Приходько, которого сыграл Леонов, мог бы стать Николай Рыбников. На роль Кирюшина пробовались Джигарханян, Каюров и Кулагин, а утвердили Сафонова (слева). Харламова хотели сыграть Рязанов, Ульянов, Самойлов и Санаев, а повезло Глазырину (справа).

Пятеро смелых

В этом году исполняется сорок лет, как на экраны страны вышел фильм о войне, в котором не прозвучало ни одного выстрела и не появилось ни одного фашиста. Но при этом «Белорусский вокзал» считается одним из лучших в этом жанре.

Как-то в конце 80-х поздним вечером к Нине Ургант подошли два здоровяка с бритыми затылками и золотыми цепочками толщиной с палец. Понятное дело, что актриса не на шутку испугалась, а парни упали перед ней на колени и сказали: «Спасибо вам за Победу и „Белорусский вокзал“!» В этом году исполняется сорок лет, как на экраны страны вышел фильм о войне, в котором не прозвучало ни одного выстрела и не появилось ни одного фашиста.
Но при этом «Белорусский вокзал» считается одним из лучших в этом жанре. В преддверии юбилея картины «МК-Бульвар» вспоминает самые интересные моменты из истории этого фильма.


По давней традиции все хорошее у нас никогда не происходит без плохого. Так случилось и с фильмом «Белорусский вокзал», создатели которого пережили много неприятных моментов во время работы над картиной.


Однажды режиссер Андрей Смирнов узнал, что Вадим Трунин написал сценарий о том, как четверо фронтовых друзей встречаются через много лет на похоронах своего командира. Они целый день пытаются его помянуть и снова обретают настоящую дружбу, утерянную за годы. Смирнов разыскал Трунина в Таджикистане, и они вместе стали ходить по начальству, чтобы добиться разрешения на работу. Но не тут-то было.


Сценарий на киностудии Григория Чухрая приняли, а вот режиссеру категорически отказали. Дело в том, что за три года до этого Смирнов на этой же студии снял новеллу «Ангел», посвященную пятидесятилетию Октябрьской революции. Но фильм на 20 лет положили на полку. Поэтому после долгих поисков сценарий «Вокзала» сначала предложили Ларисе Шепитько, которая от него отказалась, а потом Марку Осипяну, который тоже не захотел снимать этот фильм. И только через год, после вмешательства Михаила Ромма — учителя Смирнова, — картину запустили в производство на «Мосфильме». Но на этом мытарства Андрея Сергеевича не прекратились.


Съемки останавливали четыре раза и обсуждали на парткомах и худсоветах разного уровня. Изначально в сценарии была прописана иная история: друзья встречаются на похоронах, поминают товарища в ресторане. К ним цепляется подвыпившая компания молодых людей. Завязывается драка, друзья побеждают нахалов, но оказываются в милиции. Вспомнив свое боевое прошлое, герои освобождаются, скрутив охрану. Такой поворот событий начальство посчитало неверным и даже клеветническим и запретило бить милицию в кадре. В результате и появилась всем известная история с газовой аварией. После этого Смирнова попросили добавить эпизод, где милиционер извиняется за то, что друзья попали в участок без разбирательств.


В другой раз картину чуть не закрыли, посчитав, что главные герои выглядят очень неправдоподобно. «Создается такое впечатление, что друзья не победители в войне, а проигравшие» — так было написано в резолюции. И опять «Белорусский вокзал» отстоял Михаил Ромм.


Практически целиком был переснят эпизод, в котором медсестра Рая моет своих гостей. В первоначальном варианте перепачканные друзья остаются в одних трусах, умываются и в них же выходят в комнату, потому что не стесняются ни друг друга, ни тем более своей родной медсестрички. Но худсовет назвал эту сцену позором, и в результате в кадре появляются лишь голые спины, а из ванной герои уже выходят полностью одетыми. Кстати, из-за квартиры Раи режиссер и оператор получили выговор и были оштрафованы на треть оклада. Дело в том, что Смирнов и Лебешев (оператор) заставили переделать отстроенные декорации квартиры, которые выглядели царскими хоромами. И попросили создать жилье медсестры — скромное и чистенькое, то есть более приближенное к реальной жизни.


Но больше всего у режиссера возникло проблем с подбором актрисы на роль медсестры Раи. На пробы приходили Ия Саввина, Нина Архипова, Людмила Хитяева. Дирекция «Мосфильма» и лично министр культуры Екатерина Фурцева настоятельно рекомендовали Инну Макарову. Но Смирнов видел в этой роли только Нину Ургант. Прошел год, был снят весь фильм, кроме сцен с медсестрой, а актрису все никак не утверждали. Из-за нервов и перенапряжения режиссер попал в больницу и отказался от работы над картиной, поскольку ему не разрешали снять актрису. Руководство «Мосфильма» еще раз попыталось надавить на строптивого Смирнова, но в результате сдалось и утвердило Ургант.


Исполнители главных ролей Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Алексей Глазырин прохладно отнеслись к питерской актрисе и поначалу Нину попросту не замечали. Но после съемки первого же совместного эпизода их отношение переменилось, они по-настоящему сдружились и общались даже после «Белорусского вокзала». Позднее Нина Ургант рассказывала в интервью: «Несмотря на то что ребят — замечательных актеров Анатолия Папанова, Евгения Леонова, Всеволода Сафонова и Алексея Глазырина — уже нет в живых, я чувствую, что они по-прежнему рядом со мной. Мальчики оберегают меня. А я часто захожу в Никольский храм и ставлю свечки за их упокой и разговариваю с ними».


КСТАТИ


Первоначально Нина Ургант не хотела петь песню Булата Окуджавы «Десятый наш десантный батальон», а предлагала всенародно любимый «Синий платочек».


Но однажды на репетиции «Батальона» Нина увидела, как у ее коллег по фильму в глазах стоят слезы. Актрису это настолько потрясло, что она тут же записала знаменитую песню.

Популярные статьи