Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Электронные учебники глаз колют

Статистика неумолима: среди первоклашек нарушения зрения у 3%. К 3—4-му классу этот показатель увеличивается до 10%. В 7—8-м классе он составляет 16%, а к окончанию школы проблемы есть уже у трети выпускников.

Роняя зрение, организм просто защищается


В целом же по России практически каждый второй житель в течение года хотя бы раз обращается к врачу-офтальмологу с жалобами. Это более 70 миллионов человек, включая и грудных младенцев, и старцев. А количество инвалидов по зрению каждый год увеличивается на 35 тысяч человек. По данным социологов, треть призывников признаются негодными к армейской службе или частично пригодными в том числе и из-за заболеваний глаз.
Такие данные привел на своей пресс-конференции, посвященной охране зрения школьников, главный офтальмолог Минздравсоцразвития России, директор Московского научно-исследовательского института глазных болезней им. Гельмгольца, профессор, доктор медицинских наук Владимир Нероев.
— В школах очень объемная программа, которая требует в том числе и колоссальной зрительной нагрузки. Добавьте сюда еще увлечение детей телевидением, компьютерными играми, ай-пэдами и ай-фонами — получите далеко не полный перечень технических средств, которые неблагоприятно воздействуют на глаз.
При таких условиях детский мозг вынужден самостоятельно искать путь к снятию перегрузок. И он не находит ничего лучшего, чем превратить глаз в близорукий.



Меняем килограммы знаний на полкило электронного учебника

Таскать ранцы неподъемные тяжело, да и тоже для здоровья не полезно. И решили нашим школьникам облегчить жизнь — внедрить электронные учебники. Скажем, в букридеры, за которые так рьяно агитирует корпорация «Роснано» и лично ее руководитель Анатолий Чубайс, закачаны все учебники для шестого класса.
«Ридер полностью заменяет килограммы книг, которые дети вынуждены ежедневно носить в школу» — это один из главных аргументов Чубайса в споре с оппонентами. При этом оппоненты приводят расчеты по стоимости пресловутого ридера, говорят о непомерных тратах на его производство и внедрение, о китайских комплектующих и о том, что сам ридер на своей родине — Великобритании — из-за дороговизны уже снят с производства. В общем, разговор идет о чистой экономике, но почему-то ни слова не говорится о вреде, который наносит нашему зрению работа с электронными устройствами.
— Массированное потребление электронных устройств при неправильной организации учебы и отдыха может привести к росту зрительных патологий, — предупреждает Владимир Нероев. — Техника эта должна быть очень качественной. Недопустимо мерцание текста, блики на экране.
Все мы знаем, что есть санитарные нормы и правила, которые школы и производители бумажных учебников обязаны соблюдать. За этим пристально следит Роспотребнадзор. А как быть в случае с электронным учебником? Как проконтролировать, какой ширины поля, фон, каково расстояние между строчками, контрастность и т. д., и т. п. По идее, все эти параметры может установить пользователь. Но кто проследит за тем, чтобы Вася и Маша установили в электронной «читалке» размер шрифта не менее 4 мм? А как быть со схемами, чертежами, иллюстрациями и картами? Для бумажных учебников опять-таки есть четкие критерии. А для электронных? Надеяться на сознательность пользователей, по-моему, наивно.
Самое главное — кто будет дозировать зрительную нагрузку при работе с ридером? Ведь если у родителей есть глазная патология, например, близорукость, до 9 лет ребенок вообще не должен приближаться к компьютеру. Педагоги об этом знают? А родители? И как тогда быть — всем раздать планшетники, а Васе и Маше — бумажные учебники? Кто в школе будет выяснять, есть ли у родителей проблемы со зрением? Если же учесть, что в начальной школе на уроке можно работать на компьютере не больше 10 минут, а в день — максимум полчаса, то получится, что весь лимит, отведенный на работу с электронными устройствами, ученики первых—четвертых классов исчерпают уже на уроках. Спрашивается, зачем им электронные учебники, если по ним нельзя учить уроки дома? То же самое касается учеников средней школы (для них лимит работы на компьютере — не более часа в день, или 15−20 минут на каждом уроке) и старшеклассников (соответственно полчаса на первом уроке и не более 20 минут на следующих).
Есть у этих устройств и еще один недостаток. Они не приспособлены для переключения между различными методами чтения (например, некоторые предпочитают сначала изучить иллюстрации или сноски, а потом уже читать). Кроме того, читая бумажные книги, ученики могут запомнить, в каком месте и на какой странице находится тот или иной раздел, что помогает им вспомнить сам материал.



Как работать с электронным учебником?

И все-таки от компьютеров никуда не деться. Поэтому, уважаемые родители, научите своих чад правильно организовать свое рабочее место.
Ребенок должен сидеть не ближе чем в 30 см от монитора.
В непосредственной близости от компьютера не должно быть предметов с бликующей поверхностью.
Источник освещения должен быть сверху слева.
Центральная горизонтальная линия монитора должна быть на уровне глаз ребенка.
Электронную книгу нельзя читать в транспорте и лежа. При чтении желательно поместить ее на подставку, которая обеспечит угол наклона в 45 градусов. Если ребенок очень пристально, не мигая, смотрит на монитор, заставляйте его чаще моргать.



Пора к врачу!

Обратите внимание на то, как ребенок читает и ходит. Если он при чтении или рассматривании слишком низко или под странным углом наклоняет голову, старается поближе сесть к телевизору, щурится, периодически трет глаза, а во время ходьбы часто спотыкается — нужно обязательно посетить офтальмолога.
Насторожить родителей должны и красные или слезящиеся глаза
НАМ ПОЛЕЗНЫ: плавание и бадминтон. Плавание разгружает позвоночник, усиливает кровоснабжение всех органов тела. А бадминтон — постоянная тренировка аккомодационных мышц глаза, ведь за воланом надо все время следить, при этом он постоянно меняет свое положение.
ЕДА: мясо, рыба, орехи, бобовые, яйца, молоко, кисломолочные продукты, овощи, фрукты (шпинат, яблоки, морковь, курага, черника, чернослив).
Гимнастика для глаз
1. Интенсивно подвигайте глазами вправо-влево и вверх-вниз.
2. Сделайте круговые движения открытыми глазами по часовой стрелке и против нее.
3. Интенсивно поморгайте.
4. Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на уровне глаз. Над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую вдаль, и посмотрите далеко вперед, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Популярные статьи