Архив

Скромное обаяние буржуазии

Несчастная любовь, секс, семейные отношения, власть, деньги, предательство, красивая богатая жизнь в красивых богатых домах — классические составляющие любой мыльной оперы. Джон Голсуорси, наверное, навсегда зарекся бы писать книги, если бы знал, что лет через пятьдесят его «Сагу о Форсайтах» смешают в одну кучу с «Санта-Барбарами» и «Династиями».

29 сентября 2003 04:00
791
0

Несчастная любовь, секс, семейные отношения, власть, деньги, предательство, красивая богатая жизнь в красивых богатых домах — классические составляющие любой мыльной оперы. Джон Голсуорси, наверное, навсегда зарекся бы писать книги, если бы знал, что лет через пятьдесят его «Сагу о Форсайтах» смешают в одну кучу с «Санта-Барбарами» и «Династиями». Голсуорси был даже удостоен Нобелевской премии за свой нетленный труд о нравах и социальных проблемах английской буржуазии, поэтому сравнение «Саги…» с современными мыльными операми как минимум нелогично.

Великобритания всегда почиталась за частые экранизации классической литературы: что ни год, то герои либо Чарльза Диккенса, либо Оскара Уайльда, либо Бернарда Шоу и т. д. получают новое рождение на телеэкране. Такое уважительное отношение к мэтрам отечественной литературы началось в 1967 году, с первой в мире телевизионной экранизации литературного произведения — «Саги о Форсайтах». Хотя продюсерами телефильма двигали отнюдь не тяга к прекрасному и желание быть первооткрывателями, а пресловутый рейтинг.

Дело в том, что в 1967 году корпорация Би-би-си решила в придачу к государственному каналу ВВС1 запустить еще один — ВВС2. Чтобы новая кнопка не закрылась сразу же после открытия, каналу требовалось нечто, что приковало бы внимание телезрителей. Тут-то прагматичным телебоссам и подвернулся продюсер и режиссер Дональд Уилсон, холивший идею снять фильм по «Саге…» еще с 1955 года. А тут и повод хороший подворачивался — 100-летний юбилей автора. Большие начальники долго не могли поверить, что во времена Вьетнама, мини-юбок и «Битлз» длинная костюмированная драма про начало века сможет кого-то заинтересовать. История не сохранила, какими доводами пользовался Уилсон, но он смог не просто получить добро на съемку, но и добиться колоссальных денежных вложений в проект. Бюджет всего 26-серийного фильма составил 250 тысяч фунтов — на тот момент ничего дороже этого на Би-би-си не создавалось.

Успех нового, доселе невиданного старушкой Британией телепродукта превзошел даже самые смелые мечтания Дональда Уилсона. Ровно год — 52 недели подряд — по воскресным вечерам Соединенное Королевство буквально вымирало: улицы пустели, пабы, рестораны и магазины закрывались раньше обычного, и даже церковь перенесла вечернюю воскресную службу на более раннее время, чтобы люди могли успеть домой к 19.30 — началу новой серии. Едва «Сага о Форсайтах» закончилась на ВВС2, ее тут же начали повторять на главном госканале ВВС1. В первый показ сериал посмотрели больше 6 миллионов человек, во второй — больше 18.

За пару лет права на показ приобрели 26 стран мира, среди которых был и Советский Союз. Показать западный фильм всего через три года после его выхода — в годы застоя для отечественного ЦТ это была небывалая оперативность. Говорят, против «Саги…» выступал только Михаил Суслов, считавший, что советским зрителям смотреть на западную буржуазию, пусть и начала века, будет неинтересно и неправильно. Как он ошибался: история с пустыми улицами во время показа фильма полностью повторилась и в СССР, вслед за уже прошедшими через это Европой и США. Во всем мире «Сагу…» посмотрело более 160 миллионов человек.

Поэтому, когда в 2001 году продюсерская компания «Granada» объявила о новой экранизации «Саги о Форсайтах», ее засмеяли и освистали: все были уверены, что переплюнуть классика — не Голсуорси, а Уилсона — не удастся. Собственно, съемочная группа к этому и не стремилась: она добротно отрабатывала вложенные в проект деньги — 6,5 миллиона фунтов стерлингов, — стараясь добыть для фильма все самое лучшее. Если вечерние платья — то из самого дорогого шелка, если золотые канделябры — то из антикварных лавок, если богатые интерьеры — то в настоящих замках, дворцах и прилегающих к ним садах. Для актеров новой версии книга «Сага о Форсайтах» стала настольной. А вот от просмотра сериала 1967 года им было предложено воздержаться, чтобы не «перетащить» оттуда какие-то жесты, взгляды и прочие мелочи.

Пожалуй, единственным «перетащенным» — но исключительно по накалу страстей — моментом можно считать один из самых провокационных эпизодов фильма — сцену изнасилования. Во время съемок этого момента в 1967 году актер Эрик Портер (Сомс) сильно поранил руку об брошь актрисы Найри Доун Портер (Ирен). Несмотря на хлынувшую кровь и нестерпимую боль, Эрик доиграл сцену до конца, измазав все платье актрисы. После съемок рану даже пришлось зашивать. В 2001 году сцену изнасилования, по иронии судьбы, снимали 11 сентября — в годовщину взрыва ВТЦ. И вся съемка происходила под работающий телевизор с репортажами о трагических событиях.

Как ни странно, «Сага о Форсайтах» 2002 года гораздо ближе к оригиналу, чем сериал тридцатилетней давности, события в котором заканчиваются даже на два года позже, чем у Голсуорси. Посмотревшим недавно повтор «Саги…» по каналу Рен-ТВ удастся сравнить две версии истории семьи Форсайтов и самому решить, какая из них лучше.