Архив

Ставки сделаны

19 марта 2001 03:00
995
0

Почти год назад, после вручения «Оскаров−2000», мы вывели интересную закономерность: взяли десять кинопремий всевозможных ассоциаций критиков и посчитали, кто из оскаровских номинантов набрал больше всего второстепенных призов. Результат вышел поразительный — 100-процентное совпадение оскароносцев и лидеров по общему количеству кинопремий (см. «МК-Бульвар» № 15 за 2000 год). В этом году мы решили проверить нашу теорию, только на этот раз до вручения «Оскаров». Все результаты вы сами можете узнать из таблицы, опубликованной в журнале, а пока переходим к представлению номинантов.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

В этой части таблицы самое большое количество пробелов. И это потому, что чаще всего кинокритики отдавали предпочтение комедии Кэмерона Кроу «Почти знаменитость», а киноакадемики даже не соизволили внести ее в пятерку номинантов. А зря, история молодого парнишки, путешествующего с любимой рок-командой, стала бы абсолютным лидером с четырьмя зачетными очками. В ответе за два других пустых столбца драма «Перо маркиза Де Сада» и японо-тайваньская лента «Йи-Йи» («Один и двое»).
Среди номинированных на «Оскар» картин лидируют «Гладиатор» и «Траффик». Первую ленту представлять никому не надо — «Гладиатор» стал одним из главных кассовых хитов, к тому же был признан читателями «МК-Бульвара» любимым фильмом прошлого года. Что касается «Траффика» — это состоящая из трех новелл история борьбы американской и мексиканской полиции с наркокурьерами, снующими через местную границу. Снял ленту Стивен Содерберг, а главную роль в ней сыграл Майкл Дуглас.
Драму «Эрин Брокович» тоже снял Стивен Содерберг, но рассказывать про этот фильм нечего — его видели все, кто хотел. «Шоколад» и «Крадущийся тигр, невидимый дракон» тоже уже идут в нашем прокате, но про эти ленты все равно стоит сказать пару слов. «Шоколад» снял швед Лассе Халльстрем, выдавший в прошлом году хит «Правила виноделов», а еще в 87-м номинировавшийся в режиссерской категории за драму «Моя собачья жизнь». Лента прокатилась по всем возможным фестивалям, но так ничего и не выиграла.
Тайваньский «Крадущийся тигр, невидимый дракон» создал третий в истории «Оскара» прецедент двойного номинирования — в категории «Лучший фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке». Эта лента установила уже целую кучу достижений, чего стоят только 10 различных номинаций на «Оскар», тем не менее в качестве серьезного конкурента в самой престижной категории ее рассматривать не стоит.
И не следует забывать, что награду в категории «Лучший фильм» получает не режиссер, а продюсер, так что здесь имеют вес не только художественные достоинства картины, но и множество других, часто не заметных простому зрителю факторов.

ЛУЧШИЙ АКТЕР

Представлять Тома Хэнкса и Расселла Кроу без толку — все и так их знают — в прошлом году Кроу был впервые номинирован на «Оскар» за «Своего человека», а Хэнкс номинировался за комедию «Большой» и «Спасти рядового Райана» плюс заработал золотую статуэтку за «Филадельфию» и «Форреста Гампа». Джеффри Раша тоже многие знают — в 1997-м австралиец отхватил «Оскар» за роль чокнутого пианиста в «Блеске», а два года назад номинировался за второстепенную роль владельца театра во «Влюбленном Шекспире». Даже Эд Харрис многим знаком — он дважды номинировался за роли второго плана — за «Шоу Трумана» (там он играет создателя этого шоу) и «Аполлон−13».
А вот Хавьера Бардема знают только большие любители испанского кино, потому что до прошлого года актер снимался исключительно на родине. Самые громкие из его работ — главные роли в драме «Живая плоть» Педро Альмодовара и в нашумевшем триллере «Между ног» Мануэля Гомеса Перейры. В «Пока не настала ночь» Бардем играет кубинского поэта и писателя Рейналдо Аренаса. Во время революции молодой литератор поддержал Кастро, а потом за свои гомосексуальные произведения от него и натерпелся — два года отсидел в тюрьме, после чего сбежал в Штаты.

ЛУЧШАЯ АКТРИСА

В пятерке актрис и вовсе только два знакомых имени — в третий раз номинирующаяся Джулия Робертс (до этого были «Стальные магнолии» и «Красотка») и уже имеющая статуэтку за «Английского пациента» Жюльетт Бинош.
Джоан Аллен многие знают в лицо — она играла в «Плезантвилле», «Без лица» и «Ледяном шторме», а за «Никсона» и «Суровое испытание» выдвигалась на «Оскар». А об Элен Берстин и Лоре Линни большинство вообще никогда не слышало, хотя у обеих довольно богатая фильмография.
Самая известная роль Лоры Линни — жена Джима Керри в «Шоу Трумана», кроме того, она снималась в «Первобытном страхе», «Конго» и «Дэйве». Что касается Элен Берстин, то это одна из самых заслуженных голливудских актрис, только пик ее карьеры пришелся на 70-е. Двадцать шесть лет назад Элен получила «Оскар» за главную роль в драме Мартина Скорцезе «Элис здесь больше не живет», а всего за 70-е выдвигалась на премию Киноакадемии пять раз, в том числе за «Последний сеанс», «Изгоняющего дьявола», «В то же время в следующем году» и «Воскрешение».

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР

Однозначным фаворитом в этой категории стал Стивен Содерберг — два его фильма собрали в десять раз больше призов, чем все остальные вместе взятые. Однако есть опасность, что эта двойная номинация сыграет с режиссером злую шутку — голоса киноакадемиков примерно поровну разделятся между «Траффиком» и «Эрин Брокович», а «Оскар» возьмет кто-то другой, хотя в общем зачете у Содерберга будет куда больше голосов. Это, кстати, и произошло, когда подобная ситуация возникла в первый и до этого года последний раз — в 1938-м Майкл Кертиц номинировался за два своих фильма, но режиссерский «Оскар» достался другому.
Всего на счету Содерберга 11 фильмов, причем громогласно заявил он о себе уже после первого — 11 лет назад он был номинирован на «Оскар» за свою дебютную ленту «Секс, ложь и видео». Зато после этого режиссер на девять лет ушел в тень — занялся экспериментами, так что все его последующие фильмы практически не доходили до зрителя. Это продолжалось до 1998-го, когда на экраны вышел триллер «Вне поля зрения» с Джорджем Клуни и Дженнифер Лопез. Это было громкое возвращение, но настоящим триумфом стал прошлый год с мегахитом «Эрин Брокович». Посмотрим, что у него получится с «Оскаром».
У трех других претендентов шансов практически не осталось, но это еще не значит, что им не на что надеяться. К тому же «Золотой глобус» все-таки достался Энгу Ли, а ведь не зря премия Ассоциации зарубежной прессы считается главной репетицией «Оскара». А что самое интересное, ни один из оставшейся троицы еще ни разу не получал «Оскар»: ни давно имеющий культовый статус Ридли Скотт (у него была единственная номинация за «Тельму и Луизу»), ни тайванец Энг Ли (хотя его драма «Разум и чувства» пять лет назад набрала семь номинаций), ни тем более британец Стивен Долдри, снявший всего свой второй фильм.
P. S. Будем надеяться, что мы правильно угадали победителей, но наша таблица — это всего лишь теория. К тому же самый верный способ предсказать победителей «Оскара» — это посмотреть на премии профессиональных гильдий. Ведь за лучшего режиссера в Киноакадемии голосуют только режиссеры, и все они — члены Гильдии режиссеров, которая тоже выбирает своих победителей. Так вот, Гильдия продюсеров отметила «Гладиатор», режиссеры признали лучшим Энга Ли, а Актерская гильдия призы вручила Джулии Робертс и Бенисио Дель Торо (у киноакадемиков он проходит как исполнитель второстепенной роли). Ждем «Оскара».