«Встретимся на похоронах»

ТИТРЫ


БРИГАДА
Россия, 2001
Производство: студия «Аватар-Фильм», «Ассоциация каскадеров России»
Режиссер: Алексей Сидоров
Авторы сценария: Алексей Сидоров, Игорь Порублев, Александр Велединский
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Александр Иншаков, Анатолий Сивушов
РТР, понедельник—четверг, 20.55

В середине осени, то есть в разгар сезона, РТР выложило свой главный козырь — 15-серийный художественный фильм «Бригада». Съемки закончились больше полугода назад, но все это время сериал лежал на полке в ожидании своего звездного часа. Задолго до появления на свет «Бригада» стала знаменита тем, что это первая в истории нашего кинематографа гангстерская сага, почти как «Однажды в Америке», только на русский лад. Но прежде всего тем, что в этом фильме сыграл свою последнюю роль Николай Еременко.

Фильм «Бригада» (именно фильм, а не сериал, потому что производители ориентировались на такие картины, как «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны») снимался больше года. Громкое звание «сага» картина получила потому, что отображает целую эпоху — с 1989 года по нынешние дни. Вывод войск из Афганистана, ГКЧП, развал СССР, второй путч, чеченская кампания, президентские выборы… Все эти политические события, как звезды, повлияли на многих людей. В том числе и на героев «Бригады». Герои — это Белый (Сергей Безруков), Пчёла (Павел Майков), Космос (Дмитрий Дюжев) и Фил (Владимир Вдовиченков) — четыре друга детства, превратившихся из наивных двадцатилетних мальчишек в жестоких мафиози.
Бюджет одной серии составил почти 200 тысяч долларов. Съемки велись на 350 объектах, в том числе в Доме правительства и Бутырской тюрьме. Консультантами картины были как милиционеры, так и криминальные «авторитеты». Использовалось более сотни автомобилей, среди которых шесть «Мерседесов−600», джип «Ламборгини» (которых в Москве всего две штуки) и даже три катафалка «Шевроле». Только у главного героя Белого около сотни костюмов, а всего разного рода одежды было 900 комплектов. А сколько в фильме прошло оружия, которое показывается едва ли не в каждом кадре, даже не считали.
В январе 2001 года «МК-Бульвар» побывал на съемочной площадке сериала. Когда мы поднялись на нужный этаж сталинского дома в центре Москвы, где в то время базировалась группа, первое, что мы услышали, это истошные крики. Краешком глаза удалось увидеть, что Николай Еременко о чем-то яростно спорил с режиссером Алексеем Сидоровым. Оба были на взводе и друг друга не слышали. Потом как-то очень быстро оба успокоились, мило улыбнулись друг другу и, очевидно довольные найденным компромиссом, разошлись. Мы прокрались за Николаем Николаевичем в «его» кабинет, и он добродушно согласился побеседовать. Тогда еще никто не знал, что это будет одним из последних его интервью.
— Сейчас в перерыве вы о чем-то спорили с режиссером. Ваш разговор происходил на достаточно повышенных тонах. Это потому, что вы опытный актер, а Алексей — дебютант, и вы считаете, что можете его поправлять?
 — Ну это нормально. Алексей имеет ко мне какое-то благоговейное отношение, но я пытаюсь это сделать так, чтобы он говорил мне то, что думает. Он так и делает, а в результате мы сцепляемся так — ужас! Вы сегодня этого не видели просто, слава богу. Но мы также быстро отходим, потому что уже знаем друг друга. Когда надо, я умею подчиняться. Тем более у нас же часто вкусы совпадают. Это меня радует. Значит, направление правильное, значит, мы работаем в одном русле. Это помогает в работе.
— Изначально предполагалось, что эту роль будете играть именно вы? Или были пробы?
 — Ну какие пробы? Зачем мне пробы? Сидоров писал под меня эту роль. (Режиссер также является автором сценария. — Ю. М.) Тут ни о каких пробах никогда речи не идет, я с каскадерами уже много лет сотрудничаю, еще начиная с «Крестоносца». Поэтому у нас проб не было. Да и зачем Еременко пробоваться? (Смеется.)
— Понятно. А кого вы играете?
 — Роль не очень большая — я задействован сериях в трех. Но почему я за нее взялся? Она мне интересна тем, что имеет развитие. И развитие трагическое: из цветущего академика герой превращается в раздавленного жизнью человека. И мне как артисту это просто интересно.
— Почему в раздавленного?
 — Раздавленного из-за детей. У него единственный сын, наследник, и он изо всех сил пытается его спасти, отмазывая от ментовки и всего остального. К тому времени он уже знает, чем они занимаются, и понимает, что как бы заодно с ними.
— Вы профессиональный актер с несчетным числом ролей. У вас были какие-то сложности во время съемок? Или вам любая роль по плечу?
 — Единственная сложность была у меня психологического порядка. В том смысле, что я уже начал играть отцов взрослых детей. (Смеется). Я все думал, что я еще сам могу под молодняк поработать. Но это тоже интересно, потому и согласился. Кроме того, мне интересно работать с молодежью: с молодыми пацанами, с молодым режиссером. Очень не хочется жить прошлым — хочется жить настоящим.
— В США фильмов типа «гангстерская сага» — просто вал. В России до этого не делалось ничего похожего. Как вы думаете, в нашей стране у этого жанра есть будущее?
 — Я думаю, что есть. Такого еще не было, под таким углом еще не снимали. Это как «Однажды в Америке». Картина должна быть очень чувственная. Тут не то чтобы жалко бандитов, а жалко своих детей. Вот почему слезы должны наворачиваться у народа, потому что они убивают и себя, и других… Тут не просто пиф-паф и бум-бам, по морде дам. Здесь все по-другому: и любовь, и дружба, и страдание отцов, и помощь родителей друг другу. Тут много чего хорошего есть, чего раньше не было на нашем экране.
— Вы сейчас снимаетесь где-нибудь еще?
 — Я буду. Я не люблю сниматься одновременно в двух фильмах. А вообще не очень хочу сниматься в сериалах, потому что часто мне бандитов предлагают. От трех я уже отказался.
— Почему?
 — Однотипные роли получаются. Вот я сыграл в «Маросейке». Клевую роль сыграл, она мне самому нравится. Даже больше, наверное, потому, что я там лысый. Но тут пошла череда предложений играть нечто подобное. Но я не могу себе это позволить, просто по старой советской привычке. Я всегда играл неодинаковые роли, может, тем и интересен был. Поэтому и снимаюсь в кино тридцать лет уже.
— Ну хорошо. А сам жанр сериала вас устраивает?
 — Устраивает, потому что я знаю, что можно и в сериале хорошо сыграть, если ты хороший артист.
На прощание Николай Еременко сказал, что следующий съемочный день у него будет только через месяц: «Будем снимать на кладбище, похороны». — «Ну тогда встретимся на похоронах», — пошутили мы. 27 мая 2001 года Николая Николаевича Еременко не стало…

Популярные статьи