Лянка Грыу
Фото: Instagram.com/lyanka22

Выйти замуж за режиссера не всегда удача

Как именитые мужья повлияли на карьеру Натальи Фатеевой, Джины Дэвис, Лянки Грыу, Мишель Пфайффер и других актрис

Казалось бы, для актрисы, тем более начинающей, лучшего пути пробиться к славе нет. Влюбленный муж будет давать своей благоверной самые лучшие роли. Однако на деле далеко не всегда все складывается так, как видится в мечтах. Порой ревнивцы просто-таки прятали красавиц жен дома — сами не снимали и другим не давали. Иногда совместные проекты неожиданно заканчивались оглушительным провалом, а в самом худшем случае влиятельные мужья-режиссеры делали все возможное, чтобы поставить крест на карьере жены-актрисы.

Конечно, история знает такие союзы, когда, став единым целым, двое словно раскрывали талант друг друга. Творчество великого Феллини можно условно поделить на две части: до встречи с Джульеттой Мазиной и после. Это была любовь с первого взгляда: они поженились через две недели после знакомства. По существующим тогда канонам Мазину сложно было назвать красавицей. Но для Феллини она стала музой. «Джульетта-актриса как нельзя более полно отвечает моим замыслам, требованиям моего вкуса, отвечает всем — и внешностью, и манерой держаться, выражать свои чувства, и характером». Впрочем, жизнь с гением не бывает легкой — Мазине пришлось стать для мужа всем: любовницей, советчицей, секретарем, домработницей. Ей так и не суждено было познать радость материнства: первого младенца Джульетта недоносила, второй не прожил и месяца. Федерико утешал ее: «Мои фильмы — наши дети». Впрочем, работать с ним тоже было нелегко. На съемках знаменитого фильма «Дорога» Феллини искал подходящий грим… прямо на лице Джульетты. Потом, схватив садовые ножницы, отстриг шевелюру жены и покрыл волосы обычным клеем, чтобы они выглядели выгоревшими на приморском солнце. Зато вместе они создали шедевр. Их было еще немало — картин, в которых блистала Мазина. «Белый шейх», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи», «Джинджер и Фред». Она была воздухом, который разжигал его творческое пламя. 31 октября 1993 года Феллини скончался от сердечного приступа — это был юбилей их свадьбы: пятьдесят лет. Джульетта сказала: «Без него нет меня…» Ее не стало спустя четыре месяца.

Джульетта Мазина прожила с Федерико Феллини пятьдесят лет и была его музой
Кадр из фильма "Дорога"

В советском кинематографе аналог таких отношений — история Любови Орловой и Григория Александрова. Говорят, впервые увидев актрису, он воскликнул: «Я нашел свое режиссерское счастье!» Вернувшись из США в 1933 году, он мечтал снять нечто особенное — музыкальную комедию. Речь шла о «Веселых ребятах». Но Орлова отнеслась к идее прохладно. А потом, уже устав от уговоров, спросила: «Вы понимаете, что мы будем часто спорить?» Он ответил, что не беда, творческие споры — это очень даже хорошо. Они улетели на съемки в Гагры, откуда вернулись уже супружеской парой. С этой картины начался триумф Орловой, советской Марлен Дитрих, как ее называли, любимицы публики и лично товарища Сталина. Потом были другие фильмы, в которых Александров снимал жену: «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь» — можно сказать, именно он открыл ее звезду. Для окружающих они были образцовой парой, но отношения выглядели неоднозначно. Супруги обращались друг к другу на «вы» и спали в разных комнатах. Любовь Петровна ни разу в жизни не позволила себе появиться перед мужем без прически и в халате. И пусть сейчас спорят о том, была ли то великая любовь или больше пиар-история, именно Александров был с женой до последнего, когда она скончалась от рака поджелудочной железы.

Вряд ли карьера Инны Чуриковой сложилась бы столь блистательно, если бы не ее муж, режиссер Глеб Панфилов. Именно он разглядел драматический талант и особую притягательность актрисы с весьма характерной внешностью. История их любви началась почти что с анекдота. Режиссер увидел ее в роли… Бабы-яги и начал разыскивать, чтобы пригласить в свою картину «В огне брода нет». Инна исполнила главную роль — художницы-самородка Тани Теткиной. В том же году вышел фильм «Начало», где Чурикова сыграла одновременно и актрису, снимающуюся в роли Орлеанской девы, и наивную провинциалку Пашу Строганову. Эта работа принесла их творческому союзу мировую известность. По опросу журнала «Советский экран», Чурикова была названа лучшей актрисой 1971 года. Потом были вызвавшие не меньший резонанс «Васса», «Мать» — всего Панфилов снял около десяти игровых картин, и лишь в одной из них не была задействована его муза.

Про Лику Нифонтову говорят, что в кино она попала по блату. Когда актриса познакомилась с Сергеем Урсуляком, он еще не был режиссером, а так же, как и она, работал в театре «Сатирикон». И лишь потом Сергей проявил свои способности в режиссуре. Теперь он всегда оставляет супруге лакомые роли. Например, Нифонтова сыграла Нору (возлюбленную Гоцмана в популярном телесериале «Ликвидация») и Людмилу (жену главного героя в саге «Жизнь и судьба»). Понятно, что разговоры о семейственности Лике не нравятся. «Что бы я ни делала, все равно будут кивать: „Жена Урсуляка“. Я таких недоброжелателей приглашаю в театр „Сатирикон“ на мои спектакли. На сцене все вопросы о родстве отпадают». Кстати, она не считает себя карьеристкой. «У меня приоритеты расставлены давно. Есть семья, а потом уже профессия и какие-то увлечения». Нифонтова отлично подошла на роль музы: прекрасно готовит, ездит с мужем в киноэкспедиции и мастерски усмиряет его вспыльчивый нрав.

Юлю Высоцкую открыл для кинематографа ее муж, Андрей Кончаловский
Фото: Instagram.com/JULIAVYSOTSKAYAOFFICIAL

Можно сказать, что Юлю Высоцкую открыл для кинематографа ее муж, Андрей Кончаловский. Историческая встреча начинающей актрисы и известного режиссера произошла в 1996 году на фестивале «Кинотавр». И то, что могло бы остаться мимолетным увлечением, превратилось в прочный творческий и семейный союз. В прошлом году пара отметила двадцатилетие совместной жизни, у них двое детей — Мария и Петр. А также немало совместных фильмов: «Лев зимой», «Дом дураков», «Щелкунчик и Крысиный король», «Глянец». Не так давно на экраны вышла их новая совместная картина «Рай», получившая и «Золотого орла», и «Серебряного льва». Юля сыграла там главную роль. Актриса очень уважительно относится к работе мужа, на съемочной площадке называет его на «вы» и считает настоящим творцом.

А вот еще одна творческая пара не смогла сохранить свой союз. Егор Кончаловский и Любовь Толкалина познакомились во ВГИКе благодаря общей подруге. И примерно через год стали жить вместе. Жизнь актрисы тогда круто изменилась: Егор водил ее по светским тусовкам, в модные рестораны, познакомил со своими друзьями, среди которых были влиятельные в кинематографе люди. Ну и, конечно, снял возлюбленную в нескольких своих фильмах: «Затворник», «Антикиллер−2», «Консервы», «Москва, я люблю тебя!», «Сердце мое — Астана». Несмотря на рождение дочери Маши, пара так и не оформила брак. «Я прекрасно понимала, что я Егору не пара — хотя бы потому, что не могу поддержать диалог на французском о букете поданного вина и ничего не смыслю в Рембрандте и Дюрере. Я могу только быть красивой и улыбаться», — говорила Толкалина. «У каждого началась своя жизнь. Меня привлекало одно, Любу — совсем другое. Мы почти не пересекались. У нас не так много совместных интересов», — вторил Кончаловский. Оказывается, они уже восемь лет не живут вместе, хотя о расставании объявили лишь в январе этого года.

Егор Кончаловский и Любовь Толкалина познакомились во ВГИКе
Геннадий Авраменко

Два сапога пара — так говорили про экстравагантную Хелену Бонем Картер и ее не менее экстравагантного мужа, продюсера и режиссера Тима Бертона. Познакомились они в 2001 году на съемках фильма «Планета обезьян». Бертона все называли «чокнутым профессором»: он бегал по площадке, размахивал руками, что-то бормотал себе под нос. Хелене он сказал, что не видит никого другого в роли… примата, кроме нее. Их совместные картины всегда вызывали бурный резонанс: «Крупная рыба», где Бонем Картер исполнила роль ведьмы, «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в Стране чудес». «Если у тебя дома в постели лежит влиятельный голливудский режиссер, это страшно способствует актерской карьере», — не смущаясь, заявляла Хелена, вызывая зависть менее удачливых коллег. Правда, несмотря на наличие двух детей, их с Тимом нельзя было назвать традиционной семьей. Жили супруги в разных домах. Бонем Картер разговаривала во сне, Бертон сильно храпел — в общем, они решили, что по отдельности им будет поспокойнее. Последний раз Хелена сыграла в фильме мужа «Мрачные тени» в 2012 году. И тогда же со свойственным ей юмором усомнилась в их дальнейшем сотрудничестве: «Тима, кажется, уже тошнит от меня на съемочной площадке». Да и сам режиссер признавался, что больше не хочет снимать Хелену, ему нужна «новая кровь». А вскоре стало известно, что они решили поставить точку и в своих брачных отношениях.

Две звезды

В актерских кругах принято говорить о «волшебном прикосновении» Тодоровского. Мол, стоит Валерию Петровичу пригласить какого-нибудь малоизвестного актера к себе в картину, тот сразу становится звездой. Но не так было с его собственной женой. Евгения Брик к моменту знакомства с мэтром уже заявила о себе как яркая, интересная актриса. Познакомились они на кастинге к сериалу «Закон», продюсером которого был Тодоровский. Роль Евгении не досталась, вместо этого Валерий сделал ей другое предложение — руки и сердца. Увы, говорить о том, что после этого актрису ждал блестящий взлет, не приходится. За все время муж снял ее только в трех картинах — «Стиляги», «Оттепель» и «Географ», и то не в главных ролях. «Все время это были роли обделенных, несчастных женщин, которых не любят и которые себя навязывают, — рассказывала Евгения в интервью „Атмосфере“. Но Валера для меня все: гениальный режиссер, замечательный человек. Я так рада, когда он приглашает меня в свои картины, что не задаю вопросов, готова хоть кого сыграть. Спасибо, что вообще позвал».

Хелена Бонем Картер и Тим Бертон создали вместе немало прекрасных картин, но их творческому и семейному союзу пришел конец
Кадр из фильма "Мрачные тени"

«Это всем только кажется, что если муж режиссер, то жена будет сниматься во всех его фильмах. На самом деле это не так. Я не вижу, что что-то поменялось кардинальным образом в моей карьере после того, как мы с Мишей поженились», — вторит ей Лянка Грыу. Со своим будущим мужем, режиссером Михаилом Вайнбергом, она познакомилась на съемках мелодрамы «Ищу тебя». И как рассказывала позже в интервью, сразу почувствовала в нем мужественную, сильную натуру. Следующей совместной работой стал телефильм «От сердца к сердцу», потом был «Тест на беременность», в котором Лянка сыграла роль второго плана. Впрочем, она утверждала, что нисколько не в обиде и ее героиня Ольга ей нравится. В последнее время актрису нечасто можно увидеть на экране. Выбирая между карьерой и семьей, она предпочла личное счастье. «Если бы мы с Мишей остались с той же парадигмой — карьера, работа в разных городах, возможно, у нас и не получилось бы сохранить отношения». Сейчас пара большую часть времени проводит в Нью-Йорке.

Голливудская актриса Мишель Пфайффер тоже добровольно пожертвовала карьерой. После неудачных романов с Майклом Китоном, Джоном Малковичем и Аль Пачино актриса встретила свою любовь, режиссера Дэвида Келли. И установила для себя правило: сниматься в кино не чаще двух раз в год. Чтобы быть рядом с мужем и детьми, она даже отказалась от главных ролей в «Эвите» и «Основном инстинкте». «Я поняла, что мне нужно было полностью изжить собственные амбиции, чтобы прийти к абсолютному растворению в семейной жизни», — говорит Мишель.

Крушение иллюзий

Иногда после разрыва творческих союзов возникает дурное послевкусие. Так, звезда советского кинематографа Наталья Фатеева уверена, что развод с Владимиром Басовым помешал ее карьере. «Он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: „Когда же ты постареешь, когда тебе будет наконец тридцать лет…“ Он же и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали». С легкой руки Натальи пошли разговоры о том, что супруг любил закладывать за воротник. Сам Валерий Павлович обвинял жену в том, что она грезила только о карьере и крутила романы. Со следующей женой, Валентиной Титовой, режиссер прожил двенадцать лет. И регулярно приглашал ее в свои картины. «Щит и меч», «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Дни Турбинных» — они стали самыми яркими в ее биографии. Однако и Титова сохранила не слишком радужные воспоминания об этом браке. «Басову нужно было всегда во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая. Редкие вылазки с мужем в Дом кино казались праздником. Все смотрели на нас и восхищались: „Как ей повезло! Она сидит с самим Басовым!“ А я сидела, чуть не теряя сознание. Потому что в доме все перемыла, отхлорировала, отдраила, детей уложила спать. И так двадцать четыре часа в сутки». Валентина признавалась, что чувствовала себя не звездой, а домашней наседкой. В конце концов она ушла от мужа к известному оператору Георгию Рербергу.

Евгении Брик в картинах мужа достаются «роли обделенных, несчастных женщин»
Геннадий Авраменко

Марина Ладынина и Иван Пырьев познакомилась на съемках «Вражьих троп» в 1933 году. Он увлекся ею сразу, признался в любви, но забыл упомянуть, что женат на актрисе Аде Войцик и воспитывает сына Эрика. Марина узнала об этом, уже будучи беременной. Несколько лет Пырьев разрывался между двумя семьями и окончательно сделал свой выбор в 1938 году. Он собирался снимать знаменитых «Трактористов» и не видел никого другого в главной роли, кроме Ладыниной. Их творческий союз оказался весьма успешен. Она стала лауреатом пяти Государственных премий СССР (за роли в фильмах «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки»). Однако музыкальных комедий Марине было мало. Она считала, что не раскрыла свой драматический талант, и просила Пырьева о новых ролях. Но он был непреклонен. Видя, что жена стареет, не отказывал себе в интрижках с молоденькими артистками. В 1954 году их брак распался, что поставило крест на карьере Ладыниной. Руку к этому приложил сам Пырьев. В то время он заведовал «Мосфильмом» и позаботился о том, чтобы бывшую супругу не снимали.

До встречи с финским режиссером Ренни Харлином Джина Дэвис была очень успешной актрисой. Она дважды удостоилась премии «Оскар» — за роль второго плана в мелодраме «Случайный турист» и за главную роль в картине Ридли Скотта «Тельма и Луиза». Ренни также прославился своими лентами в жанре экшн. Они познакомились на съемках «Острова головорезов». По мере того как отношения переросли в роман, роль Джины в блокбастере становилась все больше. В 1993 году молодые люди поженились, а картину покинул Майкл Дуглас, который должен был стать главной звездой фильма. Этот проект стал одним из крупнейших фиаско в тогдашней голливудской истории. Не менее провальным оказался и второй совместный фильм. Не выдержав такого испытания, брак рухнул. С тех пор актриса появилась лишь в триллере «Долгий поцелуй на ночь» и озвучила мультфильм «Стюарт Литтл».

Съемки в фильме «Терминатор», на которых завязался роман малоизвестной актрисы Линды Хамильтон и культового режиссера Джеймса Кэмерона, вознес ее в ранг звезд первой величины. Кажется, даже создатели картины не ожидали такого успеха. После этого Линда быстренько переехала жить к Кэмерону. Официально тот был еще женат на Кэтрин Бигелоу, однако оформил развод. Продолжение — «Терминатор−2: Судный день» — принесло всем участникам проекта еще большую славу. Линду, сыгравшую Сару Конор, внесли в список 50 красивейших людей мира. В 1993 году у режиссера и актрисы родилась дочь, которую назвали Жозефина. Однако в творческом плане больше ничего ценного им создать вместе не удалось. После развода в 1999 году Линда снималась в основном в проходных сериалах, но закат карьеры вполне компенсировался финансовой выгодой. Свобода обошлась Кэмерону недешево: его бывшая жена получила 50 млн долларов. Этот развод стал самым дорогим в киноиндустрии.

Популярные статьи