Архив

Забытая невеста

Новогодняя сага Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», казалось бы, изучена до мелочей. С какой одержимостью ее прокручивают каждый год в конце декабря! Как мало осталось невыученных фраз, не отпечатанных в памяти сцен из фильма! Кто угодно процитирует их наизусть. И все подробности создания сусального шедевра давно вошли в учебники по истории советского кино. Есть лишь одно белое пятно, которое никак не вписывается в эту идиллическую картинку.

1 декабря 2003 03:00
1475
0

Новогодняя сага Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», казалось бы, изучена до мелочей. С какой одержимостью ее прокручивают каждый год в конце декабря! Как мало осталось невыученных фраз, не отпечатанных в памяти сцен из фильма! Кто угодно процитирует их наизусть. И все подробности создания сусального шедевра давно вошли в учебники по истории советского кино. Есть лишь одно белое пятно, которое никак не вписывается в эту идиллическую картинку.



Все-таки «С легким паром!» — ода высшей несправедливости. Женя Лукашин с Барбарой (то есть с Наденькой) со своим нечаянным счастьем вызывают общие восторги. Оскорбленному красавцу Ипполиту искренне сочувствуют, над рассеянными героями Ширвиндта и Буркова — потешаются.

И только бедная (бедная!!!) брошенная невеста Галя, совершенно забытая (кстати, абсолютно незаслуженно), проводит новогоднюю ночь в одиночестве. И все делают вид, что так и надо. Что, бог с ней, с Галей, когда тут такая красота творится. Тоже мне рождественская сказка — верх вероломства и душевной черствости. Стоит ли удивляться, что и имя исполнительницы роли Гали — актрисы Ольги Науменко — вовсе не отпечаталось в народной памяти каленым железом.

Но задумывался ли кто-нибудь: а как могла сложиться дальнейшая судьба влюбленной пары, Жени и Нади? Cкорее всего она выглядела бы крайне банально: свадьба, медовый месяц, притирка характеров, а потом — бигуди, домашние тапки, разговоры о работе, холодная семейная война. Словом, тоска…

Зато у Гали… Гале явно светит большое будущее. Потому что женщина, которую так коварно обманули, становится либо злой, либо сильной. А Галя не злая, она хорошая. Она сможет горы свернуть, с ее-то внешними данными… Приблизительно с таких гипотетических рассуждений начинается наш разговор с ведущей актрисой Театра Гоголя Ольгой Науменко.

Ольга: «В сценарии Галя была выписана скорее как отрицательный персонаж. Но на съемочной площадке Эльдар Александрович решил отказаться от такого подхода. Он поставил мне задачу: „Оля, мы снимаем кино, в котором нет плохих людей. Они все хорошие. Попробуй сделать свою Галю хорошим человеком, действительно любящим, переживающим“. И лишь однажды, уже во время озвучания, он крикнул мне: „Оля, вот здесь будь стервой“. В остальном я старалась, чтобы Галя действительно выглядела как героиня, которая переживает серьезную драму».


КАК МОЖНО БРОСИТЬ ТАКУЮ ЖЕНЩИНУ?


Возможно, по иронии судьбы, сама Ольга тоже когда-то оказалась в похожей ситуации — пережила полное крушение романтических надежд и ожиданий. Сейчас герой ее былого романа знаменит и успешен. Но и она извлекла для себя неплохой урок.

Ольга: «Я тогда была сильно влюблена. Мы занимались в одном театральном коллективе во Дворце пионеров. Я была юная, и он — юный. И наши чувства были взаимны, все говорили, что мы созданы друг для друга. Но его безумно любила другая девушка. И она оказалась более сильной, более упорной. Она совершила поступок ради того, чтобы осуществить свое желание. Я такой поступок не совершала, я просто любила. В итоге все повернулось в иное русло: они поженились. Но этот брак ничем хорошим не кончился. Все равно, в каком-то смысле, он был насильственным. А я? Я очень переживала. Тогда это было равноценно настоящей жизненной трагедии. Но эта трагедия заставила меня направить все усилия на осуществление другой своей мечты — стать актрисой. У меня ведь не было никаких „заспинников“. Мои родители — не артисты, не режиссеры, не драматурги… Я из другого мира. Если бы не моя целеустремленность, возможно, судьба сложилась бы как-то иначе».

Ольга выросла в очень большой семье — у нее семь сестер и брат. Отец — военный — часто и надолго уезжал в командировки, а мама занималась воспитанием детей. Потом все семейство перебралось в Германию, куда отца отправили служить. Когда Оле исполнилось семь лет, они вернулись в Союз. С шестого класса она занималась в драмкружке во Дворце пионеров и готовилась поступать в театральный. Но ее ожидало жестокое разочарование — на экзаменах она провалилась.

Ольга: «Я, как и все девочки, стремилась выразить что-то сногсшибательное — героическое и патетическое. А мне надо было читать Вареньку Алесову из Горького. В результате в бешеном потоке поступающих я прошла незаметно. Весь следующий год я ходила по московским театрам, занималась самообразованием. Во второй раз на экзаменах я уже читала то, что нужно. И смотрела на себя трезво в зеркало, и не ходила накануне в парикмахерскую, и не красила черным карандашом брови… Я пришла безо всякого макияжа, в самом что ни на есть естественном виде. И легко поступила в Щукинское училище».

Свой кинодебют в фильме «Неподсуден» Ольга Науменко вспоминает как анекдот. В институт прибежала запыхавшаяся помощница режиссера, прямо в коридоре вцепилась в молоденькую студентку и потащила ее на съемочную площадку. Съемка «горела» из-за того, что какая-то актриса не явилась на эпизод. На площадке царил полнейший хаос — все кричат, волнуются и хватаются за тяжелые предметы. Окинув взглядом новенькую, режиссер впал в истерику: «Кого вы нам привели? Нужна простая девочка, которая в деревне сидит на почте. А это кто?» Конечно, сначала она растерялась и обиделась. Но потом вспомнила, что нужно делать: пошла в туалет и смыла косметику. Режиссер остался доволен…

Потом были роли в фильмах «Переступи порог», «Лавры», «Черный принц», «Тени исчезают в полдень». А затем грянула «Ирония судьбы».

Ольга: «На следующий день все мы проснулись знаменитыми. Я еще не в такой мере, а вот главные герои — действительно стали как родные в каждом доме. Да и мне на улицах прохода не давали, в основном — сочувствовали, утешали: „Галя, не расстраивайтесь. Он того не стоит“. Даже в Германии, когда мы с Барбарой Брыльской представляли картину на кинофестивале, журналисты удивлялись — как можно бросить такую женщину».




ССОРА С РЯЗАНОВЫМ


Ольга наделена редким и необъяснимым для актрисы качеством — она совершенно не тщеславна. У нее не бойцовский характер. Никогда не старалась выйти на первый план, никогда не боролась за роли. И даже «Иронию судьбы» — фильм, принесший ей известность, — смотрела всего два раза в жизни: не потому, что он ей не нравится, просто в предновогодней суете вечно не хватает времени. И всякий раз в конце декабря телефон раскаляется, и кто-то из знакомых щебечет в трубку: «Ну надо же — небольшая роль, а впечатление такое, будто ты каждый год в кино снимаешься!»

На роль Гали актриса Ольга Науменко попала самым банальным образом: ей позвонили из актерского отдела и пригласили прийти на студию.

Ольга: «Бывают удивительные дни, когда ты просыпаешься и знаешь, что сегодня тебе все удастся. Именно в такой день мне и назначили первый разговор с Эльдаром Рязановым. Я радовалась предстоящей встрече, и на душе было легко. Никаких тревог и волнений из серии: «господи, какое счастье, что пригласили», «только бы утвердили». Ничего подобного. С утра стояла замечательная погода. На мне был какой-то совершенно сногсшибательный по тем временам свитер — насыщенного алого цвета, крупная «лапша», с очень большим горлом. Это сейчас я безразлична к шмоткам, потому что их много. А тогда красивая вещь считалась редкостью.

Я пришла на встречу, я хорошо выглядела, у меня было отличное настроение, у меня сияли глаза. Не специально, не по-актерски, а просто так! Эльдар Александрович это, наверное, почувствовал и сразу сказал: «Все замечательно. Вы мне нравитесь, будете сниматься». Уже потом состоялись пробы, но не для режиссера, а скорее для галочки — чтобы их увидела комиссия, утверждающая артистов. После общения с Рязановым я почему-то на сто процентов была уверена, что буду у него сниматься".

Мало кто помнит, что изначально на роль Жени Лукашина был приглашен Олег Даль. Роль Олегу понравилась, но он заявил режиссеру: «Я для нее слишком моложав и смазлив. Что бы я ни сделал — не получится, сами увидите». И все-таки Рязанов вызвал его на пробы, они посмотрели отснятые кадры, заливаясь хохотом. И оба пришли к выводу, что Олег действительно слишком молод. Мама такого героя явно не имела никаких причин волноваться — почему ее сын не женится. Но для Ольги Науменко пробы с Олегом Далем оказались крайне важны.

Ольга: «Конечно, с Андреем Мягковым было замечательно и очень интересно работать. Но если бы я и пробовалась с Мягковым, меня бы вряд ли утвердили. Потому что я его побаивалась, стеснялась. Даже целовалась, как школьница, — сжав губы. Он не такой открытый и контактный человек, как Даль. А с Олегом мне было невероятно легко и свободно. Правда, с ним мне целоваться не пришлось».

Эльдар Рязанов — режиссер, который постоянен в творческих привязанностях. Он очень любит «своих» актеров и приглашает их из картины в картину. Но с Ольгой ничего похожего не произошло.

Ольга: «Видимо, меня он не полюбил и сниматься больше никогда не предлагал. У нас ведь случались столкновения на площадке. Когда он утверждал меня на роль, настроение и у меня, и у него было хорошее. Но настроение — вещь непостоянная. Однажды во время съемок Рязанов был не в духе, я что-то не так ответила, возникла неловкая ситуация. Черная кошка между нами пробежала. Представьте: режиссер делает замечание, я выполняю. Он снова делает замечание. Но что-то не совпадает, не получается… И я имела неосторожность сказать: а может быть, просто тень от шляпы на глаза падает? В другой день Эльдар Александрович, возможно, отреагировал бы иначе, но тогда он вылил на меня весь свой гнев. Наверное, он понимал, что испортил девочке настроение, очень ее обидел. Но она не подошла, не поплакала, и он решил, что не стоит озадачиваться проблемами какой-то молодой артистки. Ведь из подобных ситуаций кто-то выходит с юмором, кто-то давит на жалость. А я — нет, я была девушка гордая и просто продолжала работать».

Снимаясь в «Иронии судьбы», Ольга еще не осознавала, что в ближайшем будущем этот фильм станет безусловным хитом. Зато когда ей предложили роль в телесериале «Место встречи изменить нельзя» и дали почитать сценарий, она сразу поняла, что эта картина обречена на успех.

Ольга: «Мне очень обидно, что меня не утвердили. А все потому, что я пробовалась не на ту роль. У режиссера Станислава Говорухина была весьма своеобразная позиция при выборе актеров. Он жил тогда в гостинице „Россия“ и у себя в номере принимал „соискателей“. Предлагал почитать сценарий и каждому давал задание: какую роль выберешь, на ту и будешь пробоваться. И вот тут я снова (как когда-то на вступительных экзаменах) ошиблась с выбором своего амплуа. К тому времени я уже успела посниматься и привыкла, что меня все видят в качестве голубой героини. И решила попробоваться на роль милиционерши Вари, не обратив внимания на героиню, которую сыграла Лариса Удовиченко, — Маньку Облигацию. Хотя к тому возрасту я уже созрела для характерной роли. И смогла бы сыграть ее не менее ярко».




СУМАСШЕДШАЯ МАМА


Возможно, сказалось отсутствие бойцовских качеств, а возможно — воспитание в большой семье. Но так или иначе, все приоритеты в своей жизни Ольга Науменко расставила давно и окончательно.

Ольга: «Не могу сказать, что принесла профессию в жертву личному счастью. Просто так получилось, что семья для меня — главное в жизни. И если когда-нибудь вдруг встанет дилемма: звездная роль или семья, то я даже думать не буду, я откажусь от роли. Про меня иногда пишут: „сумасшедшая мама“. Я не сумасшедшая мама, просто я дочь родила в сорок лет. Мой материнский опыт трагичен. Первая дочь умерла, когда ей было год и пять месяцев… Сами понимаете, это не могло не оставить следа в моей жизни, поэтому второй ребенок появился на свет с огромным интервалом».

Трагедия случилась в Ижевске. Ольга с мужем поехали туда на гастроли с Театром имени Гоголя и взяли с собой дочку. Девочка имела страшный диагноз — врожденная опухоль и, как следствие, неразвитая почка. Врачам и сейчас-то нечасто удается спасти таких пациентов, а тогда они тем более не знали, как лечить подобные заболевания. Однако в Ижевске стало очевидно, что ребенку необходима операция, и малышку положили в больницу. Родители не переставали верить в чудо…

Ольга: «Естественно, когда ты сталкиваешься с такими мучительными обстоятельствами, вокруг тебя появляются разные люди: целители, колдуны… Тогда ко мне привели молодого человека, который гадал на картах таро. Он произнес только одну фразу: у вас сейчас происходят очень серьезные события в жизни, но через полтора месяца все закончится. Действительно, так и произошло. Но он пожалел меня, не сказал всей правды — слишком страшной она была. Конечно, я не знала, КАК все закончится…

Прошло много лет, и я опять приехала в Ижевск. Я была на трех месяцах беременности, о чем никто еще не подозревал. И вот мне сообщили, что в гримерку ломится некий гражданин, который когда-то гадал мне на картах. Я сразу поняла, о ком речь, и даже руками замахала: ни в коем случае его не пускайте. И тем не менее он пробился. Он буквально умолял меня разрешить ему погадать, и я сдалась. И даже задала ему вопрос: кто у меня будет — мальчик или девочка? Он ответил: «Этого я не могу сказать. Знаю только, что ребенок, которого вы родите, даст фору своим родителям». Самое удивительное, что потом, сколько бы мне ни делали УЗИ, врачи до последнего момента не могли определить пол будущего ребенка. Я даже не могла купить приданого…"

Когда родилась Света, Ольга панически боялась за ее здоровье. Каждый день, пока дочь была маленькой, страх не отпускал. Сейчас Светлана заканчивает школу. И Ольга постоянно находится, что называется, «в тонусе» — хочется быть молодой мамой, хорошо выглядеть и разбираться в тех вещах, которыми наполнена жизнь дочери.

Ольга: «У нее много способностей. Правда, пока они ни во что конкретное не выливаются: с профессией она еще не определилась. Актерская карьера ее не очень привлекает, иногда она вредничает: „Брось ты, мама, я вижу вашу жизнь, вы же ничего не зарабатываете!“ Я стараюсь ей объяснить, что главное — найти себя, любить то дело, которым занимаешься. У нее есть актерские данные, я это чувствую. У нее очень неплохой голос и абсолютный слух. Она не закончила музыкальную школу по классу скрипки. А сейчас она требует у меня бас-гитару. На акустическую никак не соглашается. Но ведь это немалые деньги. Когда-то мы купили ей очень дорогой смычок для скрипки — теперь он пылится на антресолях. Точно так же и бас-гитара через год может оказаться забытой. Но Светка ничего и слушать не хочет: она у нас фанатеет. Только у кого-то — поп-музыка, а у нее — дэт-блэк-металл. Муж недавно ходил с ней на рок-концерт Dimmu Borgir, чтоб хоть знать, чем ребенок увлекается. Посмотрел, как они там головами трясут, и пришел домой… будто помолодевший лет на десять».




МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО ВЫ БОЛЬНЫ НЕ МНОЙ


С Александром Скворцовым Ольга познакомилась в Театре имени Гоголя. Спустя год после ее появления в труппе в театр пришел молодой артист Скворцов. Он ей сразу не приглянулся — полноватый, с длинными волосами: ничего общего с ее представлениями о мужском идеале.

Ольга: «Я заметила удивительную вещь, характерную для меня не только в любви, но и в творческом плане. Допустим, человек меня чем-то раздражает, не нравится активно. Значит, я к нему неравнодушна… И чаще всего в дальнейшем именно с такими людьми я становлюсь близка. Так получилось и с Сашкой: он был толстый, длинноволосый. Мне это категорически не нравилось. Хотя это не значит, что это я заставила его похудеть и отрезать волосы. Все вышло само собой, он общался со мной и постепенно менялся…

Между прочим, он меня тоже в значительной степени воспитал. Если бы не он, возможно, наш брак распался бы. У него уникальный характер, в нем столько терпения, сдержанности, умения прощать. Конечно, были у него и недостатки. Если мы ссорились, он мог неделю молчать, чего совершенно не выносила я. Почему нужно выбрасывать из жизни целую неделю? Если ситуация непоправима — надо разводиться и не мучить друг друга. А если это минутная ссора — нужно просто отбросить от себя обиду. Жизнь так коротка, зачем отравлять ее мелочами!"

Сначала они просто дружили. Вместе ходили в Дом кино на первый просмотр «Иронии судьбы». Гуляли шумной актерской компанией в ресторане ВТО — все молодые, свободные от семейных и бытовых проблем. В ВТО тогда можно было втроем посидеть на десять рублей. Но у начинающих артистов и десяти рублей в кармане не имелось. Приходилось брать в долг. Ольга оказалась единственным человеком в театре, которому смело одалживали деньги представители «старой гвардии» — ветераны-костюмеры и интеллигентные старушки из гримерного цеха. Еще бы — она снималась в кино и, получив гонорар, всегда отдавала долги. Так она и стреляла десятки для общественных вечеринок, а мужская половина компании брала на себя клятвенные обязательства возместить расходы. Саша Скворцов к моменту их свадьбы оказался в долговой яме — аж сорок рублей задолжал невесте. Потом они расписались, и эти сорок рублей так и остались «на балансе».

Впрочем, жениться Оля и Саша не торопились. Да и парой-то стали далеко не сразу. Первое время у него были свои романы, у Ольги — свои. Поклонники баловали молодую актрису, а ей нравились красивые ухаживания. А кому они не нравятся?

Ольга: «Однажды у меня появился один кавалер — по тем временам весьма преуспевающий молодой человек, совершенно не из сферы искусства. У него была и дача, и машина, и обеспеченные родители. Он посмотрел на меня и почему-то решил, что я должна стать его женой. И принялся совершенно виртуозно за мной ухаживать. Однажды пригласил в дорогой ресторан, нам накрыли роскошный столик на двоих. И там он совершенно серьезно объявил, что мечтает, чтоб я вышла за него замуж. И что он все для себя решил. А между нами не было даже элементарного поцелуя! Меня это очень веселило, и я вела себя довольно хулигански. Я говорила: да, я стану твоей женой, если завтра ты купишь мне машину, а послезавтра мы поедем в Париж… Я шалила. А он не понимал, воспринимая мои слова как нормальное женское кокетство. И согласился на любые условия. А в конце предложил мне встретить Новый год у него дома, сказал, что хочет познакомить меня со своими родителями. И тут шутки кончились, оказалось — все всерьез. Мы договорились, что в десять часов вечера он за мной заедет. Я сидела дома как на иголках и за десять минут до его приезда все-таки не выдержала: срочно позвонила друзьям и заявила маме: мол, выкручивайся как хочешь. И умчалась. Моя бедная мама расхлебывала кашу, объясняя ему, почему я сбежала… Почти как Женя Лукашин сбежал от меня в Ленинград. Я до сих пор не могу толком выразить, что меня оттолкнуло. Вроде богатый жених, хорош собой… Но когда меня просто так выбирают, как красивый предмет — без чувств, без взаимных эмоций… Мне важна была влюбленность».




ШЛА И ПРОСТО ПЛАКАЛА…


С Сашей все произошло точно наоборот — были и чувства, и эмоции, а вот решимости не хватало. Их поженили в театре. Все твердили: «Ну что вы маетесь, вам давно нужно в загс идти!» В итоге Ольга сама сделала ему предложение — он был такой робкий, скромный. Сейчас они иногда вспоминают и смеются. Муж говорит: «Но ты же была знаменитой, в кино снималась…»

Они привыкли почти не расставаться, постоянно быть вместе — и в театре, и дома… Вместе играют в спектакле «И эту дуру я любил» по пьесе Андрея Яхонтова. Вместе отдыхают. И совершенно не ощущают усталости друг от друга. О себе Ольга говорит уверенно — «я однолюбка». Даже в театр она пришла со студенческой скамьи и ни разу не меняла место работы.

Ольга: «Когда пишут о Театре Гоголя, почему-то всегда вспоминают о месте его расположения — рядом вокзал, промышленная зона. Мне кажется, это глупо. Если спектакль хороший, то зритель поедет в любую даль. Хотя когда нас распределяли, этот театр действительно был где-то на задворках, он не считался престижным. Помню, как я впервые искала его по переулкам, думала — неужели на такой улице может находиться театр. Шла и просто плакала. Но пришла в нормальный профессиональный коллектив. Оказалось, не так уж все и ужасно. А потом, со временем, поняла — в любом театре свои проблемы: одни и те же лица, одни и те же партнеры, они тебе так же надоедают, так же необходим свежий воздух. Поэтому твою жизнь украшают антрепризы и кинематограф».

На сегодняшний день у Ольги Науменко несколько новых работ: роль в только что выпущенном спектакле родного театра «Карнавал ламбада», антрепризная постановка «Заложники любви», где она играла вместе с Натальей Егоровой. Не так давно она снялась в сериале «Леди босс».

Ольга: «В молодости каждый день — это было ожидание. Ожидание новой роли, нового романа или какой-то поездки. В свое время я с гастролями объехала весь Советский Союз. И всегда была готова к тому, что завтра жизнь (или руководство театра) подкинет очередное приключение. А сейчас я живу сегодняшним днем, жизнью своей семьи. Я особо ничего не жду. Не жду никаких сюрпризов, никаких приглашений, никаких ролей. Потому что знаю — ничто с небес не свалится. Если ты сама себе чего-то не устроишь, то тебе нечего ждать…»