Правила съемки

24 января 1901 года родился один из величайших режиссеров советского кино Михаил Ромм, который считал, что любая творческая личность может появиться только благодаря каким-то необычным встречам и жизненным обстоятельствам. «МК-Бульвар» выясняет, какие люди повлияли на Ромма и на кого повлиял Ромм во время работы над самыми знаменитыми своими фильмами.

24 января 1901 года родился один из величайших режиссеров советского кино Михаил Ромм, который считал, что любая творческая личность может появиться только благодаря каким-то необычным встречам и жизненным обстоятельствам. «МК-Бульвар» выясняет, какие люди повлияли на Ромма и на кого повлиял Ромм во время работы над самыми знаменитыми своими фильмами.



«Пышка» (1934)

Кто повлиял: Сергей Эйзенштейн

В начале 30-х Ромм познакомился с Эйзенштейном и решил рассказать ему о своей первой кинозадумке — фильме «Пышка». Эйзенштейн одобрил выбор, а спустя какое-то время спросил, с какого кадра Ромм собирается начать свою картину. Михаил ответил, что с сапог. Эйзенштейн тут же посоветовал начинающему режиссеру снять эти сапоги так, что если на следующий день Ромм попадет под трамвай и больше ничего не снимет, то эти кадры обязательно попадут в музей ВГИКа.

На кого повлиял: Фаина Раневская

Когда актриса впервые появилась в кино, ей исполнилось 37 лет. Из-за маленького бюджета съемки проходили в недостроенном, холодном павильоне, и Фаина решила никогда больше не сниматься. Однако успех картины заставил Раневскую пересмотреть свое отношение к кино.



«Ленин в Октябре» (1937)

Кто повлиял: Ленин, Сталин

В начале двадцатых годов молоденький Миша Ромм, чтобы не умереть с голоду, торговал книгами с лотка в одном из кинотеатров в центре Москвы. Однажды там случился митинг, на который приехал и Ленин. И вот, проходя по фойе, Ильич остановился возле торговой точки Ромма, взял в руки какую-то книгу и поинтересовался у продавца, о чем она. Миша, к своему сожалению, не имел представления о ее содержании, за что тут же был отчитан вождем: «Стыдно, милостивый государь. Как же это вы не знаете, чем торгуете?». После чего пошел в зал на митинг. Эта встреча запомнилась Ромму надолго.

Фильм «Ленин в Октябре» Сталин посмотрел одним из первых и одобрил его. А во время премьеры в Большом театре стоя аплодировал режиссеру, что означало только одно — картина пойдет во всех кинотеатрах. Однако уже на следующий день ее сняли с проката, а Ромма вызвали на ковер и передали просьбу Иосифа Виссарионовича о досъемках картины. Оказывается, Сталин пересмотрел ее в третий раз и решил, что без штурма Зимнего дворца и ареста Временного правительства «Ленин в Октябре» будет логически не завершен. Пришлось на «Мосфильме» выстраивать дворец, знаменитую решетку, по которой будут забираться матросы, внутренние залы. Ровно через двадцать дней фильм попал в кинотеатры. Но первую версию «Ленина в Октябре» люди так и не увидели.

На кого повлиял: Анатолий Папанов

Первое появление на экране будущего актера в 14-летнем возрасте, после которого Папанов навсегда влюбился в кино.



«Адмирал Ушаков» (1953)

Кто повлиял: Михаил Калатозов

В конце 40-х годов в СССР стали популярны так называемые суды чести. За отказ работать над фильмом «Академик Павлов» Ромма решили подвергнуть этой процедуре с дальнейшим запретом на съемки в течение пяти лет. По совету Калатозова Ромм «заболел», на суд не явился и срочно написал сценарий к другому фильму. В результате Ромма не наказали и разрешили снимать свои фильмы, а не навязанные сверху.

На кого повлиял: Михаил Пуговкин

Съемки «Адмирала Ушакова» проходили в Ялте. Тогда актер, впервые увидевший море, не знал, что спустя 40 лет уедет в этот город навсегда. Пуговкин очень переживал из-за своей внешности, не очень подходящей, по его мнению, для кино. Ромм не только увидел талант актера, но и дал ему совет: «Если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда снимать вас будет еще интереснее». Так оно и получилось.



«Убийство на улице Данте» (1956)

На кого повлиял: Михаил Козаков, Валентин Гафт, Иннокентий Смоктуновский

Козаков после работы над картиной получил негласное звание актера с иностранной внешностью. Для проб на роль француза Шарля Тибо студент сфотографировался в макинтоше и с сигаретой во рту. Ромм утвердил пробы Михаила, а роль принесла молодому актеру популярность.

Актера Валентина Гафта страна узнала благодаря Ромму, у которого он дебютировал в небольшом эпизоде. Во время первой съемки с третьекурсником случился конфуз: он перепутал прибор, с помощью которого выставлялась выдержка, с кинокамерой и начал в его сторону декламировать текст. Когда юношу прервали и попросили начать сначала и перед камерой, Гафт так разволновался, что не смог вымолвить и фразы. Но Ромм успокоил его: «Ничего страшного, вы будете застенчивый убийца».

Не меньше Гафта волновался и другой никому не известный актер. Он тоже играл небольшой эпизод и всякий раз, как включалась камера, начинал запинаться. Его сцену пытались снять уже в 15-й раз, и ассистент Ромма предложил заменить актера. На что режиссер резко возразил: «Неужели вы не видите, как он талантлив?! Этот артист еще покажет себя!» Этим «неудачником» оказался Иннокентий Смоктуновский.



«Девять дней одного года» (1961)

Кто повлиял: Никита Хрущев

С приходом к власти Хрущева кинематографисты смогли вздохнуть свободно. В результате Ромм сделал самую «шестидесятническую» картину той поры об ученых-физиках. Однако уже спустя два года началась травля режиссера, и его «дело» даже рассматривали на уровне ЦК КПСС (Ромма обвиняли в нападках на политику партии). Как ни странно, помог Хрущев, который на одном из заседаний кинематографистов сказал: «Мы надеемся, что этот крупный мастер еще встанет на ноги». Благодаря этому Ромм смог работать и дальше.



«Обыкновенный фашизм» (1965)

Кто повлиял: Леонид Брежнев

По тем временам провести в документальной картине явную параллель между гитлеровским и сталинским режимом было очень смелым поступком. Впервые Ромм смог высказать то, что хотел и как хотел. Именно его голос и звучит за кадром. Однако Брежнев запретил показывать картину на широком экране в связи с улучшением отношений между СССР и ФРГ. Но до сих пор «Обыкновенный фашизм» считается одной из самых известных и сильных по воздействию на зрителя документальных картин.



ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Игорь Ясулович

Первая роль в картине «Девять дней одного года»

Я не только дебютировал у Михаила Ильича в его фильме, но мне посчастливилось и учиться у него на курсе во ВГИКе. Ромм — мощная личность. Мы были зелеными юнцами, и он оказал огромное влияние на наше формирование. Михаил Ильич был великолепным рассказчиком, остроумным и ироничным человеком, каждую лекцию он сопровождал яркими примерами. Помню, в молодости я очень любил имитировать окружающих меня людей, в том числе и Михаила Ильича. И вот на съемках фильма «Девять дней одного года» я очень похоже и смешно изображал нашего оператора. А Борис (так его звали), узнав об этом, сильно обиделся и расстроился. Я попытался с ним примириться, но ничего путного из этого не вышло. Тогда я пошел к Ромму поделиться своей проблемой и спросить совета, что же мне делать. Тогда Ромм сказал: «Потерпи, все пройдет». Эта фраза очень ярко характеризует режиссера.



Владимир Этуш

Первая роль в картине «Адмирал Ушаков»

Он великий человек. Я попал к нему мальчишкой на картину. И он, уже известный режиссер, разговаривал со мной на равных. У него был очень интересный метод общения с актерами, он нас захваливал, давал стимул понравиться ему еще больше. Мы работали в Ялте, и во время отдыха он приглашал меня к столу, мы с ним даже выпивали. Замечательный, интересный человек.



Вадим Абдрашитов

Режиссер, ученик Михаила Ромма

Ромм набрал наш курс в 70-м году, а уже в 71-м, к сожалению, его не стало. Но этот год стал для нас одним из самых счастливых. Ромм показывал нам первый монтаж его последнего фильма «Мир сегодня» (сейчас он называется «И все-таки я верю») о современной болезни — массовом психозе. Уже прошло столько времени, а его размышления на эту тему до сих пор актуальны.


Популярные статьи