Летающие автомобили уже на подходе, так что пробки исчезнут.

Мир без городов?

По данным статистики, 50% людей в мире — жители городов. Возможно, эта цифра будет увеличиваться год от года, а может быть… города начнут исчезать с лица планеты! По крайней мере такой вариант развития событий не исключает футуролог Данила Медведев.

— Тенденция независимости от города уже сейчас актуальна. И я уверен, она будет набирать обороты и дальше. До сих пор люди стремились в города, потому что в них давали лучшую работу, лучше обучали, лечили, развлекали и защищали. Но сейчас от внешнего врага бесполезны и высокие стены, и армейский гарнизон. Терроризм и организованная преступность ищут своих жертв именно в мегаполисах, — рассуждает Данила. — Большая власть и большие города тоже больше не связаны. Штабы и центры власти уже вынесли из столиц 35 стран. При этом менее управляемыми эти государства не стали. Потребительская торговля тоже уходит из мегаполисов. Ведь чем ближе к центру — тем выше цены. Да и зачем ездить за покупками, когда все можно купить через Интернет. Только в США объемы онлайн-торговли в ближайшие пять лет обещают вырасти вдвое. Еще меньше города теперь нужны для производства товаров. За последние 100 лет число горожан, создающих что-либо, сократилось в четыре раза. В странах Запада около 10% людей работают, вообще не покидая своих домов. Все, что им нужно, — компьютер и связь. Так зачем же нам жить в мегаполисе, в котором мы по два часа в день проводим в пробках и лишь только раз в год ходим в театр?

Однако Данила Медведев не утверждает, что города исчезнут совсем: «Просто потому, что людям нравится общаться и знакомиться друг с другом. Да и главную функцию мегаполиса — аккумуляция идей, креатива, очное образование и общение — все же ничто не заменит. Крупные форумы и мероприятия невозможно провести в деревне».


* * *

Так какими же они будут — мегаполисы будущего? На этот счет у Данилы прогнозы практически фантастические: «Самые крупные города планеты будут больше связаны друг с другом, чем с собственными странами. Глобальные мегаполисы (так называемый клуб элитарных городов) будут центрами инноваций, развлечений, туризма и просто человеческого общения». Эти «столицы мира» будут предлагать не товары и даже не услуги, а образ жизни. Они разделят между собой обязанности: поработав в финансовой столице, человек сможет подлечиться в медицинской, а на выходные уехать в театральную. Собственные квартиры в таких городах станут пережитком прошлого. Динамичные и мобильные профессионалы будут часто и легко переезжать с места на место. Разница — другой район или другой континент — для них исчезнет.

Те же, кого не устроит невероятный темп жизни новых сверхгородов, смогут перебраться в небольшие поселения. В них сохранится привычный образ жизни, но полностью изменится техническое обеспечение. Дома будут оснащены солнечными и ветряными генераторами, а машины — ездить на биотопливе, сделанном из мусора. В домах будет царить умная техника. Развитие виртуальной реальности позволит большинству людей работать дистанционно.

Промышленность, вокруг которой когда-то и возникли наши мегаполисы, больше не будет играть в жизни городов никакой роли. Где-то на Земле останутся заводы и фабрики, но поскольку работать там будут только роботы, то мало кто будет даже знать, где они расположены. Роботы заполнят и улицы городов. «Уже сегодня в европейских городах существуют роботы-мусорщики, которые ездят по улицам и собирают отходы. Да и все эти терминалы с прессой, билетами — тоже роботы, заменяющие бабушек из киосков и газетных ларьков. А когда-нибудь появятся и суррогаты — женщина сидит дома за компьютером, а заменяющий ее робот ходит вместо нее по магазинам, выбирает одежду, а потом высылает покупки по почте». Данила рассказал, что в Корее сейчас запустили новую технологию, которая и в Москве была бы актуальна. На стенах метро расклеили фотографии с изображением товаров, ценой и штрих-кодом. Люди, пока едут, заказывают что пожелают, а по приезде домой их уже ждет курьер с покупками.


* * *

Пробки исчезнут: «Во-первых, летающие автомобили уже на подходе. Опытные образцы существуют, и, думаю, примерно через десять лет мы увидим первые летомобили. Но надо понимать, что все новое пробивает себе дорогу с большим трудом. В Москве сейчас ведут активные бюрократические процедуры, чтобы разрешить вертолетные перевозки. Это будет первый шаг к летающим видам транспорта. К тому же появятся высокоскоростные автоматические виды общественного транспорта. А освободившиеся дороги перейдут в распоряжение людей на роликах, велосипедах и двухколесных электромобилях Segwey». Сам Данила уже около трех лет перемещается по городу на таком и зимой, и летом и вполне доволен результатом: «Двухколесный электромобиль — идеальное решение для мегаполисов. Это такой индивидуальный и промежуточный между пешеходом и автомобилем вид транспорта. Он компактный, мобильный и не засоряет окружающую среду».

Также, по прогнозам Данилы, улицы будут застроены домами-трансформерами: «Превращение здания из университета в офис, а из театра — в жилье позволит удовлетворять быстрорастущие и часто меняющиеся потребности жителей».

Современные технологии позволят создавать в городах нужный микроклимат: «В мире есть ряд проектов, позволяющих уже сейчас построить огромный купол, например над ВДНХ или „Лужниками“. И технология эта довольно дешевая. Стоимость сравнима с затратами на благоустройство территории и вывозом снега с улиц». Построив такие купола над городами, можно управлять климатом.

Освещать улицы можно будет с помощью модифицированных деревьев. «Просто в состав клеток вводятся флюоресцентные белки (эта технология уже активно используется в генной инженерии). И дерево будет светиться ночью».

Побороть преступность можно с помощью оснащения всех городских улиц видеокамерами. Причем доступ к изображению нужно разрешить всем жителям. Тогда получится, что преступление будет совершено на глазах у целого города: «Общественный контроль — очень продуктивная вещь», — считает Данила Медведев.


* * *

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: «Будущие города могут жить без пробок по разным схемам. Например, низкоплотная застройка и высокоавтомобилизированные семьи, в которых каждый взрослый ездит на машине. Либо же высокоплотная застройка, где много пешеходных зон и идеальный общественный транспорт. Жизненно и то, и это. Не жизненная — смесь».

Специалист по общественным коммуникациям Денис Визгалов: «Хоронить города — старинное увлечение человечества. В 1988 году немецкий философ Вебер написал книжку, в которой пророчил, что как только Интернет проникнет в каждый уголок земли, то города будут не нужны. Однако города до сих пор живут и даже умудряются расти. Живое общение ничто не заменит. Вот вам факт: мировой банк подсчитал, что, несмотря на развитие средств связи — Скайп, Интернет, факс, — командировок меньше не стало».

Архитектор Борис Бернаскони: «Что такое дома в прошлом — это тяжеловесное сооружение. Посмотришь на него, и сразу ясно — это театр или жилой дом. Сегодня все больше отдают предпочтение домам-трансформерам. Там и конюшня, и офис, и квартиры, и гостиница. То есть здание-гибрид. Его не надо сносить полностью, чтобы переделать».

Популярные статьи