Архив

Мороз и солнце

Ее актерский стаж — двадцать лет. И здесь нет никакой ошибки: свою первую роль она сыграла еще двухмесячным ребенком — в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». И получила за тот дебют серьезные деньги: ее оклад составлял восемьдесят рублей в месяц.

1 августа 2004 04:00
1215
0

Ее актерский стаж — двадцать лет. И здесь нет никакой ошибки: свою первую роль она сыграла еще двухмесячным ребенком — в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». И получила за тот дебют серьезные деньги: ее оклад составлял восемьдесят рублей в месяц.

Если уж быть до конца точным, то дебютировала Даша еще раньше. Ее мама, известная актриса Марина Левтова, снималась в фильме «ТАСС уполномочен заявить» на седьмом месяце беременности. Чтобы скрыть округлившийся животик, Марина постоянно держала сумочку где-то на уровне талии.

Потом Дашу, девяти дней от роду, запечатлели в секундной роли новорожденной в документальной ленте Динары Асановой. А вот в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный» уже был серьезный эпизод. По сценарию главный герой разворачивал пеленки с украденным младенцем и вдруг вместо ожидаемого мальчика видел девочку. Далее в тексте сценария шла ремарка: «Младенец хитро улыбнулся». Вся съемочная группа приготовилась к долгим мучениям, а исполнитель главной роли и автор сценария Валерий Приемыхов только хмыкнул: «Ну-ну, посмотрим, как она у нас улыбнется». История гласит, что как только малышку распеленали, она сначала подмигнула, а потом ехидно показала язык.

«Быть девочке актрисой», — в голос ахнула съемочная группа. «Нет, что вы, я буду поступать в МГИМО», — решила Даша, когда лет через пятнадцать после того эпизода перед ней встал вопрос о выборе профессии. Режиссер Георгий Данелия о планах Дарьи Мороз не знал, он просто предложил ей главную роль в своем фильме «Фортуна», обнаружив ее фотографию в базе данных одного актерского агентства. В МГИМО Даша так и не поступила.

Даша: «В моей жизни многое складывается по воле случая. В актрисы я пошла вовсе не из-за того, что считала это делом своей жизни, а просто так сложились обстоятельства. Когда меня утвердили сначала на одну роль, потом на другую, взяли репетировать в театр, я подумала: наверное, это и есть моя настоящая профессия».

За роль в «Фортуне» шестнадцатилетняя актриса получила поощрительный приз — лучший дебют, вдобавок ее отметило специальным упоминанием жюри сочинского фестиваля «Кинотавр». Но все эти высокие награды были ей абсолютно не нужны. Как раз в то время, когда кинематографисты трубили фанфары в честь появления новой звездочки, случилась трагедия, перевернувшая всю ее жизнь.


Ключ без права передачи

Родители Даши, актеры Марина Левтова и Юрий Мороз, познакомились на съемках фильма Сергея Герасимова «Юность Петра». Произошло это в немецком городке Бабельсберге. Троица молодых красавцев — Юрий Мороз (он играл Лешу Бровкина), Дмитрий Золотухин (царь Петр) и Николай Еременко (Меншиков) — ожидали конца перекура. Смотрелись они очень эффектно, все — в ладно сидящих костюмах петровской эпохи, молодые, горячие. И тут неожиданно для всех на площадке появилась не менее заметная троица: студентки курса Сергея Герасимова — Любовь Германова, Катя Васильева и Марина Левтова. Гордые, независимые, а Левтова — так вообще звезда, успевшая сняться в нашумевшей картине «Ключ без права передачи». Короче, девчонки тогда так ловко отшили молодых красавцев, что Еременко, пустивший в их адрес какую-то фривольную шутку, только язык прикусил. Но уже вечером вся молодежь, забыв о словесных перепалках, вовсю веселилась в гостинице.

Позже Марина Левтова говорила: это была любовь с первого взгляда. Уже после ее смерти Юрий Мороз признавался: ему пришлось долго завоевывать эту любовь. Родители Марины, которых она безумно любила и всецело им доверяла, поначалу отнеслись к ухажеру настороженно: молодой, красивый, да еще актер — врагу не пожелаешь такого мужа!

Юрий тогда схитрил. Поехал в родовое имение Левтовых, что находится в деревне с поэтичным названием Глушь, и там, взяв в руки пилу и топор, начал помогать строить дом: мол, я умею не только лицом работать, у меня еще и руки золотые. И, представьте себе, ему все поверили. Юрий и Марина прожили душа в душу долгих двадцать лет.

Даша: «Иногда с кем-нибудь разговариваю, и меня убеждают: не бывает идеальных браков, полной гармонии достичь невозможно. А я точно знаю: бывает! возможно! Я же видела, как жили мои родители. Поэтому постараюсь сделать все, чтобы у меня и у моих детей были такие же отношения, как в нашей семье».

Даша была настоящим актерским ребенком. Мама брала ее с собой на все кинофестивали. Папа, который со временем переквалифицировался из актеров в режиссеры, — на озвучание. Пока другие девочки играли в куклы, Даша развлекалась с серпантином из кинопленки.


Любовь с «Атмосферой»

Даша сидит на борту теплохода и томно листает глянцевый журнал. Камера наезжает на красочные страницы… Ба, да ведь это же «Атмосфера»!

Дело происходит на съемках нового художественного фильма «Одни, без ангелов», который выйдет на экраны в конце этого года. У Дарьи Мороз — роль очаровательной девушки из провинции, которая неожиданно становится поздней любовью, этакой «лебединой песней» главного героя (Анатолий Васильев).

Даша: «Мне этот фильм безумно интересен именно из-за великолепного актерского состава. Я работаю вместе с Олегом Табаковым, Раисой Рязановой. Постоянно „подглядываю“ и за Олегом Павловичем Табаковым, и за Анатолием Александровичем Васильевым. Это просто здорово!»

— Ну, с Олегом Табаковым у тебя же не первая совместная работа. В театре ты даже «засветилась» в роли его любовницы — я имею в виду спектакль «Амадей» на сцене МХАТа…

Даша: «Но на съемочной площадке мы с Олегом Павловичем встречаемся впервые!»

Партнеры у Дарьи за ее двадцатилетнюю актерскую карьеру были самые что ни на есть звездные. Алексей Петренко на съемках «Фортуны» заботился о ней как о собственной внучке (после одного из фестивалей, где известный актер не отходил от Даши ни на минуту, в прессе ее так и окрестили: внучка Петренко). Евгений Сидихин, с которым Даша снималась в сериале «Саломея», водил ее на все кинопремьеры, а вечерами «выгуливал» по городу. Олег Табаков сначала предложил ей сразу две роли в спектакле «Песочный человек» по Гофману в своей «Табакерке», а потом доверил ведущую партию уже на сцене МХАТа в постановке «Ю».

— Дарья, а у тебя никогда не было мыслей, что как-то слишком гладко складывается твоя карьера?

Даша: «Мне вот тоже так кажется! Я даже иногда думаю: черт, может, придумать себе какую-то внутреннюю сенсацию? Наверняка эта гладкость кого-то раздражает. Именно поэтому я сейчас пошла учиться на продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров — ну так, на всякий случай, для перестраховки. А вдруг эта гладкость когда-нибудь закончится?»

— Даже как-то неловко рядом с тобой себя чувствуешь: ты такая правильная, такая целеустремленная девушка.

Даша: «Да, я такая, не спорю».

— Неужели ни разу не говорила себе: гори оно все синим пламенем, я сегодня всю ночь «зажигаю»?

Даша: «Я, конечно, могу иногда оторваться: пойти с друзьями на день рождения или всю ночь танцевать до тошнотиков на дискотеке. Но моя профессия — к сожалению или к счастью — не так часто дает мне повод расслабиться. Я каждый вечер думаю о том, что завтра мне нужно „лицо“ — поэтому не могу выпить больше определенного количества. Постоянно в голове сидит мысль, что я должна хорошо выглядеть — поэтому я спокойно отказываюсь от лишнего куска пирога. Это — атрибут профессии. Да и не очень-то я люблю все эти шумные тусовки. Мне гораздо интереснее посидеть с друзьями на кухне, когда можно разглядеть глаза сидящего рядом с тобой человека, поговорить на такие темы, которые за грохотом дискотечной музыки просто не будут расслышаны. Я, наверное, в этом смысле совершеннейшая зануда. У меня в доме должно быть идеально чисто, мое время расписано на месяц-другой-третий вперед. Я так привыкла, мне так удобно».

— И ничто не может тебя вывести из состояния равновесия?

Даша: «Только дела сердечные. Вот уж где нет никаких правил. Я могу уйти в такой отрыв, что мало не покажется!»


В Глушь, в деревню

От проблем целеустремленная девушка Даша Мороз сбегает в Глушь. Это то самое родовое имение, где когда-то ее папа доказал родственникам будущей жены серьезность своих намерений. Позже дом, который строил молодой актер Юрий Мороз, помогала доводить до ума и сама Даша.

Даша: «История нашего родового имения довольно забавная. Мой дедушка по маминой линии обожал путешествовать по стране на машине. Садился в свой «жигуленок», брал с собой мою маму и ее старшего брата Сашу, и ехали они куда глаза глядят. Как-то остановились переночевать в деревне Глушь: просто потому, что деду понравилось название. Когда он утром вышел из палатки и посмотрел вокруг, то лишь вымолвил: «Все, я хочу здесь жить».

По советским законам приобретать землю в собственность было запрещено. Поэтому дедушка Даши тайком от властей построил за деревенской баней даже не дом, а так, небольшую избу. Все мастерил собственными руками, до последнего гвоздика.

Даша: «А уже позже наше родовое поместье начало разрастаться — по мере того, как росли дети, а потом внуки. Сначала появился второй этаж у избы, потом — второй дом, еще позже — баня. Никаких наемных строителей мы не признавали: все делали только сами. Я вот тоже приколачивала доски к потолку второго этажа. Глушь — действительно потрясающее место. В десяти метрах от участка — озеро, меня там учили плавать. Вокруг — густые леса, где полно грибов и ягод. Приезжая туда, ты будто отключаешься от всего мира. Два дня побудешь, и весь негатив, накопленный в городе, куда-то улетучивается».

— То есть если у тебя будет выбор — поехать отдыхать в Глушь или в Париж, ты выберешь…

Даша: «Наверное, Глушь. Хотя вот в этом году даже плотный график работы не помешал мне совмещать и Глушь, и Париж».

А еще, несмотря на загруженность, Даша на целый день уехала со съемочной группой «Атмосферы» на Москву-реку. Часа через три непрерывной фотосъемки вся ее «морозистая» серьезность куда-то улетучилась. Как она носилась по пляжу, перепрыгивая через загорающих на шезлонгах ленивых москвичей, мы запомним надолго!

Я наблюдала за ее пируэтами и неожиданно поймала себя на мысли: «Господи, какой же она еще ребенок. И как много успела прожить и пережить в свои двадцать лет».


Папина дочка

С той страшной ночи прошло больше четырех лет. Но Даша до сих пор старательно обходит эту тему в своих интервью. Да и что говорить? Достаточно почитать скупые милицейские сводки, чтобы понять весь ужас шестнадцатилетней девочки, вдруг обнаружившей, что ее мамы, которая была лучшим другом, мамы, которая создавала в доме неповторимый покой и уют, ее самой лучшей в мире мамы нет в живых.

«В ночь на 27 февраля 2000 года в одинцовскую ЦРБ была доставлена Марина Левтова. Снегоход, на котором каталась актриса, на большой скорости врезался в дерево. Медики обнаружили у нее множественные ушибы и переломы, а также серьезную открытую черепно-мозговую травму, которая и стала причиной смерти».

Последней о трагедии узнала Даша. Она тоже была пассажиром этого снегохода, но, хотя и сильно пострадала, выжила.

Сначала, когда она очнулась в больнице, от нее пытались скрывать самое страшное. «Мама в другой больнице, все будет хорошо», — успокаивал Дашу отец. Перед ним стоял серьезный выбор: ведь тогда даже врачи не брались предугадать, как может отреагировать девочка на кошмарную новость. Но в день похорон молчать уже было нельзя.

Даша: «Конечно, я — папина дочка. Ведь именно папа воспитывал меня последние годы. У нас с ним потрясающие отношения, которые начинаешь ценить, глядя на других пап и дочек. Да, мы можем поспорить и поссориться, но тем не менее у нас полное взаимопонимание».

— Тарелками во время ссоры можете пульнуть друг в друга?

Даша: «Не-е-ет! Если мы вдруг поссоримся, то оба впадаем в кому и начинаем громко молчать. Но потом все это как-то рассасывается: обсудим проблему и опять придем к гармонии».

— Твой папа — известный режиссер, ты советуешься с ним по поводу своих ролей?

Даша: «Конечно, советуюсь. Иногда даже даю почитать сценарий. Когда в семье есть режиссер, которому ты полностью доверяешь, это очень удобно. Иногда он буквально несколькими штрихами помогает мне войти в образ. Например, папа ездил со мной в экспедицию на съемки фильма „Дикарка“ — я там играла главную роль вместе с Сергеем Шакуровым. И в какой-то момент папа подсказал: „Может, тебе всю сцену играть, не поднимая глаз?“ И у меня как будто все встало на свои места. А еще я часто отталкиваюсь от внешнего облика персонажа. Так было в фильме „Женщины в игре без правил“, который снимал папа, а я играла этакую простушку-дурнушку. Папа придумал сделать на голове халу из волос, которую не снимали даже в те моменты, когда моя героиня спала. И вот эта хала плюс ядовитый макияж, красные ногти, блестящие заколки мне ужасно помогли».

— А в быту ты с ним советуешься? Я слышала, что даже свой гардероб ты составляешь под чутким отцовским руководством?

Даша: «Нет, сейчас этот период уже закончился: дети-то растут, и я в том числе. Конечно, когда где-нибудь за границей мы вместе заходим в магазин, я могу поинтересоваться его мнением. Но свой стиль я сегодня формирую абсолютно самостоятельно. Мне кажется, что он уже привил мне определенный вкус в подборе гардероба, косметики, предметов интерьера, и мы с ним в этом плане очень совпадаем. Я ему показываю что-то уже постфактум, и ему, как правило, все нравится».

— Обычно папы очень ревнуют своих дочек к потенциальным мужьям. Как у вас?

Даша: «И он ревнует тоже. У нас раньше даже была дежурная шутка. Папа говорил: „Знаешь, какой у меня самый страшный сон? Выхожу я утром из спальни, а по квартире ходит мужик в трусах. Чужой!“ Но сейчас эти шутки закончились. Папа понимает, что у меня должна быть своя личная жизнь (и она есть!), что в какой-то момент я выйду замуж, рожу ребенка. Он воспринимает это нормально, хотя по-своему переживает. Конечно же, он хочет, чтобы у меня был самый лучший, самый прекрасный мужчина, этакий принц на белом коне!»

— Но проверок не устраивает?

Даша: «Боже упаси, он же адекватный человек! Хотя я помню, как папа рассказывал историю из своего жизненного опыта. Когда они с мамой уже поженились и в первый раз приехали к маминым родителям в Питер, дедушка Витя очень переживал: как же так, его единственная дочь — и с чужим мальчиком? Так что это вечная проблема отцов и дочерей».


Чудеса телепатии

У взрослых дочерей и их молодых отцов есть еще одна извечная тема для конфликтов: когда семейный дуэт превращается в трио. Два года назад Юрий Мороз женился во второй раз. Его супруга — актриса Театра имени Пушкина Виктория Исакова.

Познакомились они во многом благодаря Даше. Если бы ее не пригласили на главную роль в «Дикарку», если бы отцу не надо было сопровождать дочь во время съемок, если бы неподалеку от места действия режиссер Роман Козак не стал репетировать свою «Лесную песню» с Викой в роли Мавки — этого брака могло и не случиться.

Юрий как-то посетовал, что Даша, конечно, очень болезненно воспринимала появление новой женщины в жизни отца. Но если вы скажете об этом самой Дарье, ее взгляд ускользнет куда-то в пустоту: «Мне важно, чтобы папе было хорошо».

— Да, конечно, именно так и должна отвечать хорошая дочь. Но часто ведь чувства не поддаются логике…

Даша: «Но я же не буду сейчас откровенничать на столь личные темы. Скажу только одно: в этом смысле сложности существуют всегда. Наверное, это нормальная дочерняя ревность. Но тем не менее я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Жизнь ведь продолжается — с ее сложностями и с ее прекрасностями. Главное не то, что думаю я по этому поводу, а то, что считает важным папа. Это его жизнь и его выбор».

Наверное, между ними действительно существует какая-то телепатическая связь. Именно в тот момент, когда Даша явно замялась, не зная, как бы ей поделикатнее уйти от неуютной темы, ее мобильный телефон разразился победной мелодией.

— Да, папа, это я. Нет, сейчас не могу, я занята на фотосессии для журнала «Атмосфера». Но вечером свободна: давай вместе поужинаем?