Новорожденный
Фото: pxhere.com

Тысячи спасенных жизней: кто такая Вирджиния Апгар, по системе которой оценивают состояние малышей

Эта уникальная женщина изменила медицину и навсегда вошла в историю

В семидесяти странах мира, в том числе и в России, каждого новорожденного малыша оценивают по шкале Апгар. Этот метод актуален более шестидесяти лет, а придумала его женщина, которая боролась за свое место в медицине на протяжении долгих лет, а еще спасла 16 жизней с помощью перочинного ножа, управляла самолетом и делала музыкальные инструменты.

Десятки хобби и одна любовь

Да, Вирджиния Апгар была очень необычной дамой: с ранних лет ее отличала невероятная активность. Так, в школе девочка посещала семь спортивных кружков, играла на пианино, выступала в местном театральном кружке. Среди десятков хобби Вирджиния находила время и для больших целей: она мечтала стать врачом. Правда, сделать это в тридцатые годы 20-го века было задачей не из легких.

Образование в медицинском вузе стоило целое состояние, родители Апгар не могли позволить себе оплатить учебу дочери. Но Вирджинию это не остановило: она начала играть в ресторанах на скрипке, а все сбережения потратила на учебу в колледже. Первой специальностью девушки стала ветеринария, однако это было лишь одним шагом на большом пути к мечте.

После колледжа Вирджиния смогла получить стипендию в медицинском вузе: она была одной из девяти студенток, остальные 90 учащихся были мужчинами. Апгар доказывала окружающим: женщины не глупее, не слабее, не медленнее, чем представители сильного пола.

Однажды на вопрос о том, чувствовала ли она давление или снобизм, Вирджиния, смеясь, ответила: «Никогда! Мы были на равных, просто мне приходилось быть в два раза умнее и образованнее для этого!»

Уменьшить детскую смертность

Апгар влекла хирургия, но для женщины это направление в сороковые годы оставалось закрытым. Тогда, по настоянию профессора, она отправилась учиться анестезиологии — развивающемуся и мало изученному направлению. Вирджиния писала научную работу о взаимосвязи анестезии роженицы и состояния ребенка, когда пришла к неожиданному выводу: детская смертность особо велика в первые дни жизни ребенка.

Многие из смертей младенцев можно было бы предотвратить, если бы слабым малышам уделяли больше внимания. Но оценки состояния новорожденных тогда не существовало, а значит, нужно было ее придумать.

Шкала Апгар

Вирджиния установила 5 критериев оценки новорожденного, по каждому из которых можно было получить два балла. Если малыш набирал меньше семи баллов, ему требовалась медицинская помощь и постоянный надзор.

Вскоре в клинике заметили, что малыши стали умирать реже. Однажды студенты спросили у Апгар, как запомнить параметры, по которым она оценивает новорожденных, и Вирджиния взяла салфетку, на которой написала свою фамилию и расшифровку критериев

А — appearance (цвет кожи);

P — pulse (пульс);

G — grimace (мимика);

A — activity (двигательная активность);

R — respiration (дыхание).

Эта система была принята в клинике, а вскоре Вирджиния начала вести лекции, рассказывая о новом походе к оценке новорожденных по всей стране. При этом сама Апгар постоянно носила с собой перочинный нож и трубочку: эти приспособления помогли ей спасти 16 жизней с помощью срочной трахеостомии.

А в свободное время Вирджиния училась управлять самолетом, создавала музыкальные инструменты и популяризировала медицину. Она читала лекции и выступала на телевидении. Апгар рассказывала о важности оценки новорожденных, объясняла истинную природу врождённых дефектов, собирала деньги на научные исследования.

Вирджиния работала до самой смерти, а ее девизом стала часто повторяемая фраза: «Никто не перестанет дышать в моих руках!»

Популярные статьи