Архив

Московские каникулы

Примерно столько же времени хранила молчание, наотрез отказываясь от встреч с журналистами. После шести лет добровольного затворничества Галина Беляева вновь появится на экранах — осенью состоится премьера фильма «Они танцевали одну зиму», где она играет главную роль. А накануне показа первое свое интервью актриса дала «Атмосфере».

1 сентября 2004 04:00
1347
0

Примерно столько же времени хранила молчание, наотрез отказываясь от встреч с журналистами. После шести лет добровольного затворничества Галина Беляева вновь появится на экранах — осенью состоится премьера фильма «Они танцевали одну зиму», где она играет главную роль. А накануне показа первое свое интервью актриса дала «Атмосфере».



Торжественный проход Галины Беляевой по парадной лестнице снимали с шести камер. Съемочную группу «Атмосферы» дублировали еще как минимум пять «видеопиратов» — это иностранцы, живущие в отеле «Украина», вдохновились красотой главной героини и на всякий случай запечатлели эпизод для своих домашних архивов.

В это трудно поверить, но Галина почти не изменилась с тех пор, когда она кружилась в вальсе под пронзительную музыку Евгения Доги и Олег Янковский носил ее на руках. Те же нежные девичьи черты лица, та же беззащитная детская улыбка, та же робость миндального взгляда, та же грация — врожденная, генетическая. Она похожа на испуганного олененка. И еще (о, это редкий тип женщин!): когда она опускает глаза, ее ресницы отбрасывают тени — длинные, прозрачные стрелы…

Когда в далеком 1978 году юная балерина из провинциального Воронежа появилась на киноэкранах в роли Оленьки Скворцовой из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», ее тут же окрестили «российской Одри Хепберн». Поэтому когда мы договаривались с Галиной Беляевой о фотосессии, у нас не было никаких сомнений — в каком стиле ее снимать. Шестидесятые годы, «бабетта» на голове, озорная челка, струящиеся платья — и пусть с момента ее кинодебюта прошло уже четверть века, она и сегодня так же юна и чиста. С возвращением, моя прекрасная леди.


Плакала береза…


Как и Одри Хепберн, о карьере актрисы Галина Беляева не мечтала, грезам о кино предпочитая занятия в танцевальном классе. Именно там, у балетного станка, каждая из них встретила свою судьбу — человека, который полностью изменил их жизнь.

Одри Хепберн на уроках у известной преподавательницы танцев Сони Гаскелл случайно познакомилась с режиссером Чарльзом ван дер Линдтом. Тот пристроил будущую звезду в фильм «Смех в раю», и хотя роль была небольшая, да и картина — не особо удачна, именно с нее у Одри началась дорога к славе.

Галине Беляевой ее «крестный отец» в кино подал весточку через посредников. Режиссер Эмиль Лотяну полгода тщетно искал актрису на главную роль в свою новую картину «Мой ласковый и нежный зверь». Его ассистенты объезжали города и веси в надежде встретить девушку, чем-то похожую на Одри Хепберн, Татьяну Самойлову и Людмилу Савельеву одновременно. Галина тогда училась в Воронежском хореографическом училище. Однажды она заметила нечто странное: куда бы она ни пошла, ее повсюду сопровождала таинственная незнакомка. В какой-то момент Беляева не выдержала и спросила: «Почему вы меня так разглядываете?» Девушка оказалась ассистентом Эмиля Лотяну. Позже режиссер рассказывал, что при личной встрече воронежская балерина показалась ему не вполне убедительной — и зажималась во время репетиций, и взгляд ее косульих глаз казался блеклым. Но — все до того момента, пока не включилась камера: после слова «Мотор!» Галина Беляева неожиданно для всех превратилась в Оленьку Скворцову.

Галина: «Конечно, съемки в фильме „Мой ласковый и нежный зверь“ — это счастливый случай. Но почему-то мне кажется, что в жизни любого человека может произойти такое чудо. Главное, быть к нему готовым».

Съемки стали для застенчивой девочки сущим испытанием. Галина до сих пор вздрагивает, когда видит такой, например, эпизод: ее Оленька бежит по лесу, а потом падает, скользя гибкими руками по стволу березы.

Галина: «Эмилю Лотяну хотелось романтики в этом кадре, он требовал, чтобы я соскальзывала по дереву очень плавно. А у березы, между прочим, кора грубая и бугристая. Помню, у меня все руки были в крови. Мы сняли пять или шесть дублей, а до этого — столько же репетировали, и в итоге получилась именно та картинка, которой добивался режиссер».

Еще Галя очень робела в окружении маститых актеров. Нет, ее, конечно, все поддерживали, холили и лелеяли. Но даже невинная шутка заставляла ее густо краснеть и стыдливо опускать глаза. Взять хотя бы Олега Янковского, с которым она должна была целоваться на виду у всей съемочной группы. Известный актер перед съемкой этого эпизода решил подбодрить юную партнершу: «Галка, а ты вообще когда-нибудь целовалась?» И все, Беляева впала в ступор… Пришлось долго ее утешать, прежде чем она снова смогла встать в кадр.

Даже после успешной премьеры она не изменилась — осталась все той же застенчивой девочкой из российской глубинки. Галина, которая сегодня объехала полмира, с улыбкой вспоминает свой первый зарубежный вояж. Тогда ее поселили в шикарной гостинице в центре Парижа. Однажды утром в номере-люксе раздался стук. В ужасе — не приснился ли ей весь этот шик и блеск — Галя забилась под одеяло. Вскоре в замке провернулся ключ, и в номер вошел чернокожий официант в белых перчатках. В руках у него был поднос с завтраком, который гарсон попытался поставить на кровать юной леди. «Ноу, ноу!», — закричала Галина, зачем-то закрывая руками лицо: слишком необычным был и этот номер-люкс, и утренний завтрак, и Париж вообще. Официант, кажется, так и не понял, чем он так испугал постоялицу.

Галина: «Снявшись в первой картине, получив много лестных эпитетов в свой адрес, я продолжала считать себя прежде всего балериной. Кто знает, что победило бы — балет или кино, если бы не моя большая любовь».

Большая любовь — это режиссер фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиль Лотяну. Уже к моменту выхода картины на экраны они стали мужем и женой, а вскоре у них родился сын — Эмиль Лотяну-младший.

— Ваша мама не упала в обморок, узнав, что ее шестнадцатилетняя дочь выходит замуж за человека, который старше на двадцать четыре года?

Галина: «Конечно, для нее это было большим потрясением. Да что мама?! Если бы мне самой в первый день съемок кто-то сказал, что этот седой сорокалетний мужчина будет моим мужем, я бы ни за что не поверила».

Лотяну тогда сделал все, чтобы «влюбить» в себя юную актрису. Читал стихи, дарил роскошные подарки, знакомил с интересными людьми. И каждую секунду давал понять: она — Богиня.

Галина: «На самом деле я вовсе не считаю, что во мне той, шестнадцатилетней, присутствовало что-то необыкновенное. Но у Эмиля Лотяну был дар: он с каждой женщиной общался как с королевой. И так же снимал в своих фильмах. Он умел восхищаться женщиной, умел внушить ей, что она — самая красивая. Моя дочь Аннушка, когда познакомилась с Эмилем Владимировичем, была от него без ума. Потому что он буквально каждую минуту повторял ей: «Какая ты красавица!»

Сам режиссер любил шутить: «Я всегда брал драгоценные камни сложной фактуры. Но бриллианты не играют в чужих руках». Поэтому талант молодой жены он огранял лично. Видя, как Галина тоскует по балету, он решился на съемки биографического фильма о легендарной танцовщице Анне Павловой. С Галиной Беляевой в главной роли. Причем большинство балетных партий Галя должна была танцевать сама.

Галина: «Мне безумно хотелось сыграть эту роль. Анна Павлова даже снилась мне по ночам. Она ведь действительно легендарная балерина. Критики того времени в один голос называли ее божественной. Она во время танца на несколько секунд буквально зависала над сценой. Будто парила. Никто не мог понять, как это возможно. Пытались найти какие-то разумные объяснения, разложить все по полочкам: вот, мол, у нее нога идеальной формы, очень тонкая щиколотка, и это позволяет ей делать такой сильный толчок. Но чудо ведь нельзя растолковать…

К съемкам готовились основательно. Мы связались с «Обществом Анны Павловой» в Лондоне (она жила там в эмиграции), которое очень помогло нам с материалами. Я целыми днями смотрела съемки ее выступлений, читала воспоминания современников о ней. Часами репетировала в Театре Станиславского и Немировича-Данченко с прекрасными педагогами".

— И тем не менее за этот фильм вам сильно досталось от критиков…

Галина: «Больше всех возмущались представители Большого театра — из-за того, что мы не посоветовались с ними. Конечно, мне это было неприятно — ведь в ту работу мы вложили столько души, сил и времени. Но, с другой стороны, я видела, что зрители фильм полюбили. А делали мы его именно для них, а не для критиков. С „Анной Павловой“ мы объехали весь Советский Союз. Когда я шла со сцены по зрительному залу, люди целовали мне руки, надевали кольца, вручали какие-то подарки. Так что пусть оценивают этот фильм как угодно, но сегодня, спустя годы, понимаешь: так уже никто не снимает».




Платоническая любовь


Биографы Одри Хепберн пишут: «После второго брака с итальянским доктором актриса почти перестала сниматься. Это замужество принесло ей второго ребенка, но так и не принесло женского счастья».

Галина Беляева, прожив с Эмилем Лотяну пять лет, встретила другого мужчину. Правда, сегодня актриса предпочитает о нем не говорить. Только замечает скупо: он был доктором по профессии и отцом ее второго ребенка, Платона.

Отношения с мужем практически сошли на нет, когда сын появился на свет. Супруг оказался очень ревнив, устраивал сцены по любому поводу. И Галина, подхватив обоих сыновей, ушла в пустоту.

Галина: «Еще когда я была беременна, стало понятно, что мы скоро расстанемся. Осознав, что не смогу жить с этим человеком, я была в панике. Мама мне тогда говорила: „Галя, как ты можешь рожать второго ребенка, ведь у тебя все так зыбко?“ Но я твердо знала, что раз мне бог дал этого ребенка, то даст возможность и вырастить его. И сегодня я так счаст-лива, что у меня есть Платон».

— С Лотяну вы продолжали общаться? У вас ведь рос сын…

Галина: «Конечно, общались. И когда Эмиль Владимирович ушел из жизни, для нас с сыном это было большой потерей».

— Не поверю, что вы ни разу не впали в отчаяние: одна с двумя маленькими детьми на руках…

Галина: «Конечно, все было — я же живой человек. Почему-то хорошо помню один случай. Я только что выстирала целую ванну белья, пошла развешивать все на улицу. И вдруг веревка рвется, и мои сияющие белизной постирушки падают в грязь. Тогда у меня вырвалась фраза: „Так тебе и надо!“ И стало как-то легче: мол, сама во всем виновата. Да, конечно, отчаяние накатывало. Но я с собой боролась, я хотела быть сильной».

И еще она всегда знала: не стоит корить судьбу. Надо просто верить, что все будет хорошо. И если верить самозабвенно, то придут и новые роли, и новые друзья, и тот, кто подставит крепкое мужское плечо и назовет любимой.




Зигзаг удачи


Фильм, с которым Галина возвращается на большой экран, в чем-то автобиографичен. Только не говорите об этом ее мужу, Сергею. Главная героиня картины «Они танцевали одну зиму» — бывшая балерина, преподающая азы танца молоденьким девчонкам. Она влюбляется в мужчину, который младше ее, и совершенно теряет голову.

Галина: «Вообще-то Сергей очень не любит, когда я рассказываю о нем. Но он, как и мой возлюбленный в фильме, тоже младше меня. Что в свое время меня очень сильно останавливало. Я ему постоянно говорила: „Сережа, ты такой молодой, ты еще обязательно встретишь девушку своего возраста, а у меня — двое детей, это все не так просто“. Конечно, я боялась брать на себя такую ответственность. В то время, когда мы познакомились, он был еще несостоявшимся человеком, учился на втором курсе МГУ. Я все время сомневалась: а может, у него всего лишь юношеская влюбленность, влечение? И это полностью заслуга Сергея, что он заставил меня поверить в серьезность наших отношений. Вот я прочитала одну статью про Мэла Гибсона — кстати, в журнале „Атмосфера“, — и он на вопрос о том, что такое любовь, ответил: „Это — жертвенность“. В Сереже тоже есть эта черта. Я почувствовала, что он готов жертвовать своими интересами ради меня, семьи, детей. Это мужчина, который нас любит и который готов взять на себя ответственность. Однажды он сказал: „Я стану тем, кем ты хочешь, и тебе никогда не будет за меня стыдно“. И начал заниматься бизнесом».

— В Театре имени Маяковского, где вы работаете много лет, рассказывают какие-то совершенно потрясающие истории о вашей любви: и как Сергей закидывал вас цветами, как писал признания на асфальте…

Галина: «Ой, много было историй разных. Сережа способен на безумные поступки. Особенно это проявлялось в молодости. Да — и цветами закидывал, и ночами кричал под окнами: «Я тебя люблю».

— Вы долго сопротивлялись?

Галина: «Мы поженились только через год после знакомства. Помню такой смешной эпизод. Сережа спросил у Эмиля: „Можно мы с твоей мамой поженимся?“ А Эмиль, которому тогда было девять лет, очень серьезно ответил: „Нет, дружить — дружите, а жениться не надо“. И я тоже повторяла Сергею, что мы можем просто встречаться. Но он настоял на своем. Сначала мы обвенчались, а потом оформили отношения в загсе».

Сергей и Галина живут вместе уже пятнадцать лет. Сбежали от городской суеты за город, снимают уютную дачу в подмосковном поселке. У них родилось двое детей — дочке Аннушке сейчас одиннадцать, а сынишке Маркелу — пять лет. Разница в возрасте у старшего Эмиля и младшего Маркела — девятнадцать (!) лет.

— Каким отцом показал себя Сергей?

Галина: «Замечательным! Он очень нежный, внимательный. Много времени уделял старшим сыновьям. Если бы не он, не знаю, какими бы они выросли. Когда мы только познакомились, Сережа был стопроцентным максималистом: это — правильно, это — неправильно. И мы с ним довольно часто спорили на эту тему. Я пыталась доказать, что жизнь — не только черное или белое, есть и нюансы. Сегодня Сергей, конечно, стал немного другим. Но все равно он — человек принципов и готов отстаивать их до конца. На мой взгляд, это очень мужское качество, которое он старается передать сыновьям».

— А вы — строгая мать?

Галина: «Конечно. Правда, ремнем я их никогда не шлепала, но дети всегда знали, что могу и рассердиться. Хотя обычно я стараюсь с ними договариваться. На мой взгляд, если нет контакта с ребенком, никакие наказания не помогут. Но, само собой, у нас возникали споры. Это не конфликты, а именно споры — каждый отстаивал свою точку зрения. Иногда мы не соглашались, расходились по своим комнатам. В этом плане очень полезны семейные походы в кино, в театр, а затем обсуждение увиденного дома. Смотришь на проблему со стороны — и вроде бы уже не сам даешь совет детям, а устами известного актера, режиссера».

— У ваших детей очень редкие, необычные имена…

Галина: «Платон назван в честь своего деда, Маркел — в честь прадеда по папиной линии. Дочь родилась первого августа, а седьмого августа — день праведной Анны. Поэтому мы не сомневались, какое имя ей дать. Ведь Анна звучит очень красиво и так по-русски. А еще мне нравятся имена, которые нельзя исказить. Эмиль, Платон, Маркел — надо очень постараться, чтобы их исковеркать».

— По характеру дети разные?

Галина: «Очень. Вроде все похожи на меня, но в каждом — своя, особенная черточка. Платон, средний, ему сейчас девятнадцать, более открытый, веселый, легкий. Я могу на него ругаться, а он уже через пять минут об этом забывает. А старший, Эмиль, наоборот, все очень глубоко переживает. Аннушка, хотя внешне похожа на меня, нравом пошла в папу. Она — сильная, упрямая, даже где-то упертая. Если чего-то хочет, обязательно добьется. Младший Маркел — дитя прогресса. Сейчас жизнь развивается более стремительно: когда я росла, мама купила телевизор только когда мне было десять лет. А Маркел уже в четыре года начал пользоваться мобильным телефоном. Мы ему купили дешевую сим-карту — все входящие бесплатно, — и он отвечает на наши звонки, знает все кнопочки, цифры. Наблюдать за детьми — самое большое счастье. Жалко только, что они так быстро растут».

— И старший сын, Эмиль, я слышала, уже живет отдельно от мамы, создал свою семью…

Галина: «Да и средний, Платон, все реже приезжает к нам за город. У него есть девушка. А Эмиль женат уже больше трех лет. С будущей женой он познакомился, когда ему было пят-надцать лет. С тех пор они постоянно вместе. У них хорошая семья, оба — целеустремленные, получили хорошее образование. Эмиль работает в крупной юридической компании, его жена — в банке. Я за них спокойна».

— И никто из детей не захотел пойти по стопам мамы?

Галина: «Разве что Платон. Он еще в раннем детстве вместе со мной сыграл в двух фильмах — в „Лермонтове“ ему доверили роль новорожденного поэта, а в „Юности Бемби“ он значился в титрах как „дитя человечес-кое“. Мне кажется, что подсознательно он хочет быть актером. Но, видя, как бедно живут мои коллеги, говорит: „Если бы мне платили хорошо, я бы подумал“. Как мужчина, он прекрасно понимает, что в будущем ему надо содержать дом, семью».

— Ну, а Аня — неужели она не мечтает стать актрисой?

Галина: «Представьте себе, нет. Я неоднократно задавала ей этот вопрос, мне кажется, у нее есть для этого все данные: она симпатичная, хорошо сложена. Но — не хочет. И я не настаиваю. Единственное, убедила ее, что девочке обязательно надо заниматься танцами — чтобы быть пластичной, грациозной, женственной. Я еще в детстве знала, что если у меня будет дочка, обязательно отдам ее в балетную студию. Аннушка иногда сопротивляется, не хочет заниматься, но ее возражения не принимаются».




Секрет ее молодости


Одри Хепберн, когда ее спрашивали о секрете красоты, отвечала очень обстоятельно: «Правило первое: чтобы губы стали соблазнительными, говори добрые слова. Правило второе: чтобы глаза сияли, излучай доброту. Правило третье: чтобы волосы были красивыми, позволяй ребенку проводить по ним пальчиками раз в день. И помните: красота женщины возрастает вместе с ее годами!»

Галина Беляева добавляет к этому списку свое наблюдение: мысль материальна, если ты хочешь быть счастливой — будь ею, дари людям радость и никого никогда не осуждай. Может, оттого интересные роли долгое время доставались другим актрисам — ведь сама Галина просто отходила в сторону?

— Кто-то скажет: ну, конечно, ей легко так поступать. У Беляевой муж — бизнесмен, поэтому она может запросто пожертвовать ролью…

Галина: «Да, сегодня мой тыл — это муж, который меня обеспечивает. Но все прекрасно знают, что с Сергеем у меня брак не по расчету. Ведь наши отношения развивались на глазах у всего театра. Но и до знакомства с ним, переживая не самые простые времена, я всегда могла отказаться от роли, если что-то не устраивало. В театре зарабатывала сто двадцать рублей и привыкла рассчитывать лишь на то, что имею. Я так воспитывалась с детства. Мама нас растила в одиночестве, денег постоянно не хватало».

— После небольшой роли в фильме «Ночной визит» вы шесть лет не снимались в кино. Чем занимались все это время?

Галина: «Просто жила. Изучала английский, научилась водить машину, играла в родном театре имени Маяковского, который я очень люблю. Он спасал меня в самые тяжелые минуты. Когда у меня были проблемы с жильем, мне помог с квартирой наш директор Михаил Зайцев. Сейчас у меня много работы в театре, Сергей Арцибашев дал мне возможность сыграть такие роли, о которых я и не мечтала. Например, Агафью Тихоновну в „Женитьбе“. Ведь раньше меня воспринимали только как романтическую героиню, а здесь я впервые предстаю как характерная актриса… Ну, а все свободное время я посвящала семье. Каждый день был чем-то наполнен, скучать не приходилось. Мне вообще кажется, что депрессию придумали лентяи».

— Зачем вы учили английский язык?

Галина: «Чтобы не отставать от жизни, от своих детей. Мои старшие сыновья Эмиль и Платон хорошо знают язык. Младшие, когда есть возможность, посещают летнюю языковую школу в Лондоне».

— А я думала, что вы готовили себя к карьере в Голливуде. Лет десять назад писали о ваших съемках в какой-то американской картине, но вот фильма я так и не увидела…

Галина: «Просто вместо меня снялась другая актриса. Это долгая история: для картины „Бегущий по льду“ был собран международный состав актеров. Все съемки проходили в Архангельске. Вот только незадача: продюсером фильма был американец одесского происхождения, который экономил на копейках. Долгих два с лишним месяца мы работали в жутких условиях — ели только картошку с капустой, ежедневно мерзли в сорокаградусные морозы. Эти холода нас и сгубили — из-за перепадов температуры на пленке пошли пятна. Для оператора это было незаметно, и лишь когда пленку проявили в Америке, все обнаружилось. Если бы ее отправляли в Голливуд небольшими партиями, тогда брак выявился бы на первом же этапе. Но продюсер не стал тратиться на ежедневные посылки, и получилось, что все это время мы работали в корзину. Продюсер не растерялся и предложил нам… заново поработать еще два с половиной месяца, но уже бесплатно. Естественно, все американские звезды отказались. И я тоже сказала: „Сниматься не буду, у меня дети дома остались“. В итоге фильм снимал другой режиссер, с новым актерским составом. Картина получилась слабой. И ее практически никто не видел».

— А российские режиссеры вспоминали о вас?

Галина: «Сценарии мне присылали постоянно — несколько штук в год. Но мне не хотелось сниматься в том, что мне уже неинтересно».

— И что же, вы никогда не смотрели фильмы с чувством сожаления, понимая, что вот эта хорошая роль — та самая, от которой вы совсем недавно отказались?

Галина: «Жизнь настолько прекрасна и разнообразна, что жалеть о несыгранных ролях мне просто некогда. Спасибо за те роли, которые у меня были и, бог даст, будут. Я не понимаю актрис, страдающих о прошедшем мимо них фильме. Лично я жалею только об одном: что не родила еще одного ребенка!»