Как-то в конце 80-х поздним вечером к Нине Ургант подошли два здоровяка с бритыми затылками и золотыми цепочками толщиной с палец. Понятное дело, что актриса не на шутку испугалась, а парни упали перед ней на колени и сказали: «Спасибо вам за Победу и „Белорусский вокзал“!» В этом году исполняется сорок лет, как на экраны страны вышел фильм о войне, в котором не прозвучало ни одного выстрела и не появилось ни одного фашиста.
Но при этом «Белорусский вокзал» считается одним из лучших в этом жанре. В преддверии юбилея картины «МК-Бульвар» вспоминает самые интересные моменты из истории этого фильма.
По давней традиции все хорошее у нас никогда не происходит без плохого. Так случилось и с фильмом «Белорусский вокзал», создатели которого пережили много неприятных моментов во время работы над картиной.
Однажды режиссер Андрей Смирнов узнал, что Вадим Трунин написал сценарий о том, как четверо фронтовых друзей встречаются через много лет на похоронах своего командира. Они целый день пытаются его помянуть и снова обретают настоящую дружбу, утерянную за годы. Смирнов разыскал Трунина в Таджикистане, и они вместе стали ходить по начальству, чтобы добиться разрешения на работу. Но не тут-то было.
В другой раз картину чуть не закрыли, посчитав, что главные герои выглядят очень неправдоподобно. «Создается такое впечатление, что друзья не победители в войне, а проигравшие» — так было написано в резолюции. И опять «Белорусский вокзал» отстоял Михаил Ромм.
Практически целиком был переснят эпизод, в котором медсестра Рая моет своих гостей. В первоначальном варианте перепачканные друзья остаются в одних трусах, умываются и в них же выходят в комнату, потому что не стесняются ни друг друга, ни тем более своей родной медсестрички. Но худсовет назвал эту сцену позором, и в результате в кадре появляются лишь голые спины, а из ванной герои уже выходят полностью одетыми. Кстати, из-за квартиры Раи режиссер и оператор получили выговор и были оштрафованы на треть оклада. Дело в том, что Смирнов и Лебешев (оператор) заставили переделать отстроенные декорации квартиры, которые выглядели царскими хоромами. И попросили создать жилье медсестры — скромное и чистенькое, то есть более приближенное к реальной жизни.
Но больше всего у режиссера возникло проблем с подбором актрисы на роль медсестры Раи. На пробы приходили Ия Саввина, Нина Архипова, Людмила Хитяева. Дирекция «Мосфильма» и лично министр культуры Екатерина Фурцева настоятельно рекомендовали Инну Макарову. Но Смирнов видел в этой роли только Нину Ургант. Прошел год, был снят весь фильм, кроме сцен с медсестрой, а актрису все никак не утверждали. Из-за нервов и перенапряжения режиссер попал в больницу и отказался от работы над картиной, поскольку ему не разрешали снять актрису. Руководство «Мосфильма» еще раз попыталось надавить на строптивого Смирнова, но в результате сдалось и утвердило Ургант.
КСТАТИ
Первоначально Нина Ургант не хотела петь песню Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон», а предлагала всенародно любимый «Синий платочек».
Но однажды на репетиции «Батальона» Нина увидела, как у ее коллег по фильму в глазах стоят слезы. Актрису это настолько потрясло, что она тут же записала знаменитую песню.