Женская логика
Современное мэйнстримное кино — преимущественно женское увлечение. Доказать? Западный мир помешан на опросах. Самый красивый мужчина планеты, самая красивая женщина, самые е… как бы это поприличнее сказать… короче, самые большие fucker’ы в мире шоу-бизнеса (я не шучу, такой опрос действительно проводился среди знающих лиц, и в десятке там оказались сразу два орла из U2 и, помнится, Майкл Дуглас из актеров — давно дело было, до всякой еще Кэтрин Зеты-с-Джонсом и умильных репортажей из роддома).
Естественно, лидируют здесь такие темы, как лучший актер/актриса и певец с певицей. Причем если вторых обычно разводят по категориям — все же странно себе представить, как будут состязаться нежный голос Бритни Спирс с детскими всхлипами Фреда Дерста, — то первых обычно берут скопом: профессия одна и та же — «актер», а уж виляешь ты на экране задом или пучишь мускул — твое дело. Главное — подкупить зрителя, а тут все сгодится. Причем логично предположить, что задница даже предпочтительнее мускула будет: в другом опросе среди самых сексуальных частей мужского тела победила именно она, а уж что
тогда говорить о женской… гм, пора детей гнать из зала. А что делать? Другой поп-культуры у нас для вас нет. Но это в сторону.
Итак, опросы. Чуть не каждый год. Последний на сегодняшний день провел влиятельный британский телеканал Channel 4. Ну там стандартный вопрос: «Кого вы считаете… всех времен и народов… бла-бла-бла». Больше всего мне тут нравится «всех времен и народов». Можно подумать, кто-то видел в глаза игру Эдмунда Кина или Сары Бернар. Ну да бог с ним. В опросе приняло участие свыше 25 000 человек. Это вам не ВЦИОМ — тут, если учесть население Британии, совершенно репрезентативная выборка. Достойный доверия опрос. Короче, хватит тянуть резину. НИ ОДНА женщина не попала в первую десятку. Главным актером мира назван Аль Пачино, вторым — Де Ниро, что удовлетворяет. А вот первая женщина появляется на сомнительном со всех сторон тринадцатом месте. И женщина эта — почти десять лет как ушедшая от нас Одри Хепберн. Из ныне живущих же на двадцатом месте обретается ВТОРАЯ женщина в опросе — Сигурни Уивер. Ох, как она артистично плазмолазерогауссганом алиенов палила!..
Признать опрос отражающим реальное положение дел — значит признать, что женщины играют в кино, то есть месте, где есть развернуться всем полам и возрастам, хуже мужчин. То есть — даже и тут не сумели. Нам такое не подходит: глупо и сексизмом отдает. К тому же, например, по части «Оскаров» картина прямо обратная: самое большое количество номинаций на него делят между собою две женщины — Кэтрин Хепберн, не имеющая никакого отношения к уже помянутой Одри, и Мэрил Стрип, а Кэтрин заодно и имеет их более всего — целых четыре штуки (речь, разумеется, идет об «Оскарах», вручающихся за главную роль). В чем дело? А вот в чем.
«Оскары» присуждают профессионалы. Академики. В опросах же участвует население. Зритель, так сказать. И дальше в ход идет голая математика плюс здравый смысл.
Кто скорее проголосует за мужчину в опросе, где на равных соревнуются мужчины и женщины? Ответы с трех раз не принимаются. Таким образом, мы получаем искомый результат: современное кино устроено для того, чтобы ублажать бытовые женские мечты. По сути дела, оно — дорогостоящий сериал, предназначенный для домохозяек, чья реальность ограничивается детишками-обормотами и мужем, ну никак не тянущим на благородного джентльмена Аль Пачино. Косвенно данная мысль подтверждается тем, что в десятке — ни одного актера моложе тридцати. Самый молодой — Эван МакГрегор, которому 32. Это ли не выбор домохозяек, которые, конечно, поплачут над грустной судьбой утопшего вместе с «Титаником» Лео, но вверять себя ему в руки даже мысленно не будут. Молод ышшо. Да и общественная мораль криво смотрит на возрастные мезальянсы. Да и где у молодого недотепы средства к существованию? Такой примерно ход мысли, реального Лео касающийся уже совсем мало — скорее имеющий отношение к его экранным воплощениям.
Собственно, это не новость: процентов девяносто мощного корпуса поп-культуры развернуто в сторону подростков и домохозяек как наиболее непритязательной и всеядной аудитории. Смешно в этой ситуации слушать другое: бесконечные рассуждения самих деятелей поп-культуры о высоком искусстве, коим они, безусловно, заняты. Диснеевский подход к вопросу тут гораздо симпатичнее: Уолт Дисней первым поставил производство самой легкой продукции в мире — мультфильмов — на поток и об искусстве никаком высоком не заикался. Существует даже известная поговорка о том, что живи Ван Гог в наши дни — его бы на студию Диснея не взяли и помощником художника. Потому как оригинальность нам тут не нужна. Нам главное — чтобы зритель смеялся и плакал.
И ведь что самое занятное: именно Уолт Дисней держит непобиваемый рекорд по числу номинаций на «Оскар» (64) и числу полученных золотых мужиков (26). Так что и академики эти того… те еще авторитеты и ценители изящного.