Архив

«Дети — это цемент»

11 декабря 2000 03:00
1009
0

Говорят, что люди творческих профессий склонны менять спутников жизни с той же частотой, что и настроение. Но режиссер Петр Тодоровский и его супруга, кинопродюсер Мира Тодоровская, живут вопреки этому расхожему мнению. Они женаты почти сорок лет и сохранили за все эти годы не только уважение друг к другу, но и настоящую любовь.

 — Мира Григорьевна, я знаю, что вы сейчас работаете вместе с Петром Ефимовичем над его картиной и овладели непростой для женщины профессией — продюсер. А до этого ваша жизнь была как-то связана с кино?

 — Вы знаете, когда мы познакомились, я только закончила институт инженеров морского флота. Была я морским инженером, к кино не имела никакого отношения. А потом стала потихонечку переквалифицироваться.

 — Под влиянием супруга?

 — Ну, возможно, и так. Но до того, как мы стали работать вместе, прошло много времени. По моим сценариям было снято около 30 научно-популярных картин, половина: о море, о водолазах, о кораблях, то есть о моей первой профессии…

 — А первый опыт продюсирования был уже совместно с Петром Ефимовичем?

 — Да. Я стала продюсером тогда, когда в нашей стране такой профессии еще не было. Первая наша совместная работа — это фильм «Интердевочка». Мне удалось найти шведских партнеров, и даже в результате получилось так, что я была продюсером со шведской стороны. Мне тогда поручили вести их дела, в частности, я сделала короткую версию фильма для шведов.

 — Ну, а сейчас уже, я слышала, вы обижаетесь, если вас воспринимают только как «супругу Тодоровского»…

 — Да не то чтобы обижаюсь… Просто я самостоятельный человек и, кстати, работаю не только с Тодоровским. У меня своя студия, в которой как продюсер я работаю уже над десятым фильмов.

 — Петр Ефимович, как, на ваш взгляд, Мира Григорьевна является хорошим партнером?

 — Если бы это было не так, мы бы вместе и не работали. А Мира очень хорошо понимает свое дело. Ведь продюсер — это не тот человек, который только достает деньги. Она много знает о кино и кинопроизводстве. В свое время она закончила с отличием математическую школу, что для ее профессии очень немаловажно.

 — У вас богатый опыт и совместной жизни, и совместной работы. Как вы считаете, вам в жизни проще от того, что и дома, и на работе — вы всегда вместе?

 — И сложнее, и проще. Проще — потому что ну кто более, чем жена, заинтересован в том, чтобы муж снял кино, и снял очень хорошее кино? И кто еще сделает для этого все возможное и невозможное?

 — А почему сложнее?

 — Ну, понятное дело, не очень-то просто сохранять деловые отношения на работе, и, наоборот, не обсуждать рабочие моменты дома.

 — Ссоритесь?

 — Да не без этого. И все равно я понимаю, что из-за того, что мы вместе работаем, Петр Ефимович не может требовать такие условия работы, какие имеют другие режиссеры. В нашем случае получается так, что я ему рассказываю все свои проблемы, в чем-то советуюсь… И он поневоле входит в мою ситуацию и уже не может просто строго с меня чего-то требовать. Но наша жизнь так сложилась. Мы так живем и работаем, и у нас неплохо, по-моему, получается.

 — В следующем году вы будете отмечать сорокалетие со дня вашей свадьбы.

 — Вы знаете, что бы там ни говорили, но главное в семье — это дети. Все остальное — измена, несходство характеров — это все ерунда. Семья без детей — это не семья. Такие семьи чаще всего и распадаются. Дети «склеивают», «цементируют» семью изнутри. Может быть, если бы у нас не было детей, кто знает… За эти сорок лет много чего происходило. Но наш сын — это то, вокруг чего мы вдвоем всегда существовали. Это главная часть нашей жизни. Это то, что нас все это время объединяло. А теперь еще и внуки…

 — Вас послушать — получается, что тридцать девять лет в вашей семье все было гладко?

 — Да все у нас было. И ссорились, и ругались, и чуть ли не разводились… Но это все тогда, когда мы помоложе были. Сейчас уже копаться в этом во всем не хочется… Муж у меня… (Мира Григорьевна улыбается и смотрит на Петра Ефимовича.) Сейчас-то, конечно, уже седой и старый, а раньше — ой как девушкам нравился!!!

Петр Ефимович перебивает:

 — Это я-то старый? Ну седой — ладно. Но пока я снимаю кино — девушки меня любят!

 — А представляете, как все с ума по нему сходили раньше! Вот посмотрите фильм «Был месяц май» — какой он там красавец. Не влюбиться в него просто невозможно.

 — Ревновали?

 — Еще как! Мы через многое прошли. Но изначально самое важное — это любовь. А потом — общие хлопоты, заботы, дети…

 — Петр Ефимович, а для вас что самое главное в семейных отношениях?

 — Важно, чтобы и муж, и жена были людьми умными. Чтобы они умели сложную ситуацию как бы отодвинуть от себя и посмотреть на нее со стороны. И никогда не принимать отчаянных решений.

 — По-моему, когда проходит влюбленность и начинается рутина, люди часто начинают осознавать, что просто-напросто надоели друг другу.

 — Вы знаете, когда люди прожили вместе около 40 лет, они уже, что называется, врастают друг в друга. Вот мы — это одно целое. Мы все друг про друга знаем, у нас общие интересы, мы понимаем друг друга без слов…

 — И вы друг от друга никогда не устаете?

 — Петр Ефимович, наверное, сильно устает от меня. У меня такой характер — очень настойчивый и въедливый.

 — Она по гороскопу — Лев! Представляете, жена — Лев, а я — Дева! Это такой гремучий союз, от которого все что угодно можно ожидать. Но мы так давно уже вместе и настолько друг к другу притерлись, что уже сложно сказать — как это можно устать друг от друга, это все равно что устать от самого себя.