Давным-давно…

Как долго и какими бы темпами цивилизация ни двигалась вперед, людей всегда будет интересовать, что было в далеком прошлом. А пока научные умы бьются над точным восстановлением доисторической эпохи, писатели и режиссеры предоставляют любопытствующим свою альтернативную историю. Как, например, новый фильм «10 000 лет до нашей эры».

Как долго и какими бы темпами цивилизация ни двигалась вперед, людей всегда будет интересовать, что было в далеком прошлом. А пока научные умы бьются над точным восстановлением доисторической эпохи, писатели и режиссеры предоставляют любопытствующим свою альтернативную историю. Как, например, новый фильм «10 000 лет до нашей эры».

Режиссер Роланд Эммерих больше известен как любитель заглянуть в будущее: его фильмы «Луна−44», «Звездные врата», «День независимости», «Послезавтра» рассказывают о том, что нас ждет впереди. Однако на этот раз он решил окунуться в глубокое прошлое и показать, как жили люди за 10 тысяч лет до нашей эры. Фильм рассказывает о молодом охотнике на мамонтов Д’Лехе, возлюбленную которого Эволет похитило загадочное воинственное племя. Тогда Д’Лех вместе с небольшой группой соплеменников отправляется на поиски Эволет, а в результате находит потерянную цивилизацию, где великие пирамиды простираются до небес… Кстати, имя Д’Лех было придумано Эммерихом не случайно. Наоборот, оно читается как held, что в переводе с немецкого обозначает «герой», а также «главное действующее лицо».

Чтобы отправить зрителей в путешествие во времени, Эммериху и его команде пришлось отправиться в путешествие в пространстве, а именно на другой конец Земли. В Новой Зеландии Роланд нашел подходящий ландшафт для съемок расположенного в заснеженных горах поселения охотников, а в ЮАР и Намибии — субтропические леса и пустыни, через которые пролегает путь главных героев. В Новой Зеландии съемочной группе помогали все, включая вождя одного из племен маори Нгаи Тахо, который благословил съемочную группу и освятил место съемок. А местные жители помогали делом. Фермеры тащили кости животных, рыбаки — водоросли, дети — мох и ветки. Все это шло на украшение хижин охотников. Сами же хижины строились из костей мамонта, но не настоящих, а выпиленных из дерева и покрашенных. «Кости» делались на основной кинобазе картины, расположенной рядом с Кейптауном (ЮАР). А потом доставлялись на место съемок. С этим у реквизиторов, кстати, возникало много проблем: на новозеландской таможне каждый раз приходилось доказывать, что кости мамонта не настоящие.

В фильме нет ни одного упоминания, на каком континенте разворачивается действие картины. Но для Эммериха это всегда была Африка, потому и основные съемки проходили именно там. Рядом с Кейптауном съемочной группе выделили гигантское поле для сцен сражения главных героев с доисторическим птицами и саблезубыми тиграми.

Чтобы воссоздать древний лес, художники картины три месяца сажали траву, кусты и деревья. В это же время в Намибии — на знаменитом горном массиве Спитцкоппе — 130 местных наемников строили декорации деревни племени фермеров Наку, с которым также встречаются главные герои. Для Эммериха было очень символично получить разрешение работать на Спитцкоппе, ведь именно там Стэнли Кубрик снимал ключевые сцены для фильма «2001: Космическая одиссея». Помимо декораций на Спитцкоппе был построен сверхсовременный палаточный лагерь, где во время съемок жила группа, с телевидением, доступом в Интернет и горячей водой, которую, правда, ежедневно приходилось привозить по 60 тысяч литров из источника, расположенного в 70 километрах от лагеря.

Все время, пока шла подготовительная работа, актеры находились в тренировочном лагере рядом с Кейптауном.

Помимо обыкновенной физподготовки артисты учились танцам, охоте, обращению с примитивным оружием и вообще всевозможным движениям и жестам, свойственным древним людям. Больше всего тренироваться пришлось исполнителю главной роли Д’Леха Стивену Стрейту. Но он и сам серьезно подошел к своей роли: не только сбросил лишни× 14 килограммов, но и перечитал кучу литературы, чтобы лучше войти в образ. Хотя, по словам Камиллы Белль, исполнившей роль возлюбленной Д’Леха, самым лучшим способом войти в образ было просто надеть на себя древнюю одежду.

Дизайнеры по костюмам начали свои исследования по одежде тех времен в Британском музее, но в итоге руководствовались наскальными рисунками, найденными в ЮАР. Костюмы для охотников они делали из шкур антилоп и кожи, «загримированной» под шкуры мамонтов. А чтобы актеры не замерзли в сугробах Новой Зеландии, надевали на них термобелье. При создании костюмов кочевников и фермеров дизайнеры ориентировались на одежду современных африканских племен. Для членов воинственного племени шили костюмы из парусины, джута и шерсти, а украшали их конскими волосами в дань тому, что они наездники. А для возглавляющего их Бога и его жрецов костюмеры позаимствовали наряды и украшения у знати Древнего Египта. Вся одежда — свыше тысячи костюмов и тысячи пар обуви — была сшита вручную, а потом состарена.

Роланд Эммерих досконально подошел к воссозданию того времени, так как хотел быть правдоподобен во всем. Но тем не менее заранее предупреждает зрителей, что это всего лишь сказка, которая не имеет с реальностью ничего общего.

КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Десять тысяч лет назад мировое население составляло около пяти миллионов человек, большинство из которых принадлежало к охотничье-собирательным племенам.

Гончарное дело и приготовление еды в посуде были развиты лишь в Японии и Северной Африке.

Тогда же на юго-востоке Азии начало зарождаться сельское хозяйство: высаживали в основном рис и просо.

Земледельцы появились также в областях Армянского нагорья и в некоторых регионах Ближнего Востока.

В Месопотамии люди стали собирать дикую пшеницу и ячмень, из которых делали солод, а потом пиво.

В Европе уже начали охотиться на диких лошадей, но приручили их лишь в середине четвертого тысячелетия.

Мамонтов к тому времени уже не осталось: они вымерли еще до завершения последнего ледникового периода, закончившегося 10 тысяч лет назад. Лишь немногие дожили до шестого тысячелетия, но исключительно на Аляске.

Первые суда, сделанные из папируса, появились лишь в шестом тысячелетии до нашей эры.

Первые города — в пятом тысячелетии, а первые пирамиды — в третьем тысячелетии до нашей эры.

Популярные статьи