Архив

Надежды маленький оркестрик

9 мая 2005 года вся страна будет праздновать 60 лет Победы в Великой Отечественной войне. Российские телеканалы решили отпраздновать это великое событие подобающим образом, поэтому еще в прошлом году сценаристы, режиссеры и продюсеры засели за военно-исторический материал и начали снимать фильмы и сериалы о войне, о разведчиках, о солдатах и простом народе, положивших свою жизнь в борьбе с фашизмом. Так что в новом телесезоне наряду со старыми, полюбившимися всем зрителям фильмами о войне нас ждет масса новых военных драм. Одним из первых сериалов, посвященны× 60-летию Победы, стала «Красная капелла».

20 сентября 2004 04:00
1112
0

9 мая 2005 года вся страна будет праздновать 60 лет Победы в Великой Отечественной войне. Российские телеканалы решили отпраздновать это великое событие подобающим образом, поэтому еще в прошлом году сценаристы, режиссеры и продюсеры засели за военно-исторический материал и начали снимать фильмы и сериалы о войне, о разведчиках, о солдатах и простом народе, положивших свою жизнь в борьбе с фашизмом. Так что в новом телесезоне наряду со старыми, полюбившимися всем зрителям фильмами о войне нас ждет масса новых военных драм. Одним из первых сериалов, посвященны× 60-летию Победы, стала «Красная капелла».

Август 2003 года. Одна из улиц в центре старой Риги перед Домом журналиста перекрыта полосатой красно-белой лентой. Перед Домжуром стоят актеры, одетые в наряды начала 40-х годов. Они курят, болтают, смеются, репетируют и не обращают никакого внимания на то, что происходит вокруг. За так называемым ограждением смиренно толпятся туристы, которые, несмотря на любопытство, не пытаются пролезть на площадку и лишь деликатно интересуются: «Что снимают?». Европейцы, узнав, что сериал «Красная капелла», понимающе кивают головами, русские же переспрашивают.

«Представьте себе, наши люди почти ничего не знают о „Красной капелле“! — начал разговор режиссер сериала Александр Аравин. — В лучшем случае кто-нибудь что-нибудь слышал. И все. Хотя я, если говорить честно, сам думал, что это группа французского Сопротивления, имеющая мало отношения к нам».

Больше других на съемки реагируют туристы из Германии: «Они в шоке, когда видят людей, одетых в немецкую форму, — продолжает Аравин. — Но потом, все разузнав, начинают фотографироваться с нашими актерами на память, детей своих в кадр пихать. Когда мы сюда, в Ригу, ехали, нас предупреждали, что не надо афишировать то, что мы снимаем кино про русских разведчиков. Но на самом деле не все так страшно оказалось. У нас один латышский актер играл офицера СС, который во время облавы задерживал Жильбера. Так он все говорил: «Вот бы мой дедушка порадовался: он был членом латышского легиона СС».

Тем временем в Доме журналиста полным ходом шла съемка первых кадров сериала — главные герои разыгрывают для детей спектакль «Волшебник страны Оз». Жан Жильбер (Андрей Ильин) — Гудвин, Маргарет (Марина Могилевская) — Дороти, Кент (Сергей Юшкевич) — Страшила, Гросфогель (Дмитрий Назаров) — Дровосек и Кац (Кирилл Пирогов) — Тотошка. Дети-зрители, которых искали всей съемочной группой по друзьям-знакомым, ведут себя послушно и не капризничают, хотя один и тот же момент спектакля им приходится смотреть по нескольку раз. Актеры тоже стараются, да из таких сил, что Тотошка даже залаял — не смог сдержать эмоций. Все бы ничего, если бы герой Пирогова не был немым. А так пришлось переснимать. В соседней комнате, куда действие переместится после спектакля, между тем стоял богато накрытый стол и гигантская елка. На ней висели потрясающей красоты игрушки — ангелы, звездочки, сделанные из простого теста или фольги, а также румяные яблоки. В попытке узнать, настоящая ли ель, журналист «МК-Бульвара» оторвал одну иголочку, да так неудачно, что одно яблоко упало на пол и укатилось. Тут мы честно признаемся, что фрукт мы стащили. Во-первых, никто не видел, а во-вторых, когда еще будет возможность унести что-то со съемочной площадки.

Но все-таки самое интересное в Риге было не в Домжуре, а на Рижской киностудии. До приезда в Латвию павильоны студии использовались как развлекательный комплекс для скейтбордистов и роллеров. Но киношники быстро застроили один из павильонов декорациями общей площадью 1000 квадратных метров. Всегда удивительно, что квартиры и офисы героев фильма, расположенные в кино очень далеко друг от друга, на съемочной площадке находятся через стенку. Например, из кабинета Гиринга можно попасть в офис «Симекса» через соседнюю дверь, а из его гостиной — в спальню Жильбера. А между ними стоит огромная фанерка с нарисованными домами и наклеенными на некоторые окошки кусочками фольги: свет софитов отражается от фольги, и кажется, что в окнах горит свет.

Все вещи, собранные в декорациях, раритетные. Больше всего проблем у реквизиторов было с портретами Гитлера — в Риге оказалось сложно их найти: как ни странно, там до сих пор больше портретов Ленина. Пеленгатор и магнитофон, на который записываются шифровки, на самом деле советского производства, а карты, развешанные на стенах, — латышского. Зато печать с орлом в кабинете Гиринга самая настоящая — немецкая, того времени. Что-то из вещей было куплено в антикварных лавках, что-то изготовлено по архивным фотографиям, а что-то арендовано. Например, автомобили. Машины брали из местного клуба автолюбителей. «Они все в таком хорошем состоянии, будто только что с конвейера сошли, — рассказывает Аравин. — Нам даже пришлось их специально старить: замешивать краску с мылом и обмазывать. Более того, они все на ходу».

Святая святых этого проекта располагалась этажом выше — в костюмерной. «Я даже не думала, что так полюблю это дело: женщины обычно не любят военную форму, им лучше бантики, кружева. Но немецкая форма, на мой взгляд, была одной из самых красивых. И сшита она у нас так, как была сшита в Германии, — хвастается художник по костюмам Людмила Гаинцева. — У нас нет ни одной бутафорской детали: все знаки отличия по-настоящему вышиты серебряной или золотой нитью. Все наградные знаки сделаны на чешской киностудии „Баррандов“. Дело в том, что во время Второй мировой войны нацисты, оккупировавшие Чехию, стали снимать там свои пропагандистские фильмы. И на студии остались все эти матрицы». Плащ Гиринга (Алексей Горбунов) сшит по лекалам настоящего плаща офицера СС. Правда, из кожзама, но очень хорошего качества. А Шульце-Бойзену (Ивар Пуго) и вовсе досталась настоящая форма.

Несмотря на все правдоподобие, создатели сериала тем не менее не стремились снять документальное кино. И хотя в основу сценария легли мемуары самого Треппера «Большая игра», это все-таки художественная картина, призванная восполнить пробел в истории. «Раньше такого не могли снять, во-первых, потому, что материала не хватало. Его и сейчас-то не так много. Даже Треппер в своей книге рассказал все и ничего: он так и остался разведчиком. А во-вторых, по идейным соображениям: как же так, один из главных шпионов — и миллионер», — говорит Аравин. А ведь опыт работы «Красной капеллы» до сих пор изучают в ЦРУ и разведшколах Запада. А возглавлявшего организацию Леопольда Треппера в Европе считают лучшим шпионом ХХ века…