Архив

Игры разума

Программа «Своя игра» на НТВ уже давно выглядит настолько «нашей», что признать в ней западный аналог практически невозможно. В общем-то, у нее действительно осталось мало общего с оригинальным американским форматом под названием «Jeopardy!», начиная от дизайна студии и заканчивая призами для игроков. Однако есть и то, что объединяет две игры: этот год для них — юбилейный. «Своя игра» в апреле отметит десятилетие, а заокеанской «Jeopardy!» стукнет ровно в два раза больше. И обе они до сих пор пользуются огромной популярностью в своих странах.

15 марта 2004 03:00
2894
0

Программа «Своя игра» на НТВ уже давно выглядит настолько «нашей», что признать в ней западный аналог практически невозможно. В общем-то, у нее действительно осталось мало общего с оригинальным американским форматом под названием «Jeopardy!», начиная от дизайна студии и заканчивая призами для игроков. Однако есть и то, что объединяет две игры: этот год для них — юбилейный. «Своя игра» в апреле отметит десятилетие, а заокеанской «Jeopardy!» стукнет ровно в два раза больше. И обе они до сих пор пользуются огромной популярностью в своих странах.


Предыстория

В конце 1950-х годов американское телевидение пережило, пожалуй, самый большой позор за всю свою историю. В это время в США как раз начинался расцвет игровых телешоу на деньги. Новый формат, перенесенный на ТВ с одной популярной радиоигры, где дозвонившийся на радио и правильно ответивший на вопрос диджея слушатель получал $ 64 в качестве выигрыша, оказался на редкость удачным. Естественно, на ТВ ставки были увеличены в тысячи раз, и 7 июня на канале CBS появилось новое шоу под названием «Испытание за $ 64 000». Зрители буквально ахали от восторга, наблюдая за тем, как очередной игрок-эрудит лихо отвечает на каверзные вопросы и уходит домой с тысячами долларов в кармане. Неудивительно, что подобные шоу начали размножаться с бешеной скоростью, и вскоре практически на каждом канале была игра, в которой можно было «заработать деньги собственным умом».

Транслируемые в прямом эфире в прайм-тайм, игры на деньги подавались зрителю как очень сложное испытание. А дизайн и навороченное освещение студии и вовсе добавляли таинственности в атмосферу игры. Перед зрителями разворачивался почти спектакль: участников помещали в стеклянные изолированные друг от друга кабины без кондиционеров (чтобы на лицах был виден трудовой пот от происходящих в голове мыслительных процессов), а вооруженные полицейские в студии охраняли секретные конверты с вопросами. Выигрышу самых удачливых участников в то время позавидовали бы даже самые состоятельные люди Америки: студентка Колумбийского университета Эльфрида фон Нардрофф, например, обогатилась на $ 226 500 в телешоу «21» (в его основе лежал принцип игры в рулетку), а служащий на каком-то складе Тедди Надлер заработал $ 252 000 в «Испытании за $ 64 000».

Не передать, какой разразился скандал, когда выяснилось, что спектакли-то и в самом деле настоящие. Оказалось, что особо мудрые продюсеры самых рейтинговых шоу заранее натаскивали подставных игроков, давая им заучивать вопросы и ответы и даже распределяя роли, кто и как должен себя вести в складывающихся по сценарию ситуациях игры. Обман же раскрылся в августе 1958 года, когда несколько разгневанных участников игр публично заявили о том, что результаты телешоу, в которых они участвовали, не соответствуют действительности и что игрок, получивший главный приз, был натренирован заранее. Затем появились и первые улики — нашлась шпаргалка, выпавшая из рукава победителя, в которой были записаны ответы на вопросы, письма, которые посылались другому участнику от создателей телешоу, где был расписан подробный сценарий каждого тура игры, из которой участник выходил победителем. В результате громкие дела дошли до суда, и почти всем играм на деньги, за исключением трех-четырех действительно честных, был подписан смертный приговор.


История

После такого скандала, казалось, любая идея новой игры с теми же принципами — вопрос-ответ-деньги — будет обречена на провал: зрители уже не поверят в честно заработанный выигрыш. Однако на то он и риск, чтобы быть благородным делом. И если бы не этот риск, не появилась бы на свет игра «Jeopardy!», название которой дословно можно перевести как «Рискуй!». А в русском варианте все гораздо проще — это «Своя игра».

Придумал «Jeopardy!» все тот же гений игрового и развлекательного ТВ американец Мерв Гриффин (собственно, автор «Колеса Фортуны», о котором мы писали два номера назад). Хотя уж если быть совсем честными, саму идею игры Мерву подсказала его жена Джуланн. Как-то в 1963 году они летели в Нью-Йорк. На NBC как раз только что закрыли дневное ток-шоу Гриффина, и руководство предложило ему подумать над новым проектом. В самолете Джуланн осенило: а что если создать «игру наоборот», где участники заранее будут знать правильные ответы, еще не получив вопроса? А вопрос-то они как раз и должны будут додумать сами! Когда супруга озвучила свою идею мужу, Мерв решил, что она над ним попросту издевается: «Может быть, ты хочешь, чтобы после такого шоу меня посадили в тюрьму?» Но Джуланн не сдавалась. «Смотри. Вот тебе ответ — 5280. Какой будет вопрос?» Подумав, Гриффин пробурчал: «Сколько футов в миле?» — «Ну да», — обрадовалась Джуланн. Короче говоря, что бы мужчины делали без противоречивой женской логики?

Вскоре Гриффин разработал концепцию 30-минутного игрового шоу. Первоначально он планировал сделать большое игровое табло, поделить его на равные секторы 10×10, на которых будут записаны десять разных ответов различной сложности, в десяти категориях. С этим предложением он и пришел на NBC, назвав свое детище «What’s the Question?"/"В чем вопрос?». Руководству идея понравилась, однако NBC предложило ее немного доработать и усложнить задачу игрокам.

Несколько месяцев Гриффин тренировался на всех своих знакомых и родственниках. В своей гостиной он установил огромное табло, расчертил его на сектора и играл со всеми, кто приходил к нему в гости. Наконец программа обрела свой окончательный вариант: два раунда, в каждом из которых игрокам даны пять ответов в шести различных категориях, каждый из которых имеет свою стоимость, и кульминация шоу — «большой вопрос», где участники могут сделать свою ставку и ответить на вопрос финального раунда. Все это время руководство NBC интересовалось, как продвигаются дела у Гриффина, и давало свои указания: создавайте больше рисковых ситуаций. В конце концов игра и получила название — «Рискуй!». Ведь каждый раз игрок действительно рискует — дав неправильный ответ, он теряет какое-то количество выигранных денег.

Премьера «Jeopardy!» состоялась на NBC 30 марта 1964 года с актером Артом Флемингом в роли ведущего. Игра благополучно завоевала признание зрителей, как ей и положено, имела бешеный успех и просуществовала до 3 января 1975 года. После чего ее место в эфире заняло другое детище Гриффина — «Колесо Фортуны». В 1984 году NBC решило возродить «Jeopardy!». Звучит иронично, но именно успех «Колеса Фортуны» вдохновил Мерва Гриффина сделать второй шаг. Арта Флеминга заменил ведущий Алекс Трибек, электронное игровое табло пришло на смену картонным карточкам, цены за ответы на вопросы увеличили в 10 раз — и вперед. Играют до сих пор и, как видите, собираются отмечать 20-летний юбилей. Только вот почему 20-летний, если игре на самом деле стукнет 40, считая со дня ее первого выхода на экран?

Алекс Трибек на данный момент один из самых популярных телеведущих в США. «Мистер всезнайка и умница» — называют его американцы. Естественно, все его поклонники не на шутку переполошились, когда месяц назад 63-летний Трибек попал в аварию. Поздно вечером ведущий возвращался со своего ранчо в Темплтоне и заснул за рулем своего пикапа. К счастью, его грузовик благополучно съехал с дороги в канаву и застрял в грязи. «Со мной все в порядке, — заявил он потом журналистам. — Лишь немного побаливает спина, но я надеюсь быть в строю уже к следующей записи нашего шоу». Конечно, мистер Трибек. Вы просто обязаны там быть. Какой же юбилей без вас?


Продолжение

В России «Jeopardy!», извините, «Своя игра» появилась благодаря компании «Видео Интернешнл», которая в начале 1990-х закупила права сразу на три западных формата — «Устами младенца», «Своя игра» и «Сто к одному». Последние две программы до сих пор благополучно существуют (о «Сто к одному» — в одном из ближайших номеров), и за каждое их появление на нашем экране мы обязаны платить хозяевам. Обычно эти суммы составляют от $ 500 до $ 1500 — как удастся договориться и насколько высок рейтинг нашей программы. «Ведь американцы тоже за этим следят, — рассказал нам продюсер „Своей игры“ Сергей Пехлецкий. — И когда они понимают, что у нас хороший рейтинг и спонсоры в очереди стоят, то пытаются повысить закупочную стоимость. А мы, в свою очередь, пытаемся объяснить, что существуем в эфире уже десять лет и надо все-таки с этим считаться. В общем, происходит цивилизованная торговля, как и в любом бизнесе».

Кстати, поначалу американцы вообще не хотели, чтобы в русской версии игры были какие-то изменения. Но когда поняли, что российские авторы на правильном пути и совсем не собираются портить западный формат, наконец успокоились. «Ведь нужно еще учитывать и разницу в менталитетах, — говорит Сергей Пехлецкий. — Сейчас „Своя игра“ совсем не похожа на „Jeopardy!“. У нас и дизайн студии совсем другой, и правила немножко различаются. Например, мы играли и на 21 кг денег, и на автомобиль, как в этом сезоне. У американцев ничего этого нет. Там каждый раз разыгрывается обычная игра в два тура (у нас их уже три, поскольку нам добавили эфирное время), и победитель просто переходит в следующую игру». Так что и команда гроссмейстеров, и «Кот в мешке», и «Вопрос-аукцион» — все это российские придумки. Между прочим, даже разноцветные мантии у игроков появились не случайно. «Десять лет назад мы поняли, что вся наша умная тусовка похожа друг на друга — обычно это были люди в джинсах и широких свитерах, которые не очень заботились о своей внешности. И даже если один игрок был чист и опрятен, зрительно он никак не отличался от двух других. Смотреть на все эти серенькие свитерки было ужасно скучно, вот и пришлось придумать мантии. Чтобы уж если униформа, то какая-то необычная».

Самое интересное, что по игре в «Jeopardy!» даже проводят олимпийские турниры, на которые приглашают участников из разных стран. Российские представители участвовали в них уже трижды. В разные годы это были Елена Кисленкова, Анатолий Белкин и Юрий Бершидский. И хотя все они довольно сильные игроки, удача каждый раз оказывалась не на нашей стороне. Мешал языковой барьер — ведь все вопросы задавались на английском языке. И хотя наши игроки владели им достаточно хорошо, в ситуациях, когда важна быстрота реакции, родной русский все-таки предпочтительнее.

Кстати, после того ужасного скандала с игровыми шоу в Америке на всех играх сейчас установлены очень строгие справила. «Во-первых, каждый участник подписывает толстый контракт, что среди съемочной группы у него нет родственников, знакомых или приятелей. Контакт со съемочной и редакторской группой там исключен напрочь. Вплоть до того, что игроки и техперсонал ходят в разные столовые, в разное время, разными маршрутами. Разработана система перемещения в студии, разные подъезды, через которые они попадают в телецентр. Плюс за командой игроков следит женщина-охранник, которая находится с ними постоянно. Но в целом атмосфера очень приятная и дружеская».


JEOPARDY!
(в цифрах и фактах)

— Со времени своего появления на экране «Jeopardy!» держалась на первой строчке в рейтингах телевизионных игр более 1000 недель.

— На счету «Jeopardy!» 24 высших телевизионных награды Emmy. Из ни× 9 премий программа получила в категории «Лучшая телевизионная игра». В мае 2003 года ведущий «Jeopardy!» Алекс Трибек унес домой свою третью статуэтку как «Лучший ведущий игрового проекта». Кстати, на счету нашей «Своей игры» тоже имеется премия ТЭФИ — в прошлом году академики наконец признали программу лучшей в номинации «Телевизионная игра».

— В «Jeopardy!» часто приглашают играть знаменитостей. Свои знания в разные годы в программе демонстрировали Джоди Фостер, Эштон Катчер, Рози О’Доннелл, Крис Мэтьюс, Дэвид Духовны, Уэйн Брейди, Джейн Сеймур, Ларри Кинг, Келси Греммер, Стивен Кинг и другие. Естественно, все заработанные звездами призовые деньги пошли на благотворительные цели.

— Самый крупный выигрыш в «Jeopardy!» составил $ 1 155 102. Повезло в сезоне 2001/02 некому Брэду Раттеру из Ланкастера (Филадельфия).

— На вопрос, как бы сыграл он сам, будь он участником «Jeopardy!», ведущий Алекс Трибек отвечает: «Думаю, среди соперников своего возраста я бы смотрелся очень даже неплохо, потому что знаю приблизительно две трети материала игры. А вот хороший молодой участник, который способен быстро реагировать и нажимать на кнопку, меня точно сделал бы».