По техническим причинам
Задумывались ли вы когда-нибудь, что новости — это не только ведущий и картинки в кадре, но и тысячи кнопочек, проводов, экранов, пультов, лампочек, кассет, объективов, компьютеров и мониторов? А уж про видеокамеры с микрофонами даже ребенку понятно. Так вот. Как телевизионщики живут со всеми этими техническими монстрами, простому обывателю представить, конечно, сложно. Но можно. С нашей помощью. Поверьте: занятие это не только познавательное, но и довольно увлекательное.
Задумывались ли вы когда-нибудь, что новости — это не только ведущий и картинки в кадре, но и тысячи кнопочек, проводов, экранов, пультов, лампочек, кассет, объективов, компьютеров и мониторов? А уж про видеокамеры с микрофонами даже ребенку понятно. Так вот. Как телевизионщики живут со всеми этими техническими монстрами, простому обывателю представить, конечно, сложно. Но можно. С нашей помощью. Поверьте: занятие это не только познавательное, но и довольно увлекательное.
Чтобы понять, без чего же они не могут жить, мы решили окунуться в самую гущу событий и напросились в гости в информационную студию небезызвестной программы «Вести», что на телеканале «Россия». Любезным экскурсоводом, согласившимся повысить наше техническое образование и следившим, чтобы мы ненароком чего не сломали, стал замдиректора и главный режиссер «Вестей» Илья Лазарев (собственно, это он (вверху) стоит рядом с ведущей Еленой Выходцевой и вовсе даже не заигрывает с нею, а помогает надеть «ухо»). Ну просто же глаза разбегаются — столько тут всяких интересных штучек и примочек! Зрителям, значит, они этого не показывают, а сами знай себе на всякие кнопочки нажимают…
1. Наушник (или «ухо») — такая потайная штука, в которую ведущий слышит все, что происходит во время эфира в режиссерской аппаратной. Происходить там может всякое, вплоть до грохота и крика нецензурными словами, но уж куда без этого. А еще в наушник ведущему дают команды типа «Тяни время, сюжет еще не готов» или, напротив, «Не осталось ни секунды, заканчивай».
2. Петличный микрофон — крепится на лацкан пиджака, через него слышно все, что говорит ведущий. Выражение «накинь на него петлю» означает «надеть микрофон на ведущего».
3. Компьютер — во время эфира в левой половине монитора высвечивается текст, который произносит ведущий, а в правой — play-лист: список и длительность сюжетов в запланированной последовательности. По-телевизионному это называется «верстка». По ходу программы туда могут вноситься изменения.
4. Папка с бумагами — вещь далеко не техническая, но крайне необходимая. Если из строя выйдут суфлеры и компьютер, можно будет работать по старинке — с бумагами, где записаны текст ведущего и тот же самый play-лист.
5. Осветительный прибор — для каждого ведущего в студии выставляют индивидуальное освещение. Например, для эфира Елены Выходцевой включено три прибора, для Михаила Антонова, который будет работать вечером, включат четвертый. Кроме того, с помощью реостатов на пульте осветителя можно увеличивать или уменьшать подсветку стола в студии.
6. Левый монитор — на него проецируется общий план студии и ведущего, который снимает первая камера.
7, 8. Телесуфлеры — вещь очень хитрая. Во-первых, потому, что за их экранами прячутся камеры (первая и вторая), а во-вторых, потому, что туда подается текст, который читает ведущий. Заведует этой умной и необходимой машиной редактор по титрам, который со своего пульта в режиссерской аппаратной регулирует скорость подачи текста на экран. Запнулся ведущий — текст движется чуть медленнее: все в зависимости от индивидуального темпа чтения.
9. Красный индикатор — если горит эта красная коробка, значит, включен студийный микрофон, и все, что говорит ведущий, слышно зрителям в эфире. Тут главное — не зазеваться. Захочется, бывало, ведущему сказать все, что он думает о ком-либо из корреспондентов или редакторов, — нужно успеть это сделать, пока идет сюжет и выключен студийный микрофон. Иначе все «лестные отзывы» будут слышны зрителю. Хотя сами телевизионщики признаются, что от таких накладок рейтинги информационных выпусков повышаются в несколько раз.
10. Камера — третья студийная камера, используется только для «Вестей недели», поскольку ведущего снимают с другого ракурса.
11. Правый монитор — на него проецируется крупный план студии и ведущего, который снимает вторая камера.
12. Звуковой усилительный пульт — скромненько так стоит на табуреточке прямо под столом ведущего. С его помощью регулируется громкость наушника ведущего.
13. Кран — к этой железке присоединена отдельная камера, которая издалека подъезжает в студию в самом начале выпуска, когда ведущий здоровается со зрителями.
Здесь дают рождение всем сюжетам, которые потом появляются в эфире «Вестей». Ведь корреспонденту и оператору мало только сделать видеозапись и взять интервью. Главное потом материал смонтировать и озвучить.
14. Кассеты BETACAM — видеокассеты для телевизионной камеры. Корреспондент приносит их от 2 до 50 штук (смотря сколько снимут), на каждой кассете умещается до 30 минут съемки. Сюжет длится обычно 2—3 минуты. Вопрос: сколько нужно провести времени в монтажной, чтобы из 500 минут записи вырезать посекундно 2—3 самых интересных?..
15. Пара — это два профессиональных видеомагнитофона (только для кассет BETACAM), соединенных между собой. В верхнюю часть (16) ставятся исходные материалы, из которых выбирают нужные моменты записи, а в нижнюю часть (17) — мастер-кассета, на которую записывают, буквально нанизывают получившийся сюжет.
18. Контроллер управления BETACAM. Основные кнопки: шатлл (19) — поворачивая его вправо-влево, можно отматывать пленку вперед-назад; метки (20) — этими кнопками ставят метки в начале выбранного кусочка записи и в конце; если горит эта лампочка (21) — идет запись.
22. Мониторы — в первом можно просмотреть исходный материал, во втором — получившийся.
Эта милая комната — своеобразный центр управления полетами. Вот здесь-то на самом деле все и происходит. Куда там петличным микрофонам и люкс-метрам до взрослой техники, которая сосредоточена здесь буквально на каждом квадратном сантиметре. И управляют ею настоящие профессионалы, без которых эфир просто не состоится. Здесь сидит режиссер выпуска, который следит за play-листом и руководит программой, его ассистенты, редактор по титрам, продюсер и шеф-редактор выпуска.
23. Режиссерский пульт — здесь сидит ассистент режиссера и рулит всем эфиром. На его пульте есть несколько «линеек» — то есть рядов кнопок. Ох, не дай бог ассистенту нажать не на ту кнопку… Так вот. Основная линейка — красного цвета. Там каждая кнопка как-то подписана. Например: камеры, магнитофоны, EXT 1, EXT 2 и другие странные буквы. Они, кстати, обозначают международные и другие источники, откуда можно давать картинку (в смысле — изображение) в эфир. Картинка эта видна на шести маленьких мониторах (24). В других мониторах можно видеть то, что снимают студийные камеры: общий и крупный план ведущего, сюжеты выпуска, изображения, поступающие по телемосту. Во время эфира пульт весело подмигивает всеми своими кнопками. А вот если вдруг перестанет (такое бывало, и не раз) — тогда режиссер перейдет на аварийную линейку (так называемый бай-пасс) и будет работать с помощью нее, пока не восстановится основная система.
25, 26. Микрофоны — с их помощью можно связаться со всеми — от студии и аппаратной выдачи сюжетов до монтажной.
27, 28. Мониторы компьютеров — в «Вестях» установлена современная электронная система верстки «New Star». В компьютеры занесены те самые play-листы, в которых сосредоточены все данные о сюжетах, которые будут в данном выпуске новостей, их хронометраже, авторстве, номера кассет, на которых они записаны, и сверстан весь выпуск по порядку: «Шапка» (заставка программы), «Приветствие» — ведущий здоровается, «Шпигель» — анонс выпуска, «В кадре» — текст ведущего, «Сюжет» — начало сюжета
29. Пульт управления суфлером — вот то самое колесо, которое крутит редактор по титрам и позволяет замедлять или увеличивать скорость суфлера. Перед нею — просмотровый экран (30), где виден текст, который произносит ведущий. На столе у редактора — монитор (31), где помимо play-листа записаны все титры, которые будут появляться в выпуске новостей: названия городов, имена, фамилии и должности интервьюируемых. Перед началом выпуска редактор должен проверить правильность написания всех титров, а в процессе выпуска, если будут происходить какие-то изменения, оперативно на них реагировать и все исправить.
32. Окно — за ним сидит звукорежиссер.
Ну вот, кажется, все выучили. Осталось только на практике теперь теорию закрепить и самим провести какой-нибудь выпуск. Уж наш прямой эфир им бы точно все рейтинги побил. Даже не сомневайтесь.