Революция сейчас
На прошлой неделе были объявлены фильмы-участники 57-го Каннского кинофестиваля. Событие, в общем, заурядное, обычно информационные агентства отыгрывают его одной-двумя новостями. Но в этот раз после церемонии шум поднялся изрядный. И было от чего: организаторы самого престижного кинофорума Старого Света озвучили антикризисную программу, то есть де-юре признали, что дела у фестиваля идут далеко далеко не лучшим образом.
На прошлой неделе были объявлены фильмы-участники 57-го Каннского кинофестиваля. Событие, в общем, заурядное, обычно информационные агентства отыгрывают его одной-двумя новостями. Но в этот раз после церемонии шум поднялся изрядный. И было от чего: организаторы самого престижного кинофорума Старого Света озвучили антикризисную программу, то есть де-юре признали, что дела у фестиваля идут далеко не лучшим образом.
В общем-то, понятно это стало не вчера. Чуть было не отдавшие концы в начале 90-х, Берлинский и Венецианский фестивали ведут себя все наглей, отбирают у Канна приличные фильмы и уже не скрывают наполеоновских амбиций. А когда в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» получил «Слон» Гаса Ван Сента, всем стало окончательно ясно — дело швах. Конечно, Ван Сент режиссер заслуженный и наградить его не стыдно, но когда фильм-победитель оказывается настолько плох, что его не берется прокатывать ни одна компания, это все-таки говорит о многом.
Особенно приятно, что выводы из этого сделали и сами организаторы фестиваля. Судя по всему, весь год команда во главе с директором Тьерри Фремо (можно сказать, новым директором — это его третий фестиваль) штудировала учебники по маркетингу и в прошлую среду представила результат своих тягостных раздумий. Итак, антикризисная программа по-каннски состоит из четырех пунктов.
Во-первых, в соответствии с бессмертным ленинским принципом французы постановили: лучше меньше, да лучше — вместо прошлогодни× 22 конкурсантов отобрали всего 18. И это несмотря на то, что представлено на фестиваль было в полтора раза больше фильмов, чем год назад (1325 против 908).
Во-вторых, конкурсную программу постарались максимально сбалансировать. В итоге на пятерых заслуженных режиссеров — Эмира Кустурицу («Жизнь — это чудо»), Вонга Кар-Вая («2046»), братьев Коэн («Замочить старушку»), Майкла Мура («9/11 по Фаренгейту») и Уолтера Саллеса («Дневник мотоцикла») — приходится 12 относительно молодых киношников: открыть новую звезду — это уже половина успеха. К тому же среди конкурсантов есть два документальных фильма (в том числе «9/11 по Фаренгейту» от автора «Боулинга для Колумбины» Майкла Мура) и еще два мультфильма (в том числе «Шрэк−2»).
В-третьих, фильмы из внеконкурсной программы должны пронять до печенок не только упертых киноманов, но и публику попроще. Отсюда и циничное издевательство над семейными ценностями «Плохого Санты», исторический блокбастер «Троя», давно ожидаемый «Убить Билла: Фильм−2» и даже ужастик «Рассвет мертвецов».
Наконец, джокер галлов — возглавляющий жюри Квентин Тарантино. Его появление в председательском кресле уже само по себе вызвало бурю эмоций, но все это только цветочки по сравнению с тем, что начнется после объявления победителей. Ведь по правилам играть американец точно не будет, а значит, результаты фестиваля в любом случае будут скандальны. Чего Канну в последнее время и не хватает.
Поможет ли все это вернуть кинофестивалю былые позиции, сказать сложно. Хотя Стивен Спилберг, например, уже сделал выбор — приберег свой новый фильм «Терминал» с Томом Хэнксом и Кэтрин Зета-Джонс до фестиваля в Венеции.