Актер Михаил Мамаев снялся более чем в 10 фильмах. Однако большинству зрителей он известен лишь по двум ролям: романтичного гардемарина Светланы Дружининой и прагматичного Павла из сериала «Шахматист».
В отличие от своих героев Миша оказался человеком эмоциональным, иногда закрытым, порой романтичным, местами циничным. Видимо, поэтому интервью нашему герою не понравилось. Он так и сказал: «На самом деле я не такой».
Мы воздержимся от комментариев и будем надеяться, что это лишь часть актера Михаила Мамаева.
— Миша, у вас есть какой-нибудь жизненный принцип?
— Я люблю разнообразие. Мне всегда хотелось, чтобы в жизни что-то интересное происходило, чтобы больше поездок было, чтобы новые люди в жизнь приходили, а старые, общение с которыми ничего не приносит, сами собой исчезали.
— То есть вы сидите у себя дома на диване и думаете: «А что бы мне сегодня такое совершить?..»
— Раньше так было всегда. Если в течение двух-трех дней в моей жизни ничего не происходило, то я впадал в депрессию, нервничал. Чтобы как-то выйти из такого состояния, старался недосыпать. Спал по четыре часа в сутки, активно занимался спортом или просто садился в электричку и ехал куда-нибудь. Помню, как-то раз я даже добрался до истока Волги. А сегодня такой проблемы нет: моя профессия сама бросает меня из страны в страну, из города в город. От всего этого уже устаешь, и порой такой кочевой образ жизни становится просто ненавистным.
— Сколько времени вы проводите в Москве?
— В первые семь месяцев прошлого года я был в Москве всего неделю, а в последнее время ездил с антрепризами по городам России. Так что в Москве я нечастый гость.
— Вы до сих пор ни в каком театре не состоите?
— Это так. Все-таки оплата в антрепризах хоть как-то сопоставима с затратами труда актера, а вот как работают в театрах, я вообще не понимаю.
— В прошлом вы журналист, работали в «Огоньке» с Артемом Боровиком. К бывшим коллегам относитесь более благосклонно, чем другие звезды?
— Скорее наоборот.
— А можете журналиста выгнать, если вопрос не понравился?
— Такого еще не было. Просто сам уходил, когда разговор был мне неинтересен. А вот меня, 10-летнего мальчишку, один известный человек выгнал из своего номера из-за того, что я пришел к нему неподготовленным. Помню, я сильно тогда плакал. Это был мне урок на всю жизнь.
— Что, например, я должна сейчас сделать, чтобы вы меня выгнали?
— Вы провоцируете меня?! (Смеется.) Если надо будет кого-то выгнать, то поверьте мне, я это сделаю. Но вы такая прекрасная девушка, что вас, наверное, вообще нельзя выгнать.
— Ловлю вас на слове. Правда, что вы журналистикой занялись только из-за того, что в первом классе стали писать научно-фантастический роман?
— Моя душа тогда стремилась к приключениям, к сказочным проявлениям. Фантазии так переполняли меня, что я стал писать о том, как мы с друзьями отправляемся в космос, как строим космический корабль. При этом чертежи корабля я тщательно вырисовывал. Увидев все это, мой отец, который в то время был военным журналистом, решил направить мои старания в полезное русло: предложил заняться журналистикой.
— Однако роман (правда, любовный) вы все равно написали. Он принес вам прибыль?
— Принес. Тираж романа «…и возьми настройщика деревьев!» был 10 тысяч экземпляров.
— Ваш отец — директор издательства. Это он помог вам выпустить роман?
— Сейчас он уже не директор издательства. Но тогда — да, я использовал своего папу в коммерческих целях. Помню, я провел маркетинговое исследование на тему «Где я могу быстрее и дешевле на имеющиеся у меня деньги издать роман?». В результате выяснилось, что условия издательства моего отца меня больше всего устраивают.
— Я читала, что перед премьерой одного фильма вы продавали свой роман в придачу с автографом. Зачем вам это?
— Когда я ездил с антрепризами, то у меня всегда перед спектаклем продавалась моя книга. Ведь я же не просто актер, а человек пишущий. К тому же мне было приятно, что мой роман прочитают не только в Поволжье (где он и разошелся), но и, скажем, в Томске или Хабаровске. Вот я и брал с собой в дорогу 16 книжек.
— Все раскупали?
— Все. Цену я ставил выше магазинной.
— Роман вышел, когда вам было 24 года. Правильно я подсчитала?
— Вы напрасно подсчитываете мой возраст. В Интернете я осознанно ушел от даты своего рождения.
— Скрываете свой возраст? Почему?
— Мне не хочется думать о возрасте или считать, сколько я живу. У меня другое мироощущение.
— Дорогу в кино вам проложила Светлана Дружинина. Как вы познакомились?
— Нас свел случай. В тот вечер мы с актерами отмечали в ресторане очередной спектакль «Калигула», где я играл придворного поэта. Вели себя довольно шумно: читали стихи, пели песни, шутили. Я так был увлечен всем этим, что не заметил, как к нам подошла эффектная женщина. Сначала я не узнал ее, но потом выяснилось, что это режиссер Светлана Дружинина и что она хочет со мной познакомиться.
— Да? А вы рассказывали о вашем стрип-танце на столе. Якобы из-за этого Дружинина вас и заметила…
— Это я так в кураже рассказал, придумал все.
— Тогда чем же вы зацепили Дружинину, что она решила сделать из вас гардемарина?
— А я тогда очень броско одевался. К тому же любая женщина сразу замечает настоящего мужика.
— Говорят, у Светланы Дружининой тяжелый нрав, не каждый способен с ней долгое время общаться. Какие у вас сейчас с ней отношения?
— У нас прекрасные отношения. Видимся мы обычно на мероприятиях, иногда я захожу к ней на «Мосфильм». Но легких людей вообще нет, особенно среди известных.
— А с Жигуновым и Харатьяном общаетесь?
— Мы никогда не были большими друзьями. Но если встречаемся, то всегда здороваемся.
— Последняя ваша работа в кино — сериал «Шахматист». Какой имидж вам сегодня на руку — романтичного гардемарина или просчитывающего все ходы прагматичного Павла?
— Если бы я стремился поддерживать имидж, то до сих пор был бы постаревшим на 10 лет гардемарином. Но у меня все роли абсолютно разные.
— В вас самом больше романтизма или прагматизма?
— Я не бегу от жизни, принимаю ее такой, какая она есть. Поэтому во мне есть и романтизм, и прагматизм, и даже некий цинизм.
— А на жизнь сейчас чем зарабатывает романтик-циник Михаил Мамаев? Что является для вас основным источником дохода?
— А вы кто такая, что спрашиваете, какой у меня основной заработок? Прокурор? Или из налоговой инспекции?
— А у вас какие-то комплексы по этому поводу?
— У меня нет никаких комплексов.
— Вот я слышала, что у вас коммерческая фирма есть…
— Мне не нужно, чтобы люди об этом знали.
— А к деньгам как вы относитесь — бережно или транжирите?
— Если ты встречаешь новую любовь, то тебе хочется яркости, поездок — и ты транжиришь.
— А на понравившуюся девушку какую можете сумму потратить?
— Не считал. А что, надо посчитать?!
— Вы всегда так нервничаете?
— Я эмоциональный человек и зарабатываю на жизнь своими нервами. Это мой рабочий инструмент.
— Нервным вас сделала актерская профессия?
— Конечно, я стал более эмоциональным. Актерская профессия раскручивает эмоциональность на сорок процентов.
— Миша, в прессе пишут, что вы — бабник. Вы гордитесь этим?
— Мне совсем не нравится, что так пишут. Если будут писать не в пределах допустимого — в суд подам.
— А вы какой?
— Не знаю.
— Такой закрытый человек…
— Закрытый. Не люблю душу свою раскрывать.
— Скажите хоть, сейчас вы один или ваше сердце занято?
— Я люблю быть один, но рядом с кем-то.
— Как-то вы сказали: «Обычно меня оставляют женщины, а не я их». А из-за чего они вас бросают?
— Как вы уже поняли, у меня плохой характер. Бывало, что девушки после этого страдали и хотели вернуться, но было уже поздно.
— Обычно мужчины с тяжелым характером сами бросают женщин…
— А я тоже бросаю. Если взять тех, кого я бросил, то они бы в моей двухкомнатной квартире просто не поместились.
— А женскую измену простить можете?
— В моем романе герой говорит: «Нет в жизни вещи, которую нельзя простить, если ты любишь по-настоящему. Дело только во времени и крепости твоего сердца». C одной стороны это так, ведь это же я написал. А с другой стороны, все равно есть вещи, которые простить не можешь.
— Выходит, измену вы простить не можете…
— Не могу, но прощал. Расстаешься с таким человеком, все уже быльем поросло, так периодически общаешься. А потом в профессиональных целях вызываешь на себя демонов, и все прошлое сразу всплывает. Ты думал, что умертвил этих демонов, но на самом деле лишь усыпил их. И вдруг понимаешь, что не простил, а только забыл. Где-то я прочитал: «Женщина прощает, но не забывает, а мужчина забывает, но не прощает».
— Миша, а почему вы не женитесь?
— Ну, нравится мне быть холостым.
— Вы единственный сын у своих родителей?
— Да.
— Значит, ваша мама должна быть недовольна, что вы один, без семьи. А дети у вас есть?
— В общем, нет.
— А детей любите?
— Очень люблю.
— А как любите? Своих представляете или с чужими тоже поиграть можете?
— А я нигде не пересекаюсь с детьми, чтобы с ними поиграть. Племянников у меня нет. Больше всего мне нравятся пацаны 7—8 лет. А вот маленьких девочек я вообще не понимаю. Конечно, нельзя так говорить, но я очень хочу парня.
— Одного?
— Для начала.
— А сколько детей хотите?
— Сейчас я не хочу детей. А вообще — как Бог пошлет.
— А если пятерых пошлет? Не откажетесь?
— Не откажусь. Значит, соответственно, Бог мне пошлет и дом для пятерых детей. Надо же их как-то поднимать, дать образование. Первого сына хочу, потом девочку обязательно. Ничего, пусть будет.
— Для разнообразия.
— Да.
— Какой должна быть женщина, чтобы она была вам бесконечно интересна и чтобы вы не скрывали ее от окружающих?
— Чтобы секс был хорошим, чтобы ноги были стройные, чтобы грудь стояла, чтобы волосы красивые были.
— А внутренние качества?
— А это не важно.
— Тогда такая женщина не может по определению быть вам бесконечно интересна.
— Почему?
— Ну, все же стареют. А внутренние качества остаются…
— Я не уверен, что вообще что-то есть, что может быть бесконечно интересно. Жизнь научила меня быть самодостаточным. Моя жизнь — это борьба. И женщина в эту жизнь в качестве сатрапа никогда не вписывалась. А если и вписывалась, то я потом об этом жалел. Женщина — это хранительница очага. У меня как такового очага нет, моя квартира — это временное пристанище на моем боевом пути.
— Но вы допускаете такую возможность, что такая женщина может быть?
— Допускаю. Просто знаю, что близкого по духу человека противоположного пола найти очень сложно.
— А вы ищете?
— У меня, как и у любого мужчины, заложена программа на поиск.
— Какой тип женской любви вам близок: Татьяны Лариной или Анны Карениной?
— Ни та, ни другая мне не близка. Но я очень ценю в людях верность, особенно в женщинах. Тип Анны Карениной и сегодня актуален. Есть женщины, которые живут с богатыми и нелюбимыми мужьями и изменяют им со стриптизерами из «Красной Шапочки». Я их не сужу, просто мне бы хотелось, чтобы жены моих друзей скорее были бы Татьянами Лариными (когда «…я другому отдана и буду век ему верна»), чем ищущими радости жизни на стороне. Есть же чувство долга, обязанности.
— Тогда чем же вам Татьяна Ларина не угодила?
— Татьяна Ларина мне всегда скучной казалась.
— А вы хотите сразу и веселую, и верную?
— Естественно! Как-то одна женщина мне сказала: «Ты знаешь, ты обречен на одиночество. У тебя слишком высокие требования к женщинам. Пока ты их не понизишь — ты не найдешь спутницу навсегда». Но, честно говоря, я ни тогда, ни сейчас не ищу спутницу навсегда. К тому же я не только к женщинам предъявляю требования, но и к себе.
— Но жениться когда-нибудь собираетесь?
— Я не думаю об этом.
— Может быть, вы, как говорят психологи, просто-напросто бракофоб? Вот как вы к слову «брак» относитесь?
— Не могу сказать, что слово «брак» так уж ласкает мой слух. Но я знаю, что в идеале надо встретить человека, с которым тебе будет хорошо и который будет с тобой и в радостях твоих, и в горестях, и в богатстве, и в бедности. Найти такого человека очень сложно.
— Допустим, нашли. Женитесь или будете жить в гражданском браке?
— Сам настаивать на штампе в паспорте я не буду. Но если женщина скажет мне, что по ряду причин ей бы хотелось оформить наши отношения, — пойдем и поставим. Я способен на это.
— У вас есть настоящие друзья?
— Есть, трое. Я с ними с детства дружу. Мои друзья занимаются бизнесом.
— Есть ли что-нибудь такое, что вы не сможете простить даже лучшему другу?
— Предательство.
— Какой смысл вы вкладываете в это слово?
— Скажем, тебя хотят убить, за тобой охотятся. О том, где ты находишься, знает твой друг. К нему приходят, и он за деньги сдает тебя. Вот это предательство, за это нельзя простить.
— Вы какой-то уж экстремальный пример привели. А вот если, допустим, у вас есть девушка, и в нее ваш друг взял да влюбился. Как вы отреагируете?
— У меня не было, нет и, надеюсь, не будет таких друзей. Это извращенное сознание. Я не понимаю такой ситуации ни в жизни, ни в литературе. Это какие-то не мужчины.
— Но говорят же, что сердцу не прикажешь…
— Мужчина должен уметь приказать своему сердцу, иначе это просто существо мужского пола. Когда ко мне приезжает друг с красивой девушкой, то я на нее по-другому смотрю. Конечно, я вижу, что она красива, но у меня какие-то блоки просто закрыты. Азбука.
— Ну вот вы не смотрите, а ваш друг посмотрел…
— Может быть, поэтому у меня и не так много друзей. Я выбираю себе людей, к которым не боюсь в течение долгих лет стоять спиной.
— Выходит, не так-то просто стать вашим другом. Экзамены устраиваете…
— Сама жизнь — экзамен.