Исторические фильмы — жанр весьма опасный. Редкий историк не попытается найти ляпы в сценарии и не обрушится с критикой на создателей. Но среди зрителей подобные картины пользуются большой популярностью благодаря своей роскоши, красоте и таинственному ореолу прошлого. На примере нового фильма «Золотой век» «МК-Бульвар» попытался разобраться в тонкостях съемочного процесса.
«Золотой век» является продолжением картины «Елизавета» (1998) с Кейт Бланшетт в главной роли и рассказывает о правлении английской королевы Елизаветы I в 80-е годы XVI века. Режиссер обоих фильмов Шекхар Капур признает, что не всегда точно следовал исторической правде. «История — это интерпретация событий, и за 400 лет реальные факты могли быть сильно приукрашены или, наоборот, даже вычеркнуты из летописи», — говорит Капур. Поэтому некоторые события «Золотого века» режиссер придумал сам. Например, известно, что перед тем как английские войска отправились на битву с испанской армадой, королева выступала перед своими солдатами с напутствием, в котором признавалась, что готова сама сражаться за свою страну. Однако никто не знает, надевала ли Елизавета когда-нибудь доспехи, чтобы своим видом поддержать воинов. Но Капур решил все-таки заковать Кейт Бланшетт в латы, чтобы добавить драматичности. Сама актриса была от этого только в восторге, правда, потом призналась, что сцена далась ей тяжело как в переносном, так и в прямом смысле: доспехи весили несколько килограммов, к тому же ветер в момент съемок дул Кейт прямо в лицо.
И хотя Кейт понравилось сидеть на лошади в доспехах, ей, как любой женщине, было куда интереснее примерять наряды тех времен. Художник по костюмам Александра Берн это понимала и старалась придумать для Елизаветы самые красивые платья. Для нее это было не так уж и сложно, потому что Берн хорошо изучила эту эпоху еще во время работы над первым фильмом. Но она все равно не смогла избежать искушения добавить в костюмы современности. При создании платьев Елизаветы Александра черпала вдохновение в одежде Кристобаля Баленсиаги: в 1937 году дизайнер выпустил коллекцию нарядов в стиле испанского ренессанса. «Елизавета была иконой моды своего времени, и я хотела сделать ее более доступной для современного зрителя», — поясняет Берн.
Клайву Оуэну, сыгравшему роль Уолтера Рэйли, в которого влюбляется Елизавета, в плане смены нарядов повезло меньше. Берн выяснила, что, вероятно, у него было лишь одно придворное платье, так как Рэйли был ограничен в средствах. Поэтому Оуэну пришлось довольствоваться одним костюмом, к тому же сильно изношенным. А еще привыкать к бриджам и даже учиться в них элегантно ходить, как джентльмены того времени.
Но кто всегда вынужден идти на обман и выдавать одно за другое, так это художники-постановщики. В «Золотом веке» Вестминстерское аббатство сыграло роль испанского дворца Эль Эскориаль. Собор Винчестер на западе Англии прикинулся собором Святого Павла, разрушенным в 1666 году великим лондонским пожаром. Нормандский собор Эли на время превратился в королевский двор в Уайтхолле, а часовня Девы стала местом проведения королевского пира, который Елизавета дала в честь архиепископа Карла Австрийского.
Зато сам пир может считаться исторически достоверным: авторы фильма приготовили все блюда по настоящим рецептам того времени. По-настоящему же был построен корабль Уолтера Рэйли Tyger. Судно длиной 54 метра сделали из толстых бревен и стальных рам и украсили балками, лестницами и фигурами. Его строительство заняло несколько месяцев, после чего еще несколько недель судно старили при помощи огня, чтобы создалось впечатление, что корабль сильно потрепало в боях. В итоге даже Клайв Оуэн в своих неудобных бриджах ощущал себя на палубе крайне уютно, как истинный морской волк.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ ПРО ЕЛИЗАВЕТУ I