Архив

Смерть в Венеции

Любителям интеллектуального кино впору посыпать голову пеплом. Все остальные могут усесться поудобнее и из любимого кресла наблюдать за историческим событием под названием «Окончательная победа Голливуда».Ну, может, и не окончательная, но по арт-хаузу нанесен очередной мощный удар.

6 сентября 2004 04:00
1066
0

Любителям интеллектуального кино впору посыпать голову пеплом. Все остальные могут усесться поудобнее и из любимого кресла наблюдать за историческим событием

под названием «Окончательная победа Голливуда».



Ну, может, и не окончательная, но по арт-хаузу нанесен очередной мощный удар. Если раньше главной площадкой для интеллектуального кино были европейские фестивали (в коммерческих кинотеатрах такие фильмы крутить не любят — доходы не те), то в этом году крупнейшие кинофорумы один за другим демонстративно поворачиваются в сторону Голливуда. Весной новый проамериканский курс взял Каннский кинофестиваль, а 1 сентября в том же направлении двинется и второй европейский гранд — Венецианский. Свеженазначенный президент фестиваля с истинно итальянской фамилией Мюллер совершенно открыто заявил, что после 60 лет спокойной жизни пора, собственно, начать зарабатывать деньги. А делать это сподручнее всего с помощью голливудских блокбастеров. И слова у синьора Мюллера не расходятся с делом — из 71 запланированного к показу фильма 20 будут американскими. На один больше только у итальянцев, зато в конкурсной программе у страны-организатора только две картины, а у США — три.

Хотя с подсчетами можно было и не мучиться, достаточно просто посмотреть на главные события фестиваля — и все станет понятно. Начнется праздник в первый день осени с европейской премьеры нового фильма Стивена Спилберга «Терминал». Продолжится все вместе с «Соучастником» Майкла Манна и «Она ненавидит меня» Спайка Ли. Экстаз же запланирован на специальный показ американского мультика «Подводная братва» на занесенной в реестр ЮНЕСКО площади Сан-Марко. Говорят, экран повесят прямо на дворец венецианских дожей.

Но это все будет происходить вне конкурса. За «Золотого льва» будут драться 20 фильмов из 21 участвующего — после прошлогоднего триумфа «Возвращения» у российской ленты «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной нет даже теоретических шансов. Зато они есть у испанца Алехандро Аменабара с лентой «В море», французов Франсуа Озона с «5×2» и Клэр Дэни с «Посторонним», британца Майка Ли с «Верой Дрэйк» и немца Вима Вендерса с «Землей изобилия», знаменитого японского мультипликатора Хаяо Миядзаки с «Блуждающим замком с привидениями» и грека Никоса Панайотопулоса с «Доставкой». Есть шансы даже у заслуженного комиссара Каттани Микеле Плачидо с фильмом «Где бы ты ни был», но по новой венецианской моде «Лев» скорее всего достанется кому-нибудь из американцев — Джонатану Глэйзеру с «Рождением», Тоду Солонзу с «Палиндромами» или Мире Нэйр с «Ярмаркой тщеславия».

Надо же отбивать наплыв голливудских звезд. Ожидаются Стивен Спилберг, Том Круз, Дэнзел Вашингтон, Том Хэнкс, Николь Кидман, Эллен Баркин, Дженнифер Джейсон Ли, Аль Пачино, Джо Данте, Квентин Тарантино. И это не считая полного состава европейских знаменитостей и нашей Киры Муратовой, чей фильм «Настройщик» проходит вне конкурса.

Кстати, главный рекламный ход герр Мюллер тоже устроил с помощью американцев. Вернее, одного американца — Роберта Де Ниро. С месяц назад президент фестиваля объявил, что на торжественной церемонии представитель министерства культуры вручит актеру почетное итальянское гражданство. После этого многочисленные патриотические организации принялись строчить письма всем, кому только можно, — от премьер-министра Берлускони до Папы Римского, с требованием гражданство Де Ниро не давать. Потому как играл он исключительно мафиози, чем нанес имиджу Италии непоправимый вред. Чем закончилась перепалка, неизвестно. И понятно это станет не раньше 11 сентября, когда фестиваль закроется. Потому что какой смысл лишать событие интриги? Без интриги нет рекламы.