Здорово живешь!
В московских школах появятся кабинеты самооценки здоровья
Редкий российский школьник может похвастаться здоровьем, а уж выпускники школ больны почти поголовно. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, о необходимости оздоровления школы заявил президент. Между тем пути решения проблемы, как показала научно-педагогическая конференция «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях», хорошо известны.
Редкий российский школьник может похвастаться здоровьем, а уж выпускники школ больны почти поголовно. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, о необходимости оздоровления школы заявил президент. Между тем пути решения проблемы, как показала научно-педагогическая конференция «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях», хорошо известны.
Перегруз!
По данным Роспотребнадзора, перегрузки нынешних школьников превышают их физические возможности в разы. Объемы знаний растут, и нормой в начальной школе стало по 6 уроков в день (10 учебных часов), а в старших — 8 уроков (до 15 часов в день). Формально, такие нагрузки строго запрещены, но школы научились скрывать их от проверяющих, подсовывая им «липовые» расписания. В итоге — повсеместная патология сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата школьников.
Особенно опасно, по словам специалистов, популярное среди родителей раннее начало обучения детей. По данным специалистов, к систематической учебе не готов каждый третий ребенок 6—7 лет. А ведь их не только пытаются запихнуть в первые классы, но и все чаще начинают всерьез учить в детских садах. По словам директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования Марианны Безруких, одна из мам уже справлялась у нее, «имеют ли право в детском саду задавать на дом письменные задания». А это — прямой путь к подрыву здоровья!
Между тем увеличение объема знаний легко отвязать от роста нагрузок. Надо лишь, по словам Безруких, сделать их более рациональными, а то «наши методики обучения на уровне Ушинского, а объем знаний с тех пор вырос многократно». Иначе учеба так и останется «гонкой с препятствиями» и «потогонной системой» одновременно, предупреждает она.
Антистресс
Пагубно на здоровье школьников сказывается и некомпетентность педагога. Его, по словам Безруких, просто неправильно учили: «готовили учителя-предметника, а знаний о возрастной психологии и физиологии ребенка не дали».
Так, некоторые, по ее подсчетам, делают за урок до 30 замечаний. А каждое из них вызывает у детей микрострессы, накапливание которых гораздо опаснее разовых конфликтов. В перспективе учителей обещают учить по-новому. А до тех пор по предложению президента в школу привлекут «свежую кровь» — вузовских педагогов, производственников, бизнесменов.
Кушать подано!
Свою лепту в расшатывание здоровья школьников вносит и школьное питание. Школы плохо снабжаются продуктами питания, не имеют возможности кормить детей горячей едой даже раз в день (12% российских школ до сих пор вообще не имеют пищеблоков), а кое-где создают непосредственную угрозу здоровью и жизни ребятишек. Лишь за 9 месяцев 2008 года в детских учреждениях страны было зафиксировано 60 вспышек инфекционных заболеваний, поразивших более 2 тыс. детей. Во многих случаях ситуацию усугубила скученность учеников, возникшая в результате закрытия малокомплектных и укрупнения прочих школ, предупреждают в Роспотребнадзоре.
Оздоровление школьного питания пойдет как на федеральном, так и на местном уровнях. Так, с 1 октября 2008 года во всех регионах вступили в силу более жесткие санитарные правила кормления школьников, а 14 территорий вошли в пилотный проект «Школьное питание», запущенный в рамках нацпроекта «Образование». Тем временем московское правительство 1 января 2010 года собирается ввести бесплатные горячие завтраки для всех столичных школьников — с 1-го по 11-й класс. (До сих пор такой завтрак полагался только малышам 1—4-х классов и так называемым детям из социально незащищенных семей). Новшество, по словам первого замглавы Департамента образования Ларисы Курнешовой, будет введено за счет рационализации расходов. И если поправка к закону будет одобрена (пока ее поддержала городская Общественная палата по образованию), школьному гастриту москвичей будет нанесен серьезный удар.
Подвижное в подвижном
Другая группа проблем со здоровьем школьников, по мнению директора Федерального института развития образования Фариса Харисова, связана с «их малоподвижным образом жизни в школе и дома за компьютером». Методика борьбы с этим злом уже опробована в ряде регионов — здоровьесберегающие технологии обучения, совмещающие учебу с двигательной активностью детей.
Например, «динамический урок», предполагающий непривычные нам перемены мест во время урока и коллективные выходы школьников к доске. Или столь же «динамическая» перемена, под которую в школах предлагается оборудовать специальные спортивные рекреации, позволяющие побеситься и поиграть в реальные, а не компьютерные игры.
Должны измениться и школьные уроки физкультуры, которые сейчас, по данным завлаба НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Петра Храмова дети ненавидят в школе сильнее всех других уроков. На смену унылых спортзалов с ободранными «козлами» придут всепогодные спортзалы-манежи с разнообразными игровыми и спортивными площадками.
Культ здоровой личности