Архив

Фантазеры

Когда люди перестают мечтать, Фантазии грозит полное уничтожение: страшное Ничто стирает ее с лица Земли. Так считал немецкий писатель Майкл Энде, выпустивший в 1979 году книгу «Бесконечная история». Уверен он был в этом до самой смерти, только Ничто из вымышленного им мира сменилось вполне реальным кинематографом.

3 ноября 2003 03:00
1061
0

Фантазия — это не просто греческое слово, означающее «воображение». Это целый мир, населенный удивительными существами, полный приключений и фантастических событий.

Но когда люди перестают мечтать, Фантазии грозит полное уничтожение: страшное Ничто стирает ее с лица Земли. Так считал немецкий писатель Майкл Энде, выпустивший в 1979 году книгу «Бесконечная история». Уверен он был в этом до самой смерти, только Ничто из вымышленного им мира сменилось вполне реальным кинематографом.

Сказка про 10-летнего мальчика Бастиана, нашедшего в букинистической лавке книгу «Бесконечная история» и спасшего мир Фантазии с помощью своего книжного альтер-эго Атрейю, тут же стала бестселлером в Германии и на протяжении нескольких лет по продажам уступала только Библии. В 1981 году одному предприимчивому продюсеру пришла в голову идея снять по книге фильм. Не имея ни малейшего представления, как воплотить эту сказку на экране, но спинным мозгом чувствуя, что если все получится, то кассовые сборы будут колоссальными, Дитер Гейслер приступил к переговорам с Майклом Энде. Тут-то и началось самое сложное.

Энде настаивал на том, что картина должна быть снята как можно более примитивно: в нарисованных на фанере декорациях и без спецэффектов. Гейслеру эта идея решительно не нравилась, так как это не стыковалось с его большими планами на получение прибыли и продвижением на американский кинорынок. Через год они худо-бедно пришли к какому-то соглашению и начали писать сценарий. Еще через год началась съемка. В режиссеры был выбран Вольфган Петерсен, последним фильмом которого на тот момент была картина «Лодка» (1981) — культовый фильм про фашистскую подлодку, попавшую под обстрел армии союзников. (К слову сказать, «Бесконечная история» — единственный фильм для детей, снятый Петерсеном. Среди других его работ «Самолет президента» и «Идеальный шторм»). Майкл Энде к тому времени самоустранился, так как понял, что из его доброй поучительной сказки хотят сделать очередной блокбастер.

Примитивизм был предложен Майклом неспроста. Он считал, что чем меньше будет в фильме художественных средств в виде компьютерной анимации и чересчур «живых» кукол, тем больше ребенок сможет сам себе нафантазировать. Увидев в конце концов свою «Бесконечную историю» на киноэкране, он разочаровался еще больше, так как помимо преобладающих спецэффектов в фильме начисто отсутствовала мораль, ради которой он и писал свою сказку. А к радости продюсера, кассовые сборы все-таки перевалили за 100 миллионов долларов.

Создатели сериала «Бесконечная история» скорее всего порадовали бы Майкла Энде, так как в своем 13-серийном телефильме уделили Бастиану и его взрослению гораздо больше экранного времени, чем их киношные коллеги. Но, наверное, Энде пришел бы в ярость от того, что его мир Фантазии преобразился до неузнаваемости. Например, белый Дракон счастья Фалькор, похожий на гигантскую собаку, сидит в темнице. Вместо него в сериале — Летающая машина, созданная по образу и подобию Фалькора для того, чтобы жители Фантазии верили в то, что это и есть настоящий Дракон счастья.

И тем и другим пришлось изрядно поработать над своими летающими монстрами. Киношный дракон был 15-метровой куклой весом 450 кг. В первый же съемочный день пластиковые чешуйки, покрывающие тело куклы, растаяли под светом софитов. Потребовалась неделя, чтобы переодеть ее в жаропрочные материалы. Сериальная летающая машина была размером с небольшой самолет и, по сути, была самолетом, только не летала по-настоящему. Поэтому она использовалась только для съемок крупных планов, а все полеты машины были сделаны на компьютере.

Не меньше возни было с фантазийной природой, особенно дремучими лесами. Киношники в один из павильонов привезли самые настоящие деревья и кустарники, пол засыпали землей и засеяли травой. Через несколько недель съемок жучки-паразиты изгрызли всю съемочную площадку. Работу пришлось остановить на несколько дней и истреблять вредных насекомых. В другом павильоне сделали Болото скорби, в котором по сюжету тонет лошадь Атрейю Артакс. В смесь земли и глины добавили огромное количество воды — получилась вязкая жижа, украсили все это сухими деревьями и мхом, и — болото готово. Семь недель лошадь тренировали тонуть в глубокой воде, чтобы на поверхности оставались только ее глаза и ноздри. Но когда кобылу привели на съемочную площадку, она сильно перепугалась и поначалу наотрез отказывалась лезть в псевдотопь. Съемки 20-минутного эпизода заняли целый месяц.

Сериальщики и лес, и болото нарисовали на компьютере. Но все равно часть леса пришлось отстраивать. Из настоящих деревьев на съемочной площадке использовали только хвойные, все остальные были из пенопласта. Каждое из более сотни искусственных деревьев, высотой почти десять метров, вручную красилось и украшалось бутафорским лишайником и мхом. После этого на ветки клеились листочки. Пол студии покрывало около 200 тонн земли и кедровых шишек.

Создатели и кино- и телеверсии «Бесконечной истории» максимально старались вернуться в свое детство и вспомнить, что их тогда радовало и интересовало. И фильм, и сериал получились очень милыми, добрыми и по-настоящему сказочными. Доказательство тому — безграничная любовь маленьких зрителей как к фильму 1984 года, так и к сериалу 2001-го. Так что зря Майкл Энде расстраивался и думал, что Фантазия умрет. Пока она еще жива.