Один из законов кино гласит: животные в кадре «вытягивают» любой фильм. И если режиссер решает украсить фильм собачкой, ежиком, верблюдом или клещом (в меру своей фантазии), то обращается на уникальную киностудию «Мосфильм-КИНОлогию», которой на днях исполняется 15 лет. О жизни и работе с хвостатыми актерами «РД» рассказал руководитель студии Виктор ЗУЙКОВ.
Между очередными съемками Виктор отдыхает в своем маленьком кабинетике на «Мосфильме». Делит огромный бутерброд на двоих — с самой преданной из его «возлюбленных», звездой многих фильмов, хаски Метель, которой в основном достаются роли волчиц. За компьютером, среди вороха бумаг и счетов, в поте лица трудится четвертая жена Виктора, высокая красавица Алена.
— Вашей киностудии исполняется 15 лет, как же вы выжили в кризис? — интересуюсь у Зуйкова.
— У меня свое ноу-хау: распустил всех сотрудников и женился, — шутя, делится «секретом фирмы» Виктор. — И знаешь, деньги потекли в дом… Алена моих животных любит больше, чем меня. И в этом, наверное, секрет нашего счастья. Иначе, пожалуй, со мной не выжить и дела не построить. Представьте, утро у нас начинается с того, что благим матом орет огромный попугай, который, как его ни накрывай, всегда находит способ узнать, что рассвело. А еще надо гулять с собаками, убирать за котами…
— Но ведь наши животные не обычные, они такие талантливые и замечательные, что с ними всегда интересно! — искренне удивляется Алена. — Кстати, у нас часто бывают какие-нибудь необычные гости: то питон, то обезьяна, то утята, которых надо все время охранять от Метели.
— Ваша Метель вроде бы воспитанная собака?
— Когда Метель снимается в образе волчицы, ей часто приходится охотиться в кадре на какую-то живность, — объясняет Виктор. — Она не понимает разницы между съемками и обычной жизнью, и с легким сердцем давит кур и утят. И наказывать ее за это сложно. В этом и заключается трудность содержания дома животных-артистов, обычно в кино требуется как раз то, что воспитанным питомцам не дозволено. Например, от котов — прыгать на стол, заставленный едой. Поэтому, когда идет подготовка к съемкам, стоит специальный человек и вежливо так, чтобы не отбить эту привычку, отгоняет наших котов от стола.
— Только и думаешь, как, не поранив тонкую психику наших актеров, не дать им превратить квартиру в бедлам, — смеется Алена.
— Кстати, я думаю, если Алена так спокойно переносит моих зверей, то из нее получится хорошая мама. Нам надо еще хотя бы двух детей воспитать, чтоб было кому мастерство передать. А то мои старшие дети — дочка и сын — хоть и учились на ветеринара и охотоведа, по моим стопам не пошли, — умудренный опытом Зуйков строит далеко идущие планы.
При этом деловых задач у Виктора тоже хоть отбавляй: одновременно он работает в пилотных сериях нового сериала, где в одной из главных ролей выступает той-терьер Мокагон, проводит детский фестиваль «Зверолашъ», готовится снимать сказку по сценарию Валерия Золотухина. И еще сам «напросился» преподавать студентам.
— Сейчас время непрофессионалов в кино, — с болью констатирует Виктор. — Часто все делается в последний момент, экономят на каждой мелочи, и особенно это касается животных, безграмотность в плане зоомира просто потрясающая. Например, в сериале «Тайга. Курс выживания» — неплохом в общем-то кино — столько ляпов было в сценарии, что диву даешься! Так, идут герои по тайге, взлетает стая перепелов. Ну как они могут там появиться! Это же степные птицы! Или по сюжету выходит ночью к костру косуля и пугает героя. Ну какое дикое животное само к костру приблудится?! В общем, от отчаяния я даже пошел как-то к руководству ВГИКа. Говорю, ваши выпускники просто не представляют, как работать с животными. Единственное, что знают в лучшем случае, это то, что на животных, как и на детей, надо тратить пленки в десять раз больше, чем на обычные сцены. Сколько можно терпеть! В общем, 7 часов студентам показывал ролики, объяснял. Скажу без лишней скромности, имел оглушительный успех.
А поработав пару лет на моей студии, многие думают, что уже могут сами снимать животных. Я тут насчитал около семи фирм, подобных моей, которые создали мои бывшие ученики. Они думают, что умеют работать. Берутся за фильм, а когда сталкиваются с трудностями, тут же все бросают. И тогда на картину вновь зовут меня, и я занимаюсь неподходящими животными, которых закупили по указанию непрофессионалов, разруливаю ситуации с болезнями и покусами
— Неужели у тебя на съемках не было опасных ситуаций?
— Мы стараемся заранее просчитать все риски. Моя киностудия работает под лозунгом: «На наших съемках ни одно животное не пострадало». Также за все 15 лет у меня не было ни одного покуса на съемочной площадке. Но это потому, что я требую строгого соблюдения правил общения с животными. А тут недавно для одной рекламы снимали обезьяну. На первый взгляд трогательную такую, смешную. И после удачно отснятого ролика режиссерша в порыве чувств схватила ее на руки и поцеловала. Слава богу, что обезьяна не успела поранить ей лицо, только укусила в плечо. Ведь обезьяны — одни из самых непредсказуемых и коварных животных, и я об этом сто раз говорил на этих съемках.
— Как ты отбираешь своих лохматых киноактеров?
— По-разному: могу увидеть на улице, или на сайте, или в гостях. Я интуитивно чувствую животных, и мне достаточно пяти минут, чтобы понять, на что оно способно… Думаю, у каждого человека есть свой путь. И если слушать себя, то всегда на него выйдешь. Ведь чем бы я ни занимался в жизни, все в конечном итоге оказывается полезным для моей работы.
— А чем ты занимался до съемок?
— Я с детства обожал и кино, и животных, но судьба распорядилась иначе: я учился в МАИ, стал военным. Правда, всегда был связан с кинологической службой, позже увлекся охотой, подготовкой охотничьих собак. В начале 90-х, хотя мне и светила генеральская карьера, решил уволиться из армии. А все потому, что у меня была мечта: создать деревню, в которой бы мы жили натуральным хозяйством и занимались возрождением русских борзых. Уже были найдены и место, и спонсоры. Но тут грянул путч, спонсоры пропали, а я потом долго расплачивался с долгами.
— А когда же в твоей жизни появилось кино?
— Когда запускалась «Королева Марго», никто не решался браться за сцены охоты — слишком сложными они были. Тогда и вспомнили про того сумасшедшего, который когда-то с возрождением русской борзой носился. Ну, а дальше — пошло-поехало. Говорю же, важно найти именно свой путь.
— Скажи, какие у тебя были самые необычные киноактеры?
— Много разных интересных зверюг было, — улыбается Зуйков. — И огромный бык, и стая воробьев, и крохотный тигренок. Но сегодня мне кажется, что самым необычным был клещ Арнольд из того же фильма «Тайга. Курс выживания». Снимали мы тогда в Адыгее, в Гузирипольском заповеднике. Красивейшие места, уже прохладная осенняя пора. И тут наш режиссер для полноты картины требует достать клеща, чтобы посадить на ногу героини. Где, говорю, в эту пору найти клещей, они уже месяц, наверное, как все спят. Ну, говорят, ты же у нас по животным главный, добудь и всё. Ну, что делать, пошел я в лес, искал, искал — естественно, никого. А вокруг мои собаки носятся — Метель с сыном. Вечером, удрученный неудавшимися поисками, я по привычке стал осматривать их шерсть. И вдруг — о, чудо! — клещ.
— С кем из людей-актеров тебе больше всего понравилось работать?
— Актеры у меня ассоциируются в первую очередь с животными, с которыми они вместе играют. С очень и очень многими актерами я дружу, о всяких интересных случаях на съемках как-нибудь думаю даже книгу написать. Но в последнее время я чаще всего вспоминаю ребят, которые так рано и трагично ушли, — Влада Галкина и Юру Степанова. С Владом мы работали над несколькими сериалами. Он был очень взрывной, горячий, искренний — в общем, настоящий. Помню на съемках «Участка» он очень полюбил нашего Цезаря, так и звал его «ушастый парень», все время ему косточки приносил. Или перед глазами часто встает картинка: мы на съемках «Неидеальной женщины». Влад с больным коленом, после операции, носит по лестнице Настю Заворотнюк. Ему тяжело, тихонько просил меня, чтобы в этой сцене наш кот Кузя сыграл с первого дубля. А то, шутит, актриса-то у меня легкая, но ее каблуки, наверное, весят столько же, сколько она. А потом, посмотрел отснятый материал, пришел ко мне и смеется: «Ну твой Кузя, как обычно, всех переиграл!». До сих пор не могу поверить, что его уже нет…
— А Юрий Степанов с кем из твоих животных работал?
— С Юрой мы все время кого-то ловили. Сначала свинью, потом верблюда.
— Неужели они пугались этого обаятельного актера?
— Нет, просто совпадение. В первом случае, по сценарию, муж, то есть Юра, объясняется с женой в хлеву, а им все время свинья мешает. Мы нашли на роль свиньи-разлучницы здоровенного минипига, похожего на деревенскую хрюшку. Но он был пугливым, и однажды, устав от софитов и камер, выбросился из окошка машины, в которой его везли. К счастью, остался цел и невредим, но гонялись за ним по колхозным полям мы с Юрой очень долго. Второй раз у верблюда, на котором Юре предстояло ездить, испортилось настроение. А между прочим, в гневе верблюды страшны. Плевки — это ерунда по сравнению с тем, если попадешь под копыта разъяренного верблюда. Ну я тоже довольно быстро решил эту проблему, правда, для этого понадобилась верблюдица.
— Откуда ты столько знаешь о повадках и привычках разных животных?
— Я всю жизнь читаю, изучаю все, что можно, о наших меньших братьях. Когда предстоит в кино снимать зверя, с которым еще не работал, начинаю собирать о нем информацию. Ведь обычно все люди, увидев какого-то зверя, задают несколько стандартных вопросов: где и сколько живет, как питается и размножается, опасен или нет. Сам же я оцениваю конкретных животных по степени их таланта. Бывает, так влюбляюсь в зверя, что уже расстаться с ним просто не могу. Так и делю кров с гениальными собакой Метелью, котом Кузей и попугаем Савелием.
— Скажи, сам об актерской карьере не мечтаешь?
— Мне часто предлагают сняться в той или иной роли, но мне куда интереснее воплощать свои замыслы в животных…