Архив

Птичку жалко

Сейчас трудно представить, что в Москве XXI века — века компьютеров и мобильных телефонов, жесткой и жестокой конкуренции, олигархов и магнатов, миллионных состояний и нищенской зарплаты — еще существуют романтики. Причем романтики-голубятники, которые разводят птиц не ради наживы, а для удовольствия, из-за простой любви к ним. Тем не менее они есть, и новый четырехсерийный телефильм «Одинокое небо», который выйдет на отечественные экраны осенью этого года, как раз о таких немного наивных, но честных и добрых людях. О голубятниках.

9 августа 2004 04:00
1280
0

Сейчас трудно представить, что в Москве XXI века — века компьютеров и мобильных телефонов, жесткой и жестокой конкуренции, олигархов и магнатов, миллионных состояний и нищенской зарплаты — еще существуют романтики. Причем романтики-голубятники, которые разводят птиц не ради наживы, а для удовольствия, из-за простой любви к ним. Тем не менее они есть, и новый четырехсерийный телефильм «Одинокое небо», который выйдет на отечественные экраны осенью этого года, как раз о таких немного наивных, но честных и добрых людях. О голубятниках.



…На краю Москвы располагается кооператив «Соломенная сторожка». Людей разных возрастов и разных профессий — пенсионеров Захарыча (Валерий Баринов) и Фомича (Александр Пашутин), фельдшера Бориса (Андрей Мерзликин), музыканта Веревкина (Даниил Спиваковский), автослесаря Серегу Подкову (Анатолий Журавлев), участкового Пахомыча (Роман Мадянов), бизнесмена Пал Палыча (Александр Клюквин) и поэта Костика (Велимир Русаков) — объединяет любовь к голубям. Все свободное время они вместе проводят на любимых голубятнях. Но кто-то богатый и сильный хочет снести «Соломенную сторожку», чтобы построить там завод. И авантюрист Затевахин (Олег Акулич), в прошлом тоже страстный голубятник, а теперь жадный и наглый тип, играет в этом темном деле далеко не последнюю роль, помогая таинственному дельцу, покусившемуся на участок земли. Однако сдаваться герои не собираются…

В тот день, когда «МК-Бульвар» собрался нанести визит съемочной группе сериала «Одинокое небо», с утра шел проливной дождь. Беспокоясь о том, что съемку отменили, мы тем не менее отправились в поселок Белая Дача, что недалеко от Люберец. В Подмосковье светило яркое солнце, и о дожде напоминали только лужи. Проплутав более получаса по размытым дорогам среди теплиц и строек, в кустах нашли секретную тропу, которая выводила прямиком на съемочную площадку. На большой местами вытоптанной поляне шел футбольный матч: взрослые мужики играли против молодых мальчишек. Над полем висел кран с камерой, которая то взлетала выше, то опускалась, то вертелась вокруг своей оси. «Стоп! Снято!» — откуда-то из-за высокой травы раздался голос режиссера Сергея Русакова. Мокрые от жары артисты поплелись к скамейкам.

«Да вы не представляете, как мы перепугались из-за дождя, — стала делиться с нами своими переживаниями ассистент режиссера по актерам и по совместительству его супруга Алие Субхи. — У нас на сегодня был заказан кран. А один час его проката очень больших денег стоит. Нам просто повезло, что тут весь дождь ночью прошел, а с утра солнце все высушило, и мы можем спокойно снимать». Пока актеры и съемочная группа готовились к съемкам очередной сцены, мы огляделись. Когда-то на этом лугу были действующие голубятни, но потом кто-то из владельцев уехал, кто-то умер, и остались тут стоять лишь пустые покосившиеся заброшенные домики для голубей. Киношники их отремонтировали и покрасили, поставили флюгер и лавочки, построили на лужайке беседку и шашлычную, притащили футбольные ворота, в общем, обжили пространство как могли. Голубей для съемок каждый раз приходилось покупать, потому что, покружив какое-то время над площадкой, они улетали в свои родные голубятни.

По сюжету герои любят по субботам погонять в футбол, а потом отдохнуть в беседке с пивом и рыбой. Как раз распитием пенного напитка и должны были сейчас заняться актеры. Анатолий Журавлев, только что устало сидевший на лавочке и сетовавший на то, что у него солнечный удар, вдруг резво подхватил тазик с бутылками «Жигулевского» и потащил его в беседку. Валерий Баринов и Александр Пашутин уже были там. Валерий Александрович обсуждал с режиссером сценарий, а Александру Сергеевичу приводили в порядок его лохматые космы, растрепавшиеся после игры. Пашутин — обаятельный дамский угодник — в знак благодарности игриво взял гримершу за руки и нежно поцеловал в ладошки. Пришедший Андрей Мерзликин угрюмо натянул на кепку капюшон и старательно отворачивался от фотографа, категорически отказываясь сниматься. Сценарий обсуждался с шутками-прибаутками и пивом: артисты не стали ждать, пока начнется съемка, и приступили к выпиванию уже заранее. Наконец, все диалоги и детали сцены были оговорены, и всех лишних попросили удалиться с площадки, то есть выйти из кадра. Кран с камерой снова взмыл вверх и полетел вокруг беседки.

В этот день снимались все сцены, для которых требуется кран, поэтому, отыграв «первую субботу», актеры приступили ко «второй». Для этого пиво было перелито из бутылок в трехлитровую банку, на стол поставлены кружки, убрана со стола газетная «скатерть», положена рыба, сиреневые цветы в вазочке заменены на белые, которые реквизитор нарвал тут же, недалеко от беседки, а актеры переодеты. Не изменилось только одно: Журавлев, Баринов и Пашутин так же продолжали пить пиво. «Раньше на „Мосфильме“ люди пиво из чая делали, — задумчиво заметил Валерий Александрович. — А мы настоящее пьем. Красота!»

За машинами съемочной группы, спрятанными в траве, тем временем развернулась полевая кухня. Все потянулись есть, лишь актерам на обед надо было заработать. «Пока все сцены в беседке не снимем, не отпущу», — стращал Сергей Русаков артистов. Лишь после четвертого дубля режиссер остался всем доволен и дал им передохнуть. Любаша, как ласково называют повара в съемочной группе, приготовила шикарный обед. «Это что за суп? Гороховый? Не, давай щавелевый. Ты ж понимаешь, мне гороховый нельзя», — шутил с Любашей Баринов, а та, в свою очередь, настойчиво предлагала артистам добавки.

За забором надрывно лаяли собаки: две милые дворняги, которым, видимо, очень хотелось вырваться погулять. «Там живет вдова одного голубятника. Одна из этих голубятен — его. Она говорит, что наш главный герой Захарыч внешне очень похож на ее покойного мужа, — продолжает делиться с нами Алие. — У нее там свое хозяйство, куры. Она иногда после обеда выпускает их побегать: мы тут кино снимаем, а у нас под ногами куры кудахчут».

Часам к четырем вечера на площадку приехал припозднившийся из-за московских пробок Олег Акулич. Переодевшись и получив текст, Олег пошел его учить. Он бродил по полю туда-сюда, периодически подходил к нам, с очень серьезным лицом, как будто сообщает о важной политической новости мирового масштаба, рассказывал анекдот и снова удалялся. «Мой герой Затевахин все время за всеми подсматривает, — честно доложил Олег, — вот так», — и Акулич полез в кусты. Изображая подглядывающего Затевахина, Олег устроил театр одного актера, рассмешив всех, кто был рядом. От усердия он даже испачкал о траву свои светлые брюки. «Представляете, в одном из моментов сериала Затевахин должен был петь, — открывала нам секреты Алие. — А по сюжету он не то что петь не умеет, у него вообще слуха нет. А у Акулича — абсолютный слух. То-то он намучился, когда режиссер просил его не попадать ни в одну ноту». В доказательство своего вокального таланта Олег затянул: «Как упоительны в России вечера…».

Режиссер в это время учил молодежь играть в футбол. Четверо мальчишек из массовки, которые играют друзей Костика, в жизни, оказывается, действительно приятели 16-летнего Велимира Русакова: они учатся в одном классе. И именно Виля осчастливил их, приведя на съемку: ребята не только в кино снялись, но еще и кое-какие гонорары за это получили. Поэтому мальчишки старательно и с большой охотой выполняли все просьбы Вильки и его отца-режиссера, так что крохотную сцену игры в футбол сняли за один дубль.

А Валерий Баринов в это время карабкался на голубятню. Как рассказала нам ассистент по актерам, в роли Захарыча у Валерия Александровича объединились две любви его жизни: футбол и голуби. Баринов не просто ярый болельщик, но и тренер футбольной команды Малого театра. И голубей он так же страстно любит с самого детства. Под веселый громкий свист и улюлюканье Валерий Баринов открыл дверцу голубятни и выпустил птиц на волю. Они мгновенно взмыли вверх. Сделав круг почета над съемочной площадкой, голуби устремились вдаль, превращаясь в крохотные белые точки на ярко-синем небе.

В Москве в тот день дождь шел практически не переставая, лишь над поселком Белая Дача светило яркое солнце, давая съемочной группе снять последние кадры сериала «Одинокое небо».