Архив

Знак качества

Однажды в интервью на радио «Эхо Москвы» президенту телеакадемии Владимиру Познеру рассказали историю о цирковом номере, который с восторгом смотрели профессионалы, а вот зрители, напротив, лишь недоуменно пожимали плечами — им он был совершенно неинтересен…

13 октября 2003 04:00
1580
0

Однажды в интервью на радио «Эхо Москвы» президенту телеакадемии Владимиру Познеру рассказали историю о цирковом номере, который с восторгом смотрели профессионалы, а вот зрители, напротив, лишь недоуменно пожимали плечами — им он был совершенно неинтересен. В общем, тонко так намекнули: мол, не находите ли вы, Владимир Владимирович, что с ТЭФИ у вас творится то же самое?

С тех пор прошло четыре года. По итогам девятой церемонии, состоявшейся 26 сентября, нам показалось, что сегодня такие намеки уже неуместны.

То ли зрители изменились, то ли телевидение, то ли просто пришло другое время…

Кстати, в ответ на ту историю господин Познер рассказал другую. Когда его любимейший режиссер Феллини получал в Канне «Золотую пальмовую ветвь» за «Восемь с половиной», многие свистели и далеко не все потом ходили в кинотеатры смотреть этот фильм. «Но это не имело никакого значения, — заметил академик. — Это был гениальнейший фильм, который навечно им и останется. А то, что не доросли массы, — виновата школа, виновато общество и виновато коммерческое телевидение, которое сует им то, что „пипл хавает“. Я не думаю, что ТЭФИ должно гоняться за рейтингом. ТЭФИ — профессиональный приз. Призы зрительских симпатий можно давать, но только не здесь».

Надо признать, что ТЭФИ уже действительно не гоняется за рейтингом, как это было, может быть, в начале, когда премия только вставала на ноги. Но и «пипл» уже не «хавает» все подряд из того, что ему показывают по ящику. Все-таки зритель понемногу научился отличать хороший, качественный продукт от второсортных подделок. И «виновато» в этом, кстати, то же телевидение, на котором в последнее время стали появляться действительно добротные программы — после них опускаться на уровень ниже и смотреть что-то худшее уже не хочется.

В общем, итоги ТЭФИ−2003 таковы: победителями в каждой номинации стали очень достойные. По крайней мере, у тех, кто хоть немножко следит за судьбой премии, выбор академиков удивления не вызвал — кажется, все было вполне понятно и логично. И для зрителей, и для телевизионщиков.


Информационная программа

В тройку финалистов в этой номинации вошли «Новости культуры», «Время» и «Страна и мир». Заветный Орфей достался каналу «Культура». Это не значит, что остальные две программы академики считают хуже. Просто «Время» уже получало ТЭФИ в прошлом году, а «Новости культуры», вышедшие в финал тогда же, остались без награды. Теперь наконец подошла и их очередь. «Страна и мир» существует меньше года, а уже вышла в финал конкурса. Не заметить творения маэстро Парфенова академикам, естественно, было невозможно (действительно новое слово в информации), но вот давать ТЭФИ рановато (слишком молоды, да и «Культура» давно на очереди).


Телевизионный художественный фильм

«А что это на вашем пиджаке буква „V“ вышита? — вопрошали Евгения Миронова журналисты. — Видимо, вы знали о своей победе, потому и пиджак с „Викторией“ надели?» Пришлось Миронову оправдываться, что пиджак он попросил у друзей напрокат, потому что с его собственным, как выразился актер, «случился казус». Не знаем, в пиджаке ли тут дело, но телефильм «Идиот» академия признала лучшим. В общей сложности на его счету оказалось аж семь наград! По статуэтке получили продюсер Валерий Тодоровский, режиссер Владимир Бортко, художники-постановщики Владимир Светозаров и Марина Николаева и даже анонсы этого фильма в номинации «Эфирный промоушн» канала. Актриса Инна Чурикова стала лучшей исполнительницей женской роли, а Евгений Миронов, соответственно, получил ТЭФИ как лучший исполнитель мужской. Вот и одалживай после этого пиджаки у друзей.


Телевизионный художественный сериал

Если бы «Бригада» и «Идиот» стояли в одной номинации, это была бы самая большая интрига церемонии — впору устраивать тотализатор и делать ставки. А тут — ну никакой тебе загадки. «Бригада» соревновалась с «Законом» и «Ледниковым периодом», и бронзовый Орфей с готовностью упал в ее объятия. И где теперь все эти люди, кричавшие, что снимать фильмы «про братву» уже считается дурным тоном? Да просто нужно уметь их снимать. Честь и хвала академикам, которые сумели это признать. И как бледно теперь выглядит архангельский фестиваль «Сполохи», изящно прокативший «Бригаду» во всех номинациях из-за ее «бандитской направленности». Более того, каналу «Россия» (в лице продюсера Валерия Тодоровского) еще и спецприз дали за производство сериалов. Вот уж кто точно умеет снимать.


Развлекательная программа

Назвать развлекательной программу «Квартирный вопрос» лично у меня язык не повернется. Вроде бы Наталья Мальцева не приходит в гости к людям в клоунской шапочке и не веселит народ, попутно снося при этом стены и отдирая обои. Да и смотря «Последний герой−3», зрители не валялись под столами от хохота. Смотреть на искусанную комарами спину Ольги Орловой и вечно голодных известных актеров было не очень-то смешно. Однако ж оба названных проекта почему-то оказались в номинации «Развлекательная программа». За что и пострадали. Приз достался вечно молодой «О. С. П.-студии» (СТС) — единственной программе, соответствующей названию своей номинации. Наверное, за профессиональные пародии на Владимира Познера.

Телевизионная игра

А давайте наконец дадим ТЭФИ «Своей игре»? А давайте. Подумали-подумали академики и дали. Уж сколько лет передача выходит на НТВ (одиннадцать, если быть точными), уж сколько лет зрители взахлеб отвечают на вопросы вместе с игроками, переживают за магистров и увлеченно следят за судьбой денежного приза, а сама программа никакого приза так ни разу и не получала. И свершилось чудо! В прошлом году она вошла в финал конкурса, а в этом еще и взяла приз. Разглядели. Заметили.


Ток-шоу

Из «Школы злословия», «Большой стирки» и «Жди меня» академики предпочли первую. Все логично. «Жди меня» уже дали ТЭФИ в прошлом году, «Большой стирке» — и то подарок, что вошла в номинацию. Поскольку в сознании большинства телеакадемиков укрепилось мнение, что программа носит легкий налет желтизны, приза ей пока не видать. Остается «Школа злословия», где вроде как и придраться не к чему. Сидят себе две известные писательницы и говорят все что думают о своих собеседниках. Злословят, одним словом. Но без пошлости. За то и призы получают.


И другие

Что еще осталось интересного? Лучшим музыкальным проектом признали «Фабрику звезд−2» Первого канала. Видимо, песня про шоколадного зайца-мерзавца действительно всех достала. Лучшей программой для детей стал проект СТС «Самый умный ребенок». А лучшим ведущим развлекательной программы — Федор Бондарчук в шоу «Кресло». Таким образом, канал СТС впервые в жизни забрал сразу три Орфея, что совсем даже неплохо. Лучшим ведущим информационной программы назван Михаил Антонов («Вести»). Кажется, «МК-Бульвар» это предвидел. А лучшим репортером — Андрей Лошак («Намедни», «Сегодня», «Профессия — репортер»), талантливый ученик Леонида Парфенова. И совсем без призов остались такие зубры отечественного ТВ, как Светлана Иннокентьевна Сорокина и Владимир Владимирович Познер, претендовавшие на звание лучшего интервьюера. Видимо, чтобы никому из них не было обидно, академики отдали награду в этой номинации Юлии Мучник — ведущей программы «Час пик. Суббота» из города Томска. Эта же передача стала лучшей информационно-аналитической программой. Сама госпожа Мучник на церемонии не присутствовала. Вместо нее приехал ее брат, он же продюсер программы, Виктор Мучник. На тактичный вопрос «МК-Бульвара», не боится ли Виктор, что теперь обладательницу двух ТЭФИ переманят в Москву, последовал ответ: «Юля уже получала предложения о работе в Москве. Мы долго обсуждали эту тему, и она решила остаться. Юля очень ценит свободу, которую она имеет в Томске как журналист. И боится, что в Москве у нее этой свободы не будет».

На этом все. До встречи в следующем году.