Архив

Черт с вами

История приквела к культовому ужасу 1973 года заставляет задуматься: проект «Экзорцист», похоже, проклят. Ставить фильм собирался Джон Франкенхаймер — но в июле прошлого года режиссер «Ронина» и «Года оружия» умер…

8 сентября 2003 04:00
614
0

История приквела к культовому ужасу 1973 года заставляет задуматься: проект «Экзорцист», похоже, проклят. Ставить фильм собирался Джон Франкенхаймер — но в июле прошлого года режиссер «Ронина» и «Года оружия» умер. На роль отца Меррина пробовался Лайам Нисон — но его не устроил график съемок. Тем временем создатель первого «Изгоняющего» Уильям Фридкин заявил, что компания Warner Bros., переиздавшая в 2001 году оригинальный фильм под названием «Экзорцист: версия, которой вы не видели», должна ему за это $ 10 млн. И вот теперь, когда работа над четвертой серией вошла в фазу постпродукции, — очередная диковатая новость.

Когда 25 августа газета «New York Post» сообщила об отстранении Шредера, те, кто был в курсе вышеизложенных обстоятельств, отреагировали недобрым смешком — везет, так во всем. Причины кадрового решения уклончиво прокомментировал сценарист четвертого «Изгоняющего» Калеб Карр: «Проблема в том, — рассуждал он в интервью „NY Post“, — что материал Пола не позволяет зрителю пережить острый приступ страха и таким образом избавиться от него. Там есть, конечно, хорошая драматургия, которую если хорошо снять, то получится хорошее кино…» Недостаток ясности в этом пассаже компенсируют комментарии самой газеты: продюсеры, отсмотрев снятые Шредером в Риме и Марокко пленки, не обнаружили там фирменного коктейля из крови, блевотины и святой воды, без которого «Экзорцист» не «Экзорцист», и, схватившись за головы, в тот же день уволили режиссера за очевидную профнепригодность. Кто-то из них анонимно заявил «NY Post»: «Фильм готов, но денег на постпродакшн мы не дадим, потому что нам это категорически не нравится. Шредер снял только то, что было в сценарии, — ползучий психологический триллер, а как же запекшаяся кровь?»; но телефон продюсерской пресс-службы, если верить газете, тут же предусмотрительно отключился. В общем, ситуация откровенно скандальная — хотя если вспомнить о послужном списке Шредера, то странным покажется не столько его запоздалое изгнание, сколько само участие в хоррор-проекте.

По сценарию, приквел повествует о молодых годах отца Меррина, посвященных миссионерскому служению в послевоенной Северной Африке — где демон Пацуцу впервые и появляется. На роль священника в юности Шредер взял шведа Стеллана Скарсгарда, переигравшего в половине фильмов фон Триера; священника в старости было доверено изображать легендарному Максу фон Сюдову — и двух этих имен достаточно, чтобы «Экзорцист IV: начало» из развлекательного коммерческого ужаса автоматом переводился в класс высокого арт-хауса. Имея в активе драматического актера — именно актера, а не голливудскую куклу с фиксированным выражением лица — Скарсгарда, и от природы демонического собой мэтра Сюдова, можно обойтись без кровоподтеков во весь экран: страх и трепет эти двое вполне в состоянии сыграть — именно сыграть, а не обозначить выпученными в направлении спецэффекта глазами; что, разумеется, не укладывается в продюсерских головах. Совершенно очевидно, что Шредер умеет нагнетать тревожное напряжение, не прибегая к вульгарным манифестациям кошмара вроде смертной рвоты, от которой бесноватый крючится в конвульсиях, — рецензию на его «Автофокус», концовка которого производит весьма беспокойный эффект, см. в колонке справа. Он вообще много чего умеет. Человек, снявший римейк классического хоррора «Люди-кошки» с Настасьей Кински и полноценный триллер «Comfort of Strangers», название которого на русский переводят по-разному, но всегда неуклюже, вроде бы вне подозрений относительно профпригодности по ведомству страха — если даже оставить за кадром его неспецифические, к жанру не относящиеся заслуги, как-то: без малого классический фильм «Американский жиголо» с Ричардом Гиром и написанные для Скорцезе сценарии «Последнего искушения Христа» и «Бешеного быка».

Но все это почему-то не убеждает продюсеров. Было бы интересно взглянуть на интеллигентную версию «Экзорциста», в которой ужас вызывался бы не сценой мастурбации при помощи распятия, а средствами более изобретательными. Но это вряд ли теперь получится; впереди зато самое интересное — поиск нового режиссера на доводку полуфабриката, чреватый судебными исками скандал и газетные заголовки по поводу. Пока самые удачные суть следующие: «Изгоняющие Шредера» и «Не дьявол ли их надоумил?»