Архив

Кто подставил кролика Рождера?

19 ноября 2001 03:00
1161
0

В минувший уик-энд самая большая голливудская студия Disney стукнула наконец кулаком по столу и показала всем, что есть еще порох в пороховницах. В том, что диснеевцы умеют зарабатывать деньги, и так никто не сомневался, но в последние годы компания делала это в основном за счет экшн-блокбастеров, а не традиционной своей продукции — мультфильмов. Теперь все встает на свои места.

А все потому, что в прошлую пятницу на американские экраны вышел мультик «Корпорация монстров». Картина уже за три стартовых дня заработала 62,6 миллиона долларов и установила рекорд по сборам в дебютный уик-энд — до этого среди анимации лидировала «История игрушек−2» с $ 57,3 миллиона. Установление рекорда приятно уже само по себе, но для диснеевцев событие стало вдвойне радостным. Дело в том, что в последнее время анимационные ленты корпорации не пользовались былой популярностью, и на пятки стала наступать конкурирующая фирма DreamWorks. Одним из ее основателей стал бывший вице-президент Disney Джеффри Катценберг, так что DreamWorks серьезно взялась за мультяшки. И небезуспешно — сравните сборы вышедших с недельным разрывом «Атлантиды» и «Шрека», наследники Уолта Диснея оказались, мягко говоря, биты на собственном поле.

Но дело даже не в борьбе двух конкурирующих студий, в мультяшном мире все острей проявляется противоборство двух видов анимации — рисованной и компьютерной. Пусть профессионалы говорят, что даже традиционные мультики сейчас почти наполовину делаются на компьютерах, но выглядят-то они все равно по-другому, так что и называть их будем просто рисованными.

Так вот, даже в собственной фирме дело Уолта Диснея постепенно отодвигается на второй план, и причины самые объективные. Во-первых, сравните сборы рисованных и компьютерных картин за последние годы — результат явно не в пользу анимашек. Во-вторых, стоимость компьютерных мультфильмов существенно меньше — если «Атлантида» стоила около 90 миллионов (ручная работа, знаете ли), то «Шрек» обошелся всего в 60. К тому же и сделан он был практически в два раза быстрее — все-таки компьютеры работают побыстрей художников. Наконец, на основе цифровых мультяшек куда проще сделать видеоигру, на которых теперь тоже делают очень неплохие деньги.

Еще один немаловажный фактор — постоянный прогресс технологий. Если за последние полвека в рисованной анимации практически ничего не изменилось, то компьютеры год от года становятся все мощней, а нарисованные с их помощью фильмы все совершенней. Например, герои в той же «Корпорации монстров» стали почти в три раза сложней, чем в «Истории игрушек−2», сделанной той же студией Pixar. Шерсть монстра Салли стала уже практически настоящей шерстью, а у девочки Бу майка двигается отдельно от тела, чем создатели особенно гордятся.

В общем, в ближайшие лет десять-двадцать, если технологии будут прогрессировать теми же темпами, традиционные рисованные мультики станут просто анахронизмом — делать компьютерные ленты будет в десятки раз дешевле и проще. В Голливуде уже поговаривают о том, что в ближайшие годы компьютерные персонажи могут вытеснить даже живых актеров. Так что уж их рисованным коллегам точно крышка.

КАССОВЫЕ СБОРЫ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ($млн.)

WALT DISNEY

АЛАДДИН (1992) — 502

КОРОЛЬ-ЛЕВ (1994) — 772

ПОКАХОНТАС (1995) — 347

ИСТОРИЯ ИГРУШЕК (1995) — 359*

ГОРБУН СОБОРА НОТР-ДАМ (1996) — 326

ГЕРКУЛЕС (1997) — 251

МУЛАН (1998) — 304

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФЛИКА (1998) — 358*

ТАРЗАН (1999) — 435

ИСТОРИЯ ИГРУШЕК−2 (1999) — 486*

ПОХОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА (2000) — 156

КИНО ПРО ТИГРУ (2000) — 74

ДИНОЗАВР (2000) — 348*

АТЛАНТИДА —

ЗАТЕРЯННАЯ ИМПЕРИЯ (2001) — 117DREAMWORKSМУРАВЕЙ АНТЦ (1998) — 171*

ПРИНЦ ЕГИПТА (1998) — 219

ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА (2000) — 172

ДОРОГА НА ЭЛЬДОРАДО (2000) — 66

ШРЕК (2001) — 434*

(* — компьютерные мультфильмы)