Поступают все. Ищем —талантливых!

Родители абитуриентов — это особая категория родителей. Они плохо спят, у них нет аппетита, а самыми во всех смыслах дорогими людьми для них становятся репетиторы. «Родительский дом» спешит на выручку.

Родители абитуриентов — это особая категория родителей. Они плохо спят, у них нет аппетита, а самыми во всех смыслах дорогими людьми для них становятся репетиторы. «Родительский дом» спешит на выручку. Мы начинаем цикл материалов в помощь тем, кто готовится поступать в вуз, то есть в первую очередь — родителям выпускников школ. А самым первым экспертом в этом нелегком деле мы попросили стать Владимира Михайловича ФИЛИППОВА, ректора РУДН, в недавнем прошлом — министра образования РФ.

— По некоторым данным, многие вузы уже прошлым летом испытали… дефицит абитуриентов. Это объясняют демографической ямой, в которую страна попала в начале 90-х. То есть теперь «поступают все»?

— Действительно, демография внесла свои поправки: большая часть поступающих… поступает. С одной стороны, дефицит абитуриентов испытывают специальности, которые не пользуются спросом на рынке труда. С другой — ведущие вузы, к которым относится и РУДН, борются за способных, талантливых ребят с помощью олимпиад, конкурсов. И каждый такой абитуриент уже сам выбирает вуз не только с учетом элитности, но и прикидывая, а сможет ли он прожить в Москве, а интересная ли в вузе студенческая жизнь.

— Как вы объясните рост интереса абитуриентов к техническим, естественным наукам?

— Инженерные специальности становятся все более привлекательными, потому что поднимается промышленность. Но еще работая в министерстве образования, я часто отвечал на вопросы родителей и всегда говорил, что наиболее привлекательны будут специальности, которые связаны с информационными технологиями. Учиться по специальностям «прикладная математика» и «информатика» тяжело, но это тот фундамент, который дает человеку возможность быть адаптированным в любой отрасли.


«ЕГЭ оправдал себя»


— Будучи министром образования России, вы ратовали за введение в стране единых госэкзаменов. Не разочаровались ли вы в ЕГЭ теперь, на посту ректора?

— Эксперимент с ЕГЭ еще не завершен — естественно, происходят коррективы, но я считаю, что стратегически он оправдал себя. Это подтверждают два показателя. Первый — то, что сейчас дети, сдавая ЕГЭ в регионах, могут посылать свои данные в десятки вузов страны, никуда не выезжая, и мы, ведущие вузы, включая МГУ, боремся за ребят, которые на ЕГЭ получают 98—100 баллов. То есть главная задача ЕГЭ решена — расширена доступность образования.

И второй показатель могу привести на примере Москвы, которая впервые ввела обязательный госэкзамен по русскому языку. Сотни школьников по итогам ЕГЭ получили баллы, соответствующие «двойке». Такого раньше не было никогда. Это показало, что внешняя оценка итогов обучения в школе более объективная, чем принцип «сам учу и сам принимаю экзамен». Значит, будет решаться проблема повышения качества школьного образования.


«Кукарекал весь семестр, а на экзамене половине студентов „двойки“ поставил»


— Чем нынешние абитуриенты отличаются от предшественников?

— Появился огромный слой детей, которые знают: как ни учись в школе, а папа с мамой заплатят — и он попадет в вуз. И, к сожалению, становится много таких детей, которые приходят на вступительный экзамен и пишут, как у нас в этом году абитуриент медицинского факультета: «Микробы, конечно, однополые все, но размножаются половым путем». Люди, имеющие такие знания, хотят нас потом лечить! Это очень страшно, когда за деньги можно попасть на такие факультеты. Дело чести высших учебных заведений — не поддаться, не заработать эти дармовые деньги.

В любом институте в советское время знали: двадцать минут позора — и тебе засчитана дипломная работа — «тройку» поставят. В этом году на нашем медицинском факультете 12 человек за две недели до окончания вуза на госэкзаменах получили «двойки». После 7 лет учебы мы их выгнали без дипломов. Теперь комиссии, которая ставит «тройку», нет. Есть компьютерный экзамен. И не важно, на платной основе ты учился или на бесплатной.

Но у меня есть принцип в жизни: прежде чем спрашивать с человека (с профессора ли, со студента, с проректора) — научи работать. Научи, а потом уже с него спрашивай. Поэтому для первокурсников мы издаем полные тексты лекций, которые профессора читают. Мы ввели бесплатные обязательные консультации — боремся за то, чтобы слабого студента подтянуть. У нас вводится кредитно-модульная система, когда студент должен набирать свои баллы в течение семестра, а не надеяться выучить все к сессии.

Все это заставляет много работать и преподавателей: не просто читал-читал, кукарекал весь семестр, а потом в январе пришел и поставил половине «двойки». Преподаватель должен раз в три недели составлять задания, получать ответы: письменные работы, коллоквиумы, контрольные.


«Вступительные экзамены сохранятся»


— Ваш прогноз на грядущую вступительную кампанию?

— Должна быть целая инфраструктура, привлекающая студентов в университет. Им предстоит провести здесь 6—7 молодых лет, они хотят интересной жизни. Например, у нас не одна команда КВН, у нас много команд — и мы этим гордимся. Родители спрашивают: «А как у вас с пожарной безопасностью? А как у вас с милицией?» и так далее.

Выпускники нашего вуза имеют бесценный капитал в виде связей с друзьями из десятка стран мира. Мне выпускники говорят: «Вот здесь у меня в электронной записной книжке — 60—70 стран как минимум!» Это не только помогает им, когда они поедут отдыхать на Кипр, в Грецию, в Таиланд или в Египет (отовсюду у нас есть студенты), но главное — это помогает в профессиональных контактах. Когда приходит к тебе партнер, первым делом думаешь, в чем его выгода, в чем он хочет тебя обмануть. А когда вы учились вместе, в одном общежитии прожили вместе, то доверие колоссальное. Этот огромный капитал, который наши студенты получают, обучаясь с ребятами из 130 стран мира.

— Что вы можете посоветовать родителям абитуриентов?

— Надо меньше дрожать. Если ребенок пришлет нам хорошие данные по ЕГЭ — поступление гарантировано. Я советую обязательно идти на подготовительные курсы, потому что в 2008 году помимо ЕГЭ еще сохранятся вступительные экзамены в вузы. Эти экзамены связаны со спецификой данного вуза, с преподавателями, которые на курсах готовят примерно так, как потом будут спрашивать. Поэтому лучше заниматься при том вузе, куда собираетесь поступать.

Дата публикации: 17 марта 2008
Просмотров: 1554

Популярные статьи