В минувший уик-энд самая большая голливудская студия Disney стукнула наконец кулаком по столу и показала всем, что есть еще порох в пороховницах. В том, что диснеевцы умеют зарабатывать деньги, и так никто не сомневался, но в последние годы компания делала это в основном за счет экшн-блокбастеров, а не традиционной своей продукции — мультфильмов. Теперь все встает на свои места.
А все потому, что в прошлую пятницу на американские экраны вышел мультик «Корпорация монстров». Картина уже за три стартовых дня заработала 62,6 миллиона долларов и установила рекорд по сборам в дебютный уик-энд — до этого среди анимации лидировала «История игрушек−2» с $ 57,3 миллиона. Установление рекорда приятно уже само по себе, но для диснеевцев событие стало вдвойне радостным. Дело в том, что в последнее время анимационные ленты корпорации не пользовались былой популярностью, и на пятки стала наступать конкурирующая фирма DreamWorks. Одним из ее основателей стал бывший вице-президент Disney Джеффри Катценберг, так что DreamWorks серьезно взялась за мультяшки. И небезуспешно — сравните сборы вышедших с недельным разрывом «Атлантиды» и «Шрека», наследники Уолта Диснея оказались, мягко говоря, биты на собственном поле.
Но дело даже не в борьбе двух конкурирующих студий, в мультяшном мире все острей проявляется противоборство двух видов анимации — рисованной и компьютерной. Пусть профессионалы говорят, что даже традиционные мультики сейчас почти наполовину делаются на компьютерах, но выглядят-то они все равно по-другому, так что и называть их будем просто рисованными.
Так вот, даже в собственной фирме дело Уолта Диснея постепенно отодвигается на второй план, и причины самые объективные. Во-первых, сравните сборы рисованных и компьютерных картин за последние годы — результат явно не в пользу анимашек. Во-вторых, стоимость компьютерных мультфильмов существенно меньше — если «Атлантида» стоила около 90 миллионов (ручная работа, знаете ли), то «Шрек» обошелся всего в 60. К тому же и сделан он был практически в два раза быстрее — все-таки компьютеры работают побыстрей художников. Наконец, на основе цифровых мультяшек куда проще сделать видеоигру, на которых теперь тоже делают очень неплохие деньги.
Еще один немаловажный фактор — постоянный прогресс технологий. Если за последние полвека в рисованной анимации практически ничего не изменилось, то компьютеры год от года становятся все мощней, а нарисованные с их помощью фильмы все совершенней. Например, герои в той же «Корпорации монстров» стали почти в три раза сложней, чем в «Истории игрушек−2», сделанной той же студией Pixar. Шерсть монстра Салли стала уже практически настоящей шерстью, а у девочки Бу майка двигается отдельно от тела, чем создатели особенно гордятся.
В общем, в ближайшие лет десять-двадцать, если технологии будут прогрессировать теми же темпами, традиционные рисованные мультики станут просто анахронизмом — делать компьютерные ленты будет в десятки раз дешевле и проще. В Голливуде уже поговаривают о том, что в ближайшие годы компьютерные персонажи могут вытеснить даже живых актеров. Так что уж их рисованным коллегам точно крышка.
КАССОВЫЕ СБОРЫ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ ($млн.)
WALT DISNEY
АЛАДДИН (1992) — 502
КОРОЛЬ-ЛЕВ (1994) — 772
ПОКАХОНТАС (1995) — 347
ИСТОРИЯ ИГРУШЕК (1995) — 359*
ГОРБУН СОБОРА НОТР-ДАМ (1996) — 326
ГЕРКУЛЕС (1997) — 251
МУЛАН (1998) — 304
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФЛИКА (1998) — 358*
ТАРЗАН (1999) — 435
ИСТОРИЯ ИГРУШЕК−2 (1999) — 486*
ПОХОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА (2000) — 156
КИНО ПРО ТИГРУ (2000) — 74
ДИНОЗАВР (2000) — 348*
АТЛАНТИДА —
ЗАТЕРЯННАЯ ИМПЕРИЯ (2001) — 117DREAMWORKSМУРАВЕЙ АНТЦ (1998) — 171*
ПРИНЦ ЕГИПТА (1998) — 219
ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА (2000) — 172
ДОРОГА НА ЭЛЬДОРАДО (2000) — 66
ШРЕК (2001) — 434*
(* — компьютерные мультфильмы)