Архив

Очень приятно, царь

Говорят, за исполнение роли Ленина любому актеру гарантировалась Ленинская премия. Артисты, сыгравшие царей, могли рассчитывать разве что на порцию царской водки. «МК-Бульвар» решил исправить это недоразумение. Тем более что и повод нашелся. 25 августа 1547 года появился на свет первый русский царь Иван Грозный. Ходят слухи, что в ночь его рождения разразилась страшная гроза, а младенец появился на свет с двумя зубами. Бояре по этому поводу говорили, что одним зубом Иван съест врагов внешних, а вторым — внутренних. Мы же, в свою очередь, провели микроисследование на тему того, с какими зубами изображали правителей в кинематографе.

30 августа 2004 04:00
1427
0

Говорят, за исполнение роли Ленина любому актеру гарантировалась Ленинская премия. Артисты, сыгравшие царей, могли рассчитывать разве что на порцию царской водки. «МК-Бульвар» решил исправить это недоразумение. Тем более что и повод нашелся. 25 августа 1547 года появился на свет первый русский царь Иван Грозный. Ходят слухи, что в ночь его рождения разразилась страшная гроза, а младенец появился на свет с двумя зубами. Бояре по этому поводу говорили, что одним зубом Иван съест врагов внешних, а вторым — внутренних. Мы же, в свою очередь, провели микроисследование на тему того, с какими зубами изображали правителей в кинематографе.



«Иван Грозный», 1944

Режиссер: Сергей Эйзенштейн.

Царь Иван IV: Николай Черкасов.

В кадре: Лучший фильм о царе-душегубце. Хотя даже в этой картине режиссер не ставит вопрос так прямолинейно, а пытается показать человека, мечтающего создать единое государство в смутное время. Этот фильм имел большой успех не только у нас в стране, но и на Западе, особенно его первая серия. Это объясняется тем, что чересчур прямые параллели проводились между эйзенштейновским Иваном Грозным и Сталиным.

За кадром: «История есть урок, и этот урок народ должен уразуметь; кто не понимает — поймет; аллюзия, аналогия есть цель картины — чтобы всех можно было узнать». Примерно так был сформулирован перед Эйзенштейном заказ Сталина на эту картину. После провала в Большом театре в 1940 году его оперы «Валькирия» режиссер буквально схватился за такой грандиозный проект, да еще с разрешения самого вождя. Но надежды Иосифа Виссарионовича Сергей Михайлович оправдал только в первой серии «Ивана Грозного», которой присудили Сталинскую премию. А вот вторую часть («Боярский заговор») сразу же запретили. В 1947 году Сталин разрешил доработку и перемонтаж картины, но режиссер ничего не успел — в 1948 году он умер. И только через 10 лет зрители смогли увидеть без изменений вторую серию картины.



«Петр Первый», 1937

Режиссер: Владимир Петров.

Цари Петр I: Николай Симонов.

В кадре: Первый советский фильм о Петре Великом. Большинство зрителей именно из него узнали, что когда-то царь Петр «прорубил окно в Европу». Кстати, по стечению обстоятельств именно после выхода фильма на экраны резкой критике подвергся знаменитый тогда ученый Михаил Николаевич Покровский, который трактовал нашу историю исключительно через марксистско-ленинское учение.

За кадром: Во время съемок фильма Николая Симонова, исполнявшего роль Петра Первого, поселили на три дня во дворце, где он учился двигаться, разговаривать, есть и пить, как подобает венценосной особе. Для этого был специально привезен из музея царский сервиз Петровской эпохи.



«Тайны дворцовых переворотов»

«Завещание императрицы», 2000

Режиссер: Светлана Дружинина.

Императрица Екатерина I: Наталья Егорова.

В кадре: «Тайны дворцовых переворотов» — это шесть картин, посвященных шести российским императрицам. Близко к тексту. И очень много неизвестных и весьма занимательных исторических фактов. Тем более циклу присвоен статус национального проекта, который никак нельзя обойти вниманием.

За кадром: Если бы в далеком 1983 году Светлана Дружинина не сломала ногу и от нечего делать не увлеклась бы чтением архивных материалов, то не было бы никогда никаких «Дворцовых тайн». Деньги на съемки первых серий цикла находились с трудом — так, для «Завещания императрицы» их поиски затянулись на год. Говорят, что большинство актеров снимались у Дружининой в долг.



«Агония», 1974

Режиссер: Элем Климов.

Царь Николай II: Анатолий Ромашин.

В кадре: До этого фильма Николая II у нас показывали исключительно извергом. Элем Климов в своей «Агонии» впервые представил последнего русского царя как слабого, несчастного и во всем сомневающегося человека.

За кадром: В 1966 году знаменитый Иван Пырьев предложил Климову «непроходной» сценарий по пьесе Алексея Толстого и Павла Щеголева «Заговор императрицы». Режиссеру сценарий не понравился и показался примитивным. Климов отказался работать с этим материалом, но, заинтересовавшись темой, прочитал шесть томов заседания Временного правительства по расследованию злодеяний Николая II. И только спустя восемь лет Климов снял свою «Агонию». Но зрители ее увидели лишь в 1985 году, когда началась перестройка. В общей сложности режиссер посвятил этой картине 19 лет своей жизни.



«Бедный, бедный Павел», 2003

Режиссер: Виталий Мельников.

Царь Павел I: Виктор Сухоруков.

В кадре: Этот фильм можно показывать в школе вместо занудных учительских рассказов о чудаковатой жизни и трагической смерти Павла I. Сценарий к картине был написан по мотивам произведений прозаика и теолога Дмитрия Мережковского, а также по архивным документам и мемуарам.

За кадром: Поскольку долгое время Мережковский в нашей стране не издавался, то представленная версия правления Павла Первого и событий, произошедших в марте 1801 года и показанных в «Бедном, бедном Павле», совершенно противоположна тому, что написано в учебниках истории. Кстати, сцену убийства «полоумного» императора можно увидеть и в знаменитой соловьевской «Ассе».



"Король Артур", 2004

Режиссер: Антуан Фукуа.

Король Артур: Клайв Оуэн.

В кадре: О короле Артуре — персонаже средневековых сказаний, чье реальное существование до сих пор не доказано, но и не опротестовано, — было снято около дюжины фильмов. Все они, как и следует картинам, в основе которых лежат мифы, сказки и прочие передающиеся из уст в уста истории, были изрядно приправлены волшебными небылицами. «Король Артур» Фукуа основан, если верить титрам, на реальных событиях, раскопанных создателями фильма в каких-то очень секретных архивах. Тем самым и отличается от всего снятого до этого. А о масштабности батальных сцен говорит даже забавный момент: оператор был вынужден работать в каске и в окружении помощников с щитами, чтобы во время съемки не получить мечом по голове.

За кадром: Жил ли когда-либо король Артур или это плод воображения древних бриттов — предстоит решать историкам, но то, что в V веке нашей эры рыцари не пользовались арбалетами и не ездили на лошадях со стременами — факт. При бюджете в 90 миллионов долларов и заявкой на историческую подлинность можно было нанять более осведомленного консультанта.



«Елизавета», 1998

Режиссер: Шекхар Капур.

Королева Елизавета I: Кейт Бланшетт.

В кадре: В фильме о вхождении на трон Елизаветы I, последней из знаменитой английской династии Тюдор, Капуру удалось совместить исторические факты с костюмированной мелодрамой. Королева-девственница — под таким именем вошла Елизавета в историю, — судя по картине, была вовсе не так невинна и знавала во времена своей молодости плотские радости. И отнюдь не смутное время XVI века сделало из нее жесткую и властную правительницу империи, а предательство любимого мужчины.

За кадром: Создатели картины подошли к съемкам не только с финансовым размахом в виде 25 миллионов долларов бюджета, но и со всей серьезностью и скрупулезностью: все платья Елизаветы и декорации интерьеров дворца делались по портретам королевы и картинам того времени.



«Последний император», 1987

Режиссер: Бернардо Бертолуччи.

Император Пу И: Джон Лоун.

В кадре: Чтобы снять фильм о жизни последнего императора Китая — от его восхождения на трон в три года до отречения от престола, тюрьмы и должности простого садовника в Ботаническом саду Пекина, — Бертолуччи понадобилось более трех лет. Картина не только основана на автобиографии Пу И, но и консультировалась родными и ближайшими соратниками императора, так что может считаться почти документальной.

За кадром: Правительство Китая всячески шло навстречу съемочной группе (в обмен на эксклюзивные права на дистрибуцию в Китай) и впервые разрешило снимать художественный фильм в одном из самых древних дворцов в мире — Гугун (Запретный город).



«Клеопатра», 1963

Режиссер: Джозеф Л. Манкевич.

Царица Клеопатра: Элизабет Тейлор.

В кадре: Про самую известную царицу Египта — Клеопатру — фильмов снято видимо-невидимо. Но картина Манкевича, которую критики окрестили кинематографической поэмой, является самой знаменитой, самой длинной — фильм идет более четырех часов — и оскароносной — «Клеопатра» получила четыре премии Американской киноакадемии.

За кадром: Костюмированная мелодрама привлекла внимание зрителей закадровой историей любви Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона (Марк Антоний). И поразила колоссальным по тем временам бюджетом в 44 миллиона долларов (в переводе на современные деньги это почти 270 миллионов). Только для Элизабет Тейлор было сшито 65 нарядов, среди которых платье, сделанное полностью из золотых пластин. Общая стоимость ее костюмов — около 200 тысяч долларов.



«Калигула», 1979

Режиссер: Тинто Брасс.

Император Калигула: Малкольм Макдауэлл.

В кадре: Фильмы Тинто Брасса, мягко говоря, никогда не отличались целомудрием. Но «Калигула» — история жизни и смерти одного из самых знаменитых древнеримских императоров — всколыхнула общественность. Брассу удалось показать Калигулу — жестокого, развратного, сумасбродного, лишенного каких-либо моральных, этических и других норм поведения правителя — местами очень трогательным и ранимым человеком. У особо впечатлительных в конце фильма даже могут навернуться слезы.

За кадром: На роль Калигулы сначала хотели взять Джека Николсона, но он отказался раньше, чем узнал, какого рода будет картина. На съемку фильма ушло более четырех лет и 17,5 миллиона долларов. Над картиной в общей сложности трудилось более 2500 человек (включая актеров и всю съемочную группу). Для фильма было сшито 3592 костюма и 5 тысяч пар обуви.