Писатель Юрий Герман (отец мэтра современного российского кино Алексея Германа) написал довольно жесткий киносценарий о молодом шофере Саше Румянцеве, которого подставляют жулики, и он попадает в тюрьму. Там молодого человека подвергают всяческим унижениям и оскорблениям, в результате у Саши не остается никакой надежды доказать свою невиновность.
Еще во время доработки сценария режиссер Иосиф Хейфиц получил из ленинградского обкома партии гневную бумагу о том, что в советском кинематографе не может быть фильма, в котором позорят доблестную милицию.
Иосиф Ефимович пытался сопротивляться, но на него начали давить со всех сторон. Из-за угрозы закрытия картины Герман и Хейфиц ввели в сюжет благородного и честного милиционера, полковника Афанасьева, которого блестяще сыграл Сергей Лукьянов.
Режиссер очень тщательно готовился к съемкам «Дела». В архивах «Ленфильма» остались тетрадки Хейфица с заметками о ходе работы. В них есть список заданий, которые поставил перед собой Иосиф Ефимович: «Побеседовать с консультантами из ОРУДа (Отдел по регулированию уличного движения. — «МКБ») и ГАИ; побывать на допросе, в детдоме и в приемном покое «скорой помощи»; повидать настоящего, живого афериста; познакомиться с работой начальника эксплуатационного отдела автобазы; провести день с шоферами-дальнерейсовиками; посмотреть фильм «Под крышами Парижа». «Под крышами Парижа» — французский фильм 1930 года, рассказывающий о любовном треугольнике красавицы Полы, уличного музыканта и его друга.
На главную роль Хейфиц без раздумий пригласил молодого актера Алексея Баталова, талант которого за год до этого раскрыл в своей картине «Большая семья». Помогли начинающему артисту и навыки, приобретенные во время службы в армии. Там он закончил и получил удостоверение школы автомехаников. Но этого Баталову показалось мало, и он научился водить тяжелые грузовики, пропадая целыми днями на автобазе с шоферами. Позднее в своих интервью Алексей Владимирович шутил, что без работы не останется: «На черный день я берегу профессиональные права шофера с некоторым стажем работы на тяжелых бортовых машинах и удостоверение школы автомехаников».
Немало изобретательности пришлось приложить и операторам фильма Моисею Магиду и Льву Сокольскому. По сюжету, шофер Румянцев, чтобы не сбить маленькую девочку, направляет свою машину в кирпичный забор. Чтобы передать чувства водителя и девочки, было принято решение посмотреть на ситуацию их глазами. Для съемок ракурса Румянцева на дороге протянули рельсы для камеры. Перед киноаппаратом установили капот грузовой машины. Камеру вместе с оператором разгоняли и запускали прямо на ребенка. В кадр попадала дорога, капот и девочка. В результате зрители с ужасом наблюдали глазами шофера, как его машина надвигается на малышку. Для съемки ракурса девочки камеру поставили на асфальт, а опытный водитель проехал прямо над ней. И опять получился эффект присутствия на дороге.
Во время работы над этим сложным эпизодом чуть не погиб оператор Моисей Магид. Снимали момент, когда Румянцев отворачивает свой грузовик от девочки и направляет в кирпичную стену. Оператор вместе с помощником и камерой лег на обочине дороги. Уже звучала команда «мотор!», когда Магид шутливо попросил своего коллегу: «Если что, столкни меня в кювет». Машина поехала. Водитель за несколько метров до оператора стал тормозить, но на мокром асфальте грузовик начало заносить. Моисей, беспокоясь только о красивом кадре, ничего этого не заметил и мог оказаться под колесами. Но на помощь пришел его товарищ, вовремя вспомнив шутку про кювет, и столкнул Магида с обочины.
Картина быстро завоевала сердца зрителей не только детективным сюжетом, но и игрой актеров. А на фестивале в Карловых Варах советский фильм получил интересный приз — Премию борьбы за нового человека, что оказалось очень символично после XX съезда партии и разоблачения культа личности.