Пионерская правда
Его фильмы можно принимать и делать культовыми. А можно отвергать и язвить до изнеможения. Но нельзя спорить с тем, что их автор последователен и верен себе во всех неожиданных обстоятельствах. И мир подростка его интересует, пожалуй, куда больше взрослого космоса. «Нежный возраст» — еще одно тому доказательство. Это эпическая история в трех частях под не очень-то оригинальными названиями — «Идиот», «Отцы и дети», «Война и мир» — рассказывает о том, как непросто взрослеют московские дети конца 80-х — начала 90-х годов. Их детство, отрочество, юность — это Брежнев, Горбачев, Ельцин. Их игрушки — наркотики, ворованные машины и презервативы. Роль Ивана Громова, внука знаменитого летчика генерала Громова, и сочинил, и сыграл Дмитрий Соловьев, сын кинорежиссера. Картина только что завоевала «Золотую розу» — главный приз XII Открытого российского кинофестиваля в Сочи.
А мы разговариваем с Сергеем Александровичем на сочинском пляже за несколько часов до объявления результатов голосования жюри. Соловьев еще не знает, что анановской «Золотой розе» отныне цвести в его московской квартире.
— Сергей Александрович, почему все-таки шесть лет не снимали?
— Наверное, надо ставить вопрос так: почему шесть лет не выходили на экран фильмы? За это время я написал сценарий огромной картины — «Анны Карениной». Пошел подготовительный период, уже были утверждены все актеры — кончились деньги. Картину закрыли. Потом я начал еще один огромный проект — «Иван Тургенев. Метафизика любви» — о взаимоотношениях Ивана Тургенева и Полины Виардо. Уже была сшита масса костюмов — я даже успел снять треть фильма. Но опять кончились деньги, и картину снова закрыли. Поэтому это не моя вина, что шесть лет мои фильмы не выходили.
— C «Нежным возрастом» получилось иначе?
— Эту картину я сделал очень быстро — на все ушло около года. В основном благодаря железной воле, хватке и настойчивости нашего продюсера Никиты Михалкова. За это время мы не только нашли актеров, сшили костюмы и начали снимать, но закончили картину и даже выпустили на экран.
Кстати, я совершенно не собирался снимать Митю. Я хотел, чтобы он работал в качестве консультанта по быту. И полтора месяца был убежден, что должен собрать хороший ансамбль молодых артистов, которые разыграют эту историю. Господь меня просто спас от этого дела… Потому что, если бы эту историю «разыграть с хорошими артистами» — получился бы Розов начала ХХI века — опять «В поисках радости».
Той же ерундой я занимался по отношению ко второму герою — Леше Догаеву. Искал актера на его роль. Это было очень глупо. Настоящий Леша жил в соседнем подъезде, а я все пробовал артистов. Но это был тот уникальный случай, когда не нужны артисты, которые «хорошо играют.» Или «плохо.» Разницы никакой. Здесь вообще никто ничего играть не должен был (хотя в картине, на мой взгляд, замечательно играют артисты старшего поколения). Молодые же ребята просто подарили картине куски своей жизни и судьбы и ничего не изображают.
И вот через полтора месяца поисков артистов Никита Сергеевич поинтересовался: «Я не очень хорошо понимаю, чем ты занимаешься. Ты что, ищешь человека, который будет изображать Митю?» Предложил — сними его на фото и посмотри. И я снял десяток фотографий и понял — это то, что нужно.
Когда я понял, что Митю сыграет Митя, — тут стал складываться тот самый «ансамбль», о котором я говорил. И этого ужасного Догаева сыграл сам Догаев.
По жанру же у нас получился фильм-роман. Он охватывает огромную, самую важную, на мой взгляд, часть жизни человека — от 5 до 25 лет. А у кого-то — например, у Лермонтова — это почти вся жизнь. Человеческая жизнь — это все-таки симфоническое произведение, в котором много тем, мотивов, контрапунктически то сплетающихся, то расходящихся, чаще всего — навсегда…
— Вы довольны сыном как артистом?
— Я больше доволен «как артистом» Марчелло Мастроянни. На этом же месте у нас в картине должен был быть только Митя, и больше никто. К тому же он с десяти лет на съемочных площадках — начал на «Чужой Белой и Рябом» в Казахстане, потом была «Асса», к которой он как дизайнер сделал плакат. Потом — «Черная роза…» Потом — актерский ВГИКа.
— А вам не кажется, что если б «Нежный возраст» вышел лет пять назад — картина прозвучала бы более актуально?
— Нет. Мне кажется, что тогда этой картины вообще не могло быть. Если бы она была снята пять лет тому назад — это был бы злободневный скандальный телевизионный репортаж в рубрике «Не ваши ли это знакомые?» Для того чтобы картина случилась — она должна «стать воспоминанием».
Есть такое свойство того, что мы называем искусством кино. Должна быть дистанция. Должно пройти время. Должно настояться. Откристаллизоваться. Кино, в отличие от телевидения, обладает таким свойством…
— Ваш Митя — современный вариант советской «золотой молодежи»?
— Что такое «золотая молодежь» сегодня? Совсем не то, что вчера. Это картина о первом взрослом постсоветском поколении. Здесь нет людей «в рыночном шоколаде». Внук советского генерала и великого летчика уже не «золотая молодежь». На сегодняшний день генерал нищий и никому не нужный бомж. Это элитарная семья нынешних нищих. Я умолчал о том, как продавалась их квартира, как их при этом обманули. В принципе то количество удивительных историй, которые мне рассказал Митька, хватило бы на стосерийную «Санта-Барбару». Я взял самые невинные.
Вот такие у нас «преображения». А «золотая молодежь» сейчас обитает совсем в другом месте.
Кстати, «Митя Соловьев» отсутствует в фильме. Есть Ваня Громов. Митя сказал мне: я не хочу ни рассказывать о себе, ни писать о себе. Ему было легче рассказывать о другом человеке. Так появился Ваня Громов — собирательное лицо.
— Неужели все истории в картине реальные — например, соблазнение учительницы прямо в классе на столе с реактивами?
— Если бы все они были реальные —было бы документальное кино, разыгранное артистами. Но это художественное кино. Надеюсь, что в широком смысле слова. Что касается этой сцены… Догаев был у них даже не второгодник, а третьегодник. Когда ребята пришли в шестой класс — им всем было по 13 лет, а Догаеву было 16. И роман с учительницей действительно был длительный, большой, и все это чистая правда. Как и то, что, когда он потом сидел в многочисленных дурдомах, единственный человек, кто ходил его навестить, была эта самая учительница — правда, не химии, а младших классов.
Так что вся эта мифологическая история не мифологична. А я бы так хотел, чтобы она была мифологична… Потому что другая догаевская линия — родственная, бандитская — завершилась, увы, накануне премьеры. И трагически — Леша погиб…
— Вы считаете, что «перестроечное» время действительно более жестокое к «нежному возрасту», чем советское?
— Да. Рассказывали, что в свое время Чухрай пришел с фронта и ходил по ВГИКу два года в шинели… А сокурсники смотрели и думали: что же видела эта шинель? Вот у меня такое же уважительное и сострадательное отношение к этому молодому перестроечному поколению.
Митины сверстники же стопроцентно военное поколение, вне зависимости от того, были ребята в Чечне или нет… Из его класса в живых осталось пять-шесть мальчишек! Все остальные погибли. Поумирали, сошли с ума, отравились наркотиками. И все это на престижном Юго-Западе столицы с дипломатическими домами. Именно этот элитный район при криминальном разделе Москвы когда-то достался чеченцам…
То, что мы с ними выкинули на этот раз, на этом историческом повороте, — это вообще за гранью добра и зла.
Просто те войны имели название — а эта еще названия не имеет. Это — война живого поколения за собственную жизнь.
— Но выбор всегда есть, Сергей Александрович. К примеру, вашему Мите нужна работа именно на две тысячи долларов, а не рублей…
— Да нет! Не в долларах одних дело! Они ощутили себя абсолютно ненужными. Вот и все. Поэтому лучше за две тысячи долларов быть ненужными. И потом они же видят по телевизору, как один, допустим, из руководителей государства в один, допустим, день ворует по миллиону долларов! А он должен ишачить на этого «привилегированного» за двести рублей? Тогда он должен бы сказать себе: да, я раб, быдло и дурак. Ведь они же не слепые, не глухие — видят, в каких цифрах исчисляются доходы тех людей, которые вели их в светлое будущее…
— Эти ребята сравнивают себя с элитой…
— Ни с чем не сравнивают! Просто они не хотят быть рабами, быдлом и уродами. Не хотят, чтобы в них видели остолопов…
— А хотят — преступниками?
— Их общество ставит в такое положение: если хотите жить — становитесь преступниками, так как преступно все общество.
— Получается, Сергей Александрович, что вы снимаете с них всякую ответственность?
— Абсолютно. И полностью перекладываю ее на нас. Это мы, родители, увы, преступники, а не они.
— Но если б, к примеру, ваш Ваня—Митя был верующим человеком — случились бы с ним эти сомнительные истории?
— Во-первых, Митя верующий человек, и это видно по фильму. Просто мы привыкли, что верующий должен стоять со свечкой в телевизоре и преданно выглядывать из-за плеча «вновь обращенного» олигарха…
— Наверное, все-таки не в телевизоре, а в храме…
— Ну в храме. А на самом же деле вера — это еще более интимное отправление человека, чем все остальные. Она требует совершенно личного целомудренного одиночества. Понимаете? Поэтому снимать сцену в храме и то, как он, допустим, истово крестится, мне совершенно не было нужно. Для верующего человека попытка жизни — это попытка познать в себе веру.
А возраст подростка — самое тяжелое время, самое страшное. Есть ощущение, что «все места в мире уже заняты». На самом деле это не так. И следует просто определить, найти свое место, свою нишу. И с чувством собственного достоинства считать эту нишу своей и больше ничьей.
— Ваш голос звучит в картине наравне с Митиным…
— Это не «папины комментарии». Это просто двойственность ощущения взрослого и взрослеющего голоса — я хотел, чтобы она была. В ней стереоскопичность происходящего. Мне было важно уйти от фальшивого лиризма исповеди человека, который совсем не хочет исповедоваться. Единственное, чего не хотел Митя в этой картине, — это исповедоваться. И все мои попытки поглубже разобраться в некоторых вопросах личных взаимоотношений он пресекал на корню.
Так что фундаментальные ценности «нежного возраста» мы честно поделили на двоих. В частности, в барабан Митя не падал — падал я. И падал в Мариинском театре, о чем я просил рассказать Гергиеву. Эту историю, видимо, он оценил и любезно разрешил проделать то же самое из той же директорской ложи на том же самом спектакле с головинскими декорациями.
— А еще там есть интересный кадр, когда на Митю падает плита…
— Не плита, а большой ящик с боеприпасами. Поставили Митю — его заранее каскадеры тренировали, чтобы сразу не сломались шейные позвонки. Над ним поставили большой кран. С него и скинули облегченный ящик. Без дублей. Это было действительно больно. Но Митя выдержал…
— Обычно вы снимаете такими мощными трилогиями. А этот фильм стоит особняком…
— Это как бы необходимый комментарий к последней трилогии о веселье и хмеле свободы. Уравновешивающее послесловие. Или постскриптум, который определяет, сколько стоила эта свобода. На мой взгляд — безумно дорого. Бессмысленно дорого. И заплаченная цена кажется неразумной. Но тем не менее она заплачена.
…Мне доставило странный род удовольствия — и очень большого, когда я вдруг осознал в себе какую-то странную свободу «быть ни за кого». Ни за левых, ни за правых, ни за коммунистов, ни за демократов, ни за зеленых, ни за красных, ни за желто-коричневых. Я сам за себя, за своего сына, за здравый смысл…
И пошли все в конце концов к едреной маме со всеми своими «взглядами и концепциями»! Ни один концепт меня не убеждает! Ну вранье! А настоящее лежит в так называемой параллельной жизни. Что это такое? У нас есть одна видимая жизнь — для социума. Например, работа. Но мы уходим с нее и оказываемся в той самой реальной жизни, которая ведется параллельно социальной. Это принципиально неконцептуальная жизнь, совсем по другим законам устроенная, главная и единственная. Это тайная жизнь личности. Вот этой второй параллельной жизни и нужно доверять. Чем утонченней, чем изощренней мы будем осторожнейшим образом вводить в наш социум элементы этой настоящей, параллельной, тайной жизни, — тем этот социум будет хоть как-то очеловечиваться.
— Нет желания доснять продолжение?
— Там действительно осталось такое количество превосходных историй! Может быть, и сериал. Но Митя не хочет использовать эти истории. Я ему уже говорил: пока «Нежный возраст» на слуху — его можно пробивать и эксплуатировать. Но он не хочет.
А я… не то что доволен… Просто в картине я сделал все, что хотел. Ни больше и ни меньше. И мне никто не помешал. И никаких у меня не было трудностей. И ничего не хотел бы переделать. Вот перед вами картина — какая есть. Я счастлив, что ее снял.