Архив

Чудеса в решете

Когда 25 октября 1990 года на нашем TV состоялась премьера настоящего «Поля чудес», зрители поверили: чудеса бывают. И денег можно получить, и даже машину выиграть! Проект Влада Листьева до сих пор остается самой популярной в народе телеигрой. Однако Листьев лишь подарил ему жизнь в России. А придумал его совсем другой человек, в Америке. Там, кстати, совсем недавно отпраздновали юбилей: в ноябре на NBC вышел 4000-й выпуск игры «Колесо фортуны».

1 марта 2004 03:00
1473
0

Когда лиса Алиса и кот Базилио заманили маленького Буратино на поле Чудес, он искренне верил, что из посаженных им пяти золотых монет вырастет огромное денежное дерево. Но в сказке чуда не случилось. А вот когда 25 октября 1990 года на нашем TV состоялась премьера настоящего «Поля чудес», зрители поверили: чудеса бывают. И денег можно получить, и даже машину выиграть! Проект Влада Листьева до сих пор остается самой популярной в народе телеигрой. Однако Листьев лишь подарил ему жизнь в России. А придумал его совсем другой человек, в Америке. Там, кстати, совсем недавно отпраздновали юбилей: в ноябре на NBC вышел 4000-й выпуск игры «Колесо фортуны».


Кто все это затеял


Именно так называется американский вариант нашего «Поля чудес». А началось все с того, что мальчик по имени Мерв Гриффин в детстве очень любил играть в «виселицу». В смысле, он не маньяком, конечно, был, а просто загадывал друзьям разные слова, зашифровывал их в виде черточек и за каждую неправильно угаданную букву постепенно рисовал подвешенного человечка. В 1950-х годах Гриффин превратился во вполне взрослого мужчину, всерьез занялся музыкой, играл в оркестре Фредди Мартина и даже стал очень популярным исполнителем благодаря песенке «У меня есть милый букетик кокосов для тебя». Этот «букетик» вскоре стал хитом номер один и разошелся на пластинках в 3.000.000 экземпляров. Мерв продолжал записывать один хит за другим, выступал в клубах, и на одном из концертов его случайно услышала популярная в то время актриса Дорис Дэй. Она была настолько впечатлена музыкантом, что организовала ему пробы на студии Warner Brothers, которые Мерв с легкостью прошел. С ним подписали контракт, и Гриффин снялся в нескольких фильмах, среди которых — «Это любовь» с Кэтрин Грейсон, «Парень из Оклахомы» и др. В общем, другой о такой карьере мог только мечтать, но… нет предела совершенству. Рано или поздно всякий актер попадает на телевидение, и вот здесь-то и начинается самое интересное…

Телевидение поймало в свои сети Гриффина надолго. Сначала он просто появлялся в качестве известного гостя в различных ток-шоу, а затем канал NBC предложил подумать ему над собственной передачей. Так в 1958 году на экранах появилась придуманная Мервом довольно успешная игра «Доверь своей интуиции» («Play Your Hunch»), что вдохновило его на создание еще одного шоу — «Слово за слово» («Word for Word»). В то же самое время в голове Гриффина уже зрела идея еще одного шоу, которому тоже будет суждено стать очень популярным, в том числе и в России…

Но обо всем по порядку. Однажды, когда мэтр был занят своими креативными мыслями, к нему зашли в кабинет и срочно попросили на один эфир заменить заболевшего ведущего программы «Шоу с Джеком Пааром». Ну, собственно, самого Паара. Невероятно, но выпуск, проведенный Гриффином, набрал самый большой рейтинг среди аудитории за всю историю существования программы. Что тут делает NBC? А оно просто понимает, что Мерв Гриффин — это одновременно и умная голова, и реальные деньги. И тут же дает ему возможность не только придумывать для канала всяческие игровые проекты, но и вести собственное ток-шоу.

Часовое ток-шоу Гриффина имело бешеный успех и не знало отбоя от гостей. Собственно, Мерв и стал первооткрывателем жанра ток-шоу. И именно формат, придуманный им, до сих пор служит прототипом подобных программ. Его дружелюбные, но вместе с тем проницательные вопросы позволяли очень точно раскрывать любого собеседника. Как однажды заметил актер Питер Устинов, побывавший на программе у Гриффина: «Мне так понравилось беседовать с этим человеком, потому что он помог мне самому наконец узнать свое мнение о многих вещах».




Как все это начиналось


Ведя свое ток-шоу, Мерв не забывал и о том, с чего начал, — об игровых проектах на телевидении. В 1964 году он наконец реализовал свой давний замысел — суперуспешное шоу «Jeopardy» (это его он задумывал еще в 1958-м), которое в русском варианте мы знаем как «Свою игру». После него уже признанный гений развлекательного телевидения сделал еще ряд игровых проектов для разных американских каналов, пока наконец не явил миру шоу, которое было просто, как все гениальное. Ему-то и суждено было стать одной из самых популярных и долгоиграющих телевизионных игр в мире. Г-н Гриффин вспомнил свою детскую «виселицу», добавил крутящийся барабан, разделенный на секторы, и экран, на котором переворачивались буквы. С этого момента «Колесо Фортуны"/«Wheel of Fortune» завертелось. Для зрителей, для NBC и для его создателя.

Итак, 6 января 1975 года, включив свои телевизоры, американцы увидели огромную студию, сплошь заваленную призами — от кухонной утвари, телевизоров, магнитофонов до автомобиля. Не случайно вначале шоу планировали назвать «Shopper’s Bazaar» («Ярмарка»). Первым ведущим игры стал Чак Вулери, а его соведущей (девушкой, переворачивающей буквы) — Сьюзан Стэффорд.

За 29 лет, которые «Колесо фортуны» существует на американском ТВ, правила игры успели поменяться несколько раз, и в данный момент они гораздо сложнее, чем в российской версии. На американском барабане также нарисованы секторы с цифрами, равными денежным эквивалентам — $ 300, $ 500, $ 900 и т. п., но заработать их себе в копилку, просто угадав букву, не так просто. Вначале игроки могут называть лишь согласные. Допустим, выпадает сектор в $ 300, игрок называет букву Л. Если она в слове есть — получает деньги. Если в слове две или три названных буквы, сумма выигрыша удваивается или утраивается. А вот чтобы назвать гласную букву, за нее придется выложить 250 $. При этом независимо от того, есть она в слове или нет, деньги из заработанной игроком суммы вычитаются. Есть у них и подвохи типа «Перехода хода» или «Банкрота», и сектор «Приз». (Неизвестно, правда, торгуется ли ведущий с игроками за его обладание, как делает это Якубович, или отдает подобру-поздорову.) А в третьем раунде есть и еще одна заманчивая штука: сектор «Джекпот». В течение всех игр с

каждым оборотом барабана на него накапливается кругленькая сумма (прибавляется каждый раз столько, на какое число укажет стрелка), и вот если кому повезет остановить барабан на «Джекпоте» и угадать в этот момент зашифрованное слово или фразу — считайте, вам крупно повезло.

Вообще призовые деньги там, конечно, отличаются от наших «деревянных». Вот, например, не далее как 4 февраля девушка Тереза Крефейлс, попав в финал, забрала себе джекпот в $ 8100, к которому еще прилагалась бесплатная поездка на горнолыжный курорт в Колорадо. При этом к финалу она уже заработала себе $ 20 500. Дальше девушка пошла на призовую игру, отгадала загаданное слово «Лисы» и… заработала еще $ 25 000. Несложная арифметика — в общей сложности конкурсантка унесла домой $ 53 600. А 6 февраля выигрыш некоего Фредди Ботроса к концу финального раунда составил $ 21 400. Плюс, отгадав слово, загаданное в финале, он забрал себе ключи от новенького «Шевроле-Корвет»-купе стоимостью $ 51 445, так что в общей сложности обогатился мужчинка на $ 72 845.




Кто все это ведет


Ведущие «Колеса Фортуны"/"Поля чудес» — это вообще отдельная тема. Они не просто популярны — они обожаемы и боготворимы народом. И любовь эта не знает никаких границ…

Первый ведущий «Колеса Фортуны» Чак Вулери вел шоу с 1975 по 1981 год, пока не разругался с продюсером Мервом Гриффином. Вулери, получавший по контракту $ 250 000 в год, захотел увеличить свой гонорар ровно вдвое и попросил 500 000 зеленых. Гриффин, как и всякий продюсер, попытался сойтись на $ 350 000 в год, на что Чак сделал ему ручкой и ушел из игры. Но свято место пусто не бывает. Вечером Гриффин пришел домой, в расстройстве включил телевизор и стал смотреть «Воскресное шоу» на кабельном KNBC-TV, которое вел Пэт Саджек, он же — ведущий прогнозов погоды в утренних и вечерних новостях на этом канале. Уже через час Гриффин позвонил на KNBC-TV и попросил к телефону Пэта. «Извините, меня зовут Мерв Гриффин. Не будет ли вам интересно попробоваться на роль ведущего „Колеса Фортуны“? Дело в том, что Чак Вулери, проработавший у нас семь лет, решил уйти, и я, знаете ли, в некотором замешательстве…» Что бы сказали вы на месте ведущего погоды на кабельном канале, которому звонит сам Мерв Гриффин и предлагает вести самую рейтинговую игру в прайм-тайм на NBC?..

В общем, после нескольких пилотных выпусков Пэт Саджек был утвержден новым ведущим, хотя, как признавался потом сам, ему понадобился еще год, чтобы окончательно вжиться в свою роль. В течение этого же года из шоу ушла и первая «открывательница букв» Сьюзан Стэффорд. На замену ей после нескольких временных дублерш наконец была найдена блондинка Вэнна Уайт. Так сложилась новая сладкая парочка, и с 1983 года успех обновленного «Колеса Фортуны» приписывают именно им. Газетчики шутят, что они неразлучны, как зубная щетка с пастой. Попробуй убери хоть одного из игры, и шоу будет уже не то.

Когда в ноябре прошлого года 4000-й выпуск шоу с размахом отмечали в нью-йоркском Радио-Сити Мюзик-Холле — довольно помпезном месте для празднования юбилея программы, в которой люди лишь крутят колесо и угадывают буквы, — репортеры съехидничали, спросив у Пэта Саджека: «А вы-то что здесь делаете? Не иначе как новая оперная звезда?..» — «Да я и сам не знаю, — рассмеялся Пэт. — Вы лучше спросите, почему наше шоу так долго держится в эфире». «Да это же просто лучшая семейная игра, — нашлась Уйат. — Даже дети любят смотреть, как вертится барабан, а потом отгадывать буквы». Кстати, на том же юбилее сама Вэнна призналась, что, когда она стала соведущей «Колеса Фортуны», была без ума от счастья и подумала: «Вот это настоящий скачок в карьере!» Хотя за эти 11 лет ее обязанности ничуть не изменились: она просто, улыбаясь, выходит к экрану, открывает правильные буквы и хлопает в ладоши. Впрочем, нет, теперь девушке вообще пришла на помощь чудо-техника. Она теперь только подходит к экрану, грациозно касается его ручкой — и нужная буква загорается! Глупая профессия?.. «Да пусть люди посмеются, — говорит 46-летняя Уайт. — А я буду смеяться вместе с ними». Да уж, до смеха тут. В 1992 году, например, девушке присвоили звание «Самой часто хлопающей в мире». Кто-то подсчитал, что за сезон она хлопает 140 000 раз. А за один эпизод в программе раздается 720 ее хлопков. Ничего не скажешь: рабочие руки!




Чем мы лучше них


Эх, нет у нашего Леонида Аркадьевича Якубовича такой забавной девушки-соведущей! У него их вообще-то много: одна буквы открывает, вторая шкатулочки выносит, третья призы раздает. Но вот такой, чтобы хлопала 720 раз!.. Зато и вся народная любовь достается Якубовичу — только одному, и делить ему ее больше не с кем. А еще у нас есть то, чему могут позавидовать даже американцы, — самый настоящий музей «Поля чудес». Потому что у русского народа душа щедрая. Он на программу приходит не только деньги зарабатывать, но и сам подарки дарит. Началось все с того, что еще на одной из первых игр Владу Листьеву вручили в подарок огромный самовар, расписанный в виде кроссворда. Ведущий тут же нашелся: «Спасибо. Этот подарок мы забираем в музей «Поля чудес», — хотя никакого музея тогда и не существовало. Но народ фразу запомнил и пошел на программу с подарками. Соленья и варенья, самогонка и пирожки — такое ни в каком музее не сохранится, поэтому по окончании съемок все поглощалось съемочной группой. А вот вышивки, поделки, вазы, фигурки и все, что съесть нельзя, — бережно хранилось за кулисами на полках, пока не перестало туда помещаться. Тогда было решено сделать небольшую выставку подарков программы в фойе «Останкино», но ведь туда сможет попасть не каждый желающий. «Экспонаты» на какое-то время перекочевали в Музей Советской армии, пока в прошлом году не нашли наконец свое пристанище в павильоне «Дружба народов» на ВВЦ. Чего здесь только нет! Интересно будет даже тому, кто в принципе не является поклонником телешоу. Как сказал генеральный директор «Дома народов России» Сергей Кучинский, это не музей, а скорее выставка народно-прикладного и декоративного искусства. Вот приложил свои руки народ — и получились у него Якубовичи костяные и лубяные, деревянные и фарфоровые, вышитые на коврах и запечатленные на картинах…

Поскольку подарки на программах постоянно прибавляются, то и экспозиция обновляется примерно раз в 2—3 месяца. При этом чаще всего вещицы отражают ту местность, из которой приехал даривший. Например, на выставке был даже уголок Крайнего Севера, но нам национальный северный костюм увидеть так и не удалось: говорят, на него начала нашествие моль, и меховой халат сдали в химчистку. На вопрос, все ли подарки впоследствии передаются в музей, его работники заверили, что это действительно так. Хотя некоторые участники игры могут делать презенты лично ведущему — тогда Леонид Аркадьевич оставляет их себе. Особенно если это касается холодного оружия, которое он давно уже коллекционирует. А еще музей необычен тем, что каждый посетитель в нем совершенно бесплатно может почувствовать себя… Якубовичем. Для этого здесь запросто можно примерить любой костюм или шляпу, которые когда-либо дарили ведущему на программе, и сфотографироваться.

P. S. А вот еще случай был. Муж жене рога наставил. Вез он, вез в подарок Леониду Аркадьевичу откуда-то настоящие оленьи рога. Без намека вез, от чистого сердца. А они возьми да и сломайся в поезде. «Ладно я сам расстроился, — сокрушался мужчина. — Но ведь жена потом увидит, что я к Якубовичу без подарка пришел, — не переживет». Пришлось ситуацию спасать. Дело в том, что однажды Якубовичу уже дарили рога, и они спокойно хранились себе в музее. Тогда специально на съемку их привезли в «Останкино», и счастливый игрок «наставил» Леониду Аркадьевичу эти рога во второй раз. Главное, что жена участника подмены так и не заподозрила.