрика звезд» из-за того, что подобный проект запускается на канале «Россия», — я не знаю. Но идут они одновременно. То же самое, кстати, было и во Франции: там два этих проекта шли одновременно на разных каналах. Во всех остальных странах они были разведены по времени. И в России, и во Франции это сказалось на рейтингах каждого проекта в отдельности: и тот, и другой от этого теряют.

— У вас нет опасения за дальнейшую судьбу ребят? Не получится, что, когда проект закончится, они станут просто никому не нужны?

— Такие опасения есть, и из-за этого мы все чрезвычайно переживаем. Проект так устроен, что в нем параллельно работают два партнера: телевидение и звукозаписывающая компания, в данном случае — одно из подразделений Warner Music. И, на наш взгляд, специалисты из Warner Music немножко не представляют здешнего рынка, поэтому некоторых их решений мы просто не понимаем. Нам бы хотелось, чтобы дальнейшей судьбой группы занимался кто-то с российской стороны — тогда было бы спокойнее. Но, к сожалению, мы никак не можем повлиять на ситуацию.

— Почему на последнем этапе у группы сменился продюсер? Вместо Алексея Макаревича, который был членом жюри, ею стал заниматься Александр Шульгин?

— Вообще с момента начала проекта у группы сменилось три продюсера. И при всей нервотрепке, которую это создавало в работе, я очень рад, что в результате к нам пришел Шульгин. Лично я его появление только приветствую и считаю этот выбор очень точным. Саша чрезвычайно профессионален, технологичен. Если он останется — можно вздохнуть спокойно. У группы будет долгий творческий путь, я в этом уверен.


«Фабрика звезд"Первый канал

«Фабрика звезд» — международный проект, придуманный в Голландии известной компанией «Endemol», — в оригинале имеет название «Fame Academy» (дословно — «Академия славы»). На сегодняшний день шоу было показано во многих странах Европы, но наибольший успех имело в Испании, Бразилии и Франции. Кстати, именно с французского аналога (там он назывался «Star Academy») и сделан наш российский вариант «Фабрики звезд». Интересно, что практически одновременно с нашей «Фабрикой» 4 октября аналогичный проект был запущен и в Великобритании. Там «Fame Academy» начал показывать канал Би-би-си и при этом несколько изменил его правила. По окончании проекта выигравшие участники (в отличие от «Стань звездой», где в итоге должна получиться группа, в «Фабрике звезд» может образоваться и дуэт, и трио, и несколько сольных исполнителей) в течение последующего года будут вести жизнь настоящих суперзвезд. Им предоставят: возможность записать альбом в известной студии «Abbey Road Studios»; ключи от шикарных апартаментов в престижном районе Ноттинг-Хилл; модный спортивный автомобиль; путешествие на Карибские острова на двоих на самолете «Конкорд»; свежие цветы и шампанское в дом — каждую неделю, личного фитнес-тренера и возможность посещать самые престижные культурные мероприятия по VIP-билетам. Одна оговорка: по окончании года победители лишатся всех этих благ и дальше должны будут самостоятельно доказывать свой звездный статус.

Российским участникам проекта золотых гор, естественно, никто не обещает. Однако сейчас на становление и обучение избранны× 16 претендентов на звание звезды (сейчас их осталось уже 10) брошены силы настоящих профессионалов шоу-бизнеса: от стилиста Александра Шевчука до продюсера Игоря Матвиенко, который и займется раскручиванием новых звезд.


Музыкальный продюсер «Фабрики звезд» Игорь МАТВИЕНКО:

— Вы участвовали в процессе отбора ребят на конкурсе?

— Конечно, я был в этом проекте с самого начала. Более того, половина ребят, которые проходили кастинг на участие в «Фабрике звезд», были найдены в базе данных моего продюсерского центра, которая создавалась на протяжении пяти лет. За это время нам пришлось прослушать очень много интересных людей, и мы просто заносили их в свою картотеку. А вторая половина участников попала на конкурс с помощью Первого канала, который объявлял конкурс.

— Как вы считаете, у исполнителей, которые появятся в результате таких проектов, есть перспективы в будущем?

— Подобного рода шоу — некий синтез шоу-бизнеса и телевидения — запустили недавно. И я считаю, это очень мудрое решение: объединить две такие крупные индустрии. Я знаю, что в Лондоне сингл парня, ставшего победителем в «Star Academy», до сих пор находится на первых местах в музыкальных чартах, обогнав даже «Oasis». Такая же история и с голландской девушкой Сита, также ставшей весьма успешной. Но будущее подобных проектов зависит, к сожалению, не от исполнителя. Если у них будет правильное продюсирование — они могут продержаться долго. А вот будут ли эти исполнители популярны и любимы в народе? Этого никто гарантировать не может.

— Параллельно на канале «Россия» идет проект «Стань звездой»…

— Последние несколько лет в области музыкального телевидения наблюдался регресс: вещание было отдано боевикам, криминалу, политике, спорту, а музыки на ТВ становилось все меньше и меньше. Этот момент настолько удручал, что неинтересно было снимать даже клипы — их просто негде было показывать. А сейчас сразу два таких крупных канала, как Первый и «Россия», ведут хоть и разные, но все-таки проекты, связанные с современной музыкой. Я считаю, это очень хорошая тенденция.

— В проекте «Стань звездой» в дальнейшей раскрутке группы помимо российской стороны будет принимать участие и компания Warner Music. В «Фабрике звезд» этим займутся только российские специалисты. Как думаете, чей результат будет успешнее?

— Об этом пока преждевременно говорить. Могу только заметить, что пока все эти красивые и громкие названия, такие, как Sony, Warner и Universal, в России себя еще абсолютно не проявили. На Западе это действительно гиганты индустрии, у нас же они просто забили свои колышки — на всякий случай. Но по большому счету российский рынок их абсолютно не интересует.


* * *

Россия и Франция — действительно единственные страны, где проекты «Фабрика звезд» и «Стань звездой» идут одновременно. В конце прошлого года «Popstars» был показан на французском канале M6, а «Star Academy» — TF1. Телевизионная критика сравнивала все нюансы проектов — начиная от их рейтингов и заканчивая вокальными данными участников. Больше всего нареканий со стороны прессы вызвала «Star Academy» («Фабрика звезд»), которую называли клоном проектов «Popstars»/«Стань звездой» и «Big Brother»/"За стеклом» и обвиняли в излишней пафосности. А одна из преподавателей «Фабрики» в своем интервью высказалась прямо: «Я всего лишь педагог по вокалу, а не волшебник. И не могу сотворить чудо, если у этих ребят изначально нет голоса». В то же время «Стань звездой» практически не вызывал нареканий. Мы приведем лишь цифры. По данным Gallup Media, по Москве в сентябре—октябре рейтинг программы «Стань звездой» был выше «Фабрики звезд», однако к ноябрю—декабрю в лидеры выбилась «Фабрика». Рейтинг последних выпусков программ составил, соответственно, 9,73% на 5,24%.

Ну, а кто из новых «звезд» сможет действительно называться звездами, решат уже не рейтинги, а зрительское признание. Тогда и станет ясно, где талант настоящий, а где — «сфабрикованный».