Архив

Канун, кутья, кисель

16 апреля 2001 04:00
1273
0

Насколько бы верующим или неверующим был человек, умерших родственников поминают все. На третий, девятый, сороковой день, в годовщину и т. д. В эти дни принято накрывать стол и ходить на кладбище. А вот у православных существуют еще и особые дни, в которые совершается общее церковное моление об усопших.

Кстати, наверное, немногие знают, что слово «усопший» начали употреблять именно христиане. Не мертвый или умерший, а именно усопший — «уснувший иначе»… Специальных дней поминовения у православных — семь: Мясопустная родительская суббота (в этом году отмечалась 17 февраля), Великопостные родительские субботы (на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста — 10, 17 и 24 марта соответственно), Троицкая (2 июня), Димитриевская (3 ноября) и Радоница (24 апреля). Почему, скажете вы, все эти особые дни называются родительскими? Ведь у многих они живы, и поминать их рука, честно говоря, не поднимется… Дело в том, что у наших предков был обычай называть покойников — старых и молодых, родных и чужих — родителями, то есть присоединившимися к умершим отцам. Да и день недели — суббота — выбран не случайно. Читавшие Библию знают, что после шести дней творения мира Бог «почил от всех дел Своих» (Быт. 2, 3). И назвал его субботой, то есть покоем. Христиане посчитали, что это наиболее приемлемый день для «моления о упокоении всех почивших от земных трудов».

Но и среди этих семи родительских дней есть особенный — Радоница. 15 апреля все православные отметят Пасху. А ровно через 9 дней, во вторник 24-го, «живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении». Поэтому-то этот день и называется Радоницей (в некоторых областях — Радуницей), от слова «радость». Такое поминание совершается только раз в году. Для этого с Пасхи специально оставляют окрашенные яйца. Чтобы оставить их потом на могилках родных. Говорят, что таким образом живые христосуются с умершими.

Дома накрываются поминальные столы. Эта трапеза рассматривается церковным уставом как непосредственное продолжение богослужения. Поэтому православные поминки с привычным для нас застольем ничего общего не имеют. Огромное количество спиртного и всевозможной еды больше походит на дохристианские тризны, когда язычники устраивали на могилах шумные пиры, которые нередко заканчивались драками… По христианским же канонам, как это ни странно звучит, поминать умерших спиртными напитками не рекомендуется. Так как главное в поминках — не еда, а молитва, которая просто недопустима в нетрезвом состоянии. Разрешается пригубить немного вина. Употребление этого напитка пошло от древних греков, которые пили виноградное вино как обычную воду. А наши предки за неимением собственного винограда выставляли на стол свой национальный напиток — мед.

Также принято было подавать канун (сыту), кутью (коливо), блины и кисель. Последний в некоторых губерниях варили с молоком (с миндальным — в постные дни и с коровьим — в обычные, или, как еще говорят, скоромные). Эти блюда были обязательны на любой поминальной трапезе. Кроме них, если поминки приходились на постные дни, подавали холодные рыбные закуски, сельдь, пироги с рыбой. В обычные — мясную тушенку, жаркое, студень, кашу, борщ, лапшу. На сладкое предлагались пряники, коврижки, оладьи и конфеты. А вот торты и пирожные для такого случая не подходили. Позднее количество поминальных блюд увеличилось. Появилось больше овощных салатов: из квашеной капусты, огурцов, свеклы с чесноком, яблок, моркови. К горячим мясным блюдам добавились тушеная баранина, запеченная или жареная птица, утка с квашеной капустой. Из постного дрожжевого теста стали печь пирожки с грибами, капустой, рисом, картошкой, яблоками, ягодами.

Начиналась трапеза с кануна, который готовили из бобов с сахаром, или растирали с медом раскрошенный хлеб или пресные коржи. В наше время принято готовить кутью — вареный рис с медом и изюмом. Раньше ее делали из пшеницы или ячменя. Кстати, здесь тоже не все так просто или случайно. Зерна символизируют воскрешение, а мед и изюм — духовную сладость благ в Царствии Небесном. Блины, кутью и вино обязательно освящали в церкви и значительную часть раздавали нищим. Чтобы и они, во время еды, помянули покойного.

Блюда подавались в повседневной, неяркой посуде. Единственным украшением стола могли служить ветки ели или брусники, свечи. Ели ложками — столовыми или десертными; ножами и вилками старались не пользоваться. Следили за тем, чтобы на столе стояло четное количество блюд. Их смена не практиковалась, но если же такое случалось, обязательно перед подачей нового кушанья читались молитвы. Из-за стола старались выйти как можно позже. Это считалось правилом хорошего тона, так как гость мог вспомнить много доброго об умершем. Хозяева старались уходившим дать с собой еды, чтобы их домашние, не сумевшие прийти, помянули у себя дома. А также, встретив нищего, могли и его угостить, не забыв попросить помолиться о душе усопшего.

Сегодня какая-то часть традиций устроения поминок утеряна, какая-то — снова возвращается. А что-то было всегда — даже в советские времена. В каждой семье, городе и регионе существуют какие-то свои особенности, которые передаются из поколения в поколение и за соблюдением которых строго следят. Малейшее изменение в обряде поминовения воспринимается как оскорбление памяти покойного, и изменивший традициям подвергается всеобщему осуждению. Уж к чему к чему, а к смерти в нашей стране всегда относились серьезно…